Епископ Нару-Фоминский Иоанн рассказал о служении РПЦЗ в США

В среду, 25 октября, Администратор Патриарших приходов в США епископ Наро-Фоминский Иоанн прочитал лекцию «10-летие восстановления Русской Церкви — итоги и перспективы совместной службы в Соединенных Штатах» на пасторской конференции священников и матушек Восточно-Американской епархии и Патриарших приходов в США. Предлагаем некоторые ее важные цитаты.

«За последние десять лет Церковь в Отечестве и за ее пределами стала свидетелем взаимного желания реализовать одно из положений Акта о каноническом общении, в котором говорится: «В странах диаспоры, где существуют параллельные церковные структуры, включая Святую Землю, обе стороны с надлежащим пасторальным усмотрением прилагают все усилия для решения проблем, препятствующих успешному сотрудничеству и совместному свидетельствованию».

Соединенные Штаты, где нам суждено было провести наше пастырское служение, стали уникальным местом, где происходит важное постоянное сотрудничество между представителями Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

В течение десяти лет, благодаря регулярным совместным службам, а также братскому взаимодействию между архипастырями, духовенством и мирянами за пределами служб, мы узнали больше друг о друге; были установлены взаимоуважительные отношения, которые, лучше любых теоретических концепций, способствуют нашей общей цели — проповедовать Евангелие, заботиться и питать нашу паству.

И это само по себе является самым важным и ценным достижением для нас, учитывая, что ему предшествовали десятилетия взаимного недоразумения, а иногда и враждебность друг к другу.

Если десять лет назад все еще были внутренние сомнения относительно того, сможем ли мы установить дружеские отношения после подписания Акта, Его Святейшество Патриарх Кирилл справедливо заявил в пятую годовщину:

«было даже удивительно видеть, насколько быстро и легко эти многолетние препятствия отпали. Это стало возможным, потому что мы были и остаемся носителями одной и той же русской православной традиции; мы разделяем общие духовные и моральные ценности, которые мы приносим миру».

Епископ Иоанн говорил об особом значении воссоединения в области нескольких православных юрисдикций в одном регионе:

«Мы выполняем наше служение за рубежом». [В Соединенных Штатах] существует семь канонических православных юрисдикций. Благодаря возрождению Канонического Причастия, сейчас есть восемь архипастырей, которые освещают позицию Русской Церкви на этом форуме, помогают эффективно участвовать в дискуссиях по различным общеправославным вопросам. В то же время ответственность лежит на всех нас, по тому, что происходит в наших епархиях, монастырях и приходах — представители других православных юрисдикций судят обо всей Русской православной церкви».

Затем Его Преосвященство заметил, что, несмотря на различия в приходской жизни между Церковью в Отечестве и за рубежом, это не мешает совместному духовному питанию нашей паствы в Соединенных Штатах.

Очевидно, что десятилетия, проведенные раздельно двумя частями Русской Церкви, естественно, способствовали формированию другого пути приходской жизни, регулированию епархиальной структуры, литургической практики и применению канонического права к духовенству и мирянам.

Вполне вероятно, что с поддержанием нынешнего дружеского отношения между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью вышеупомянутые аспекты отпадут сами собой. Стремление устранить эти различия искусственно или насильственно, может нарушить мир и братское взаимодействие, что приведет к напряженности и взаимному недовольству.

Только когда есть взаимовыгодные намерения разрешить разногласия по вопросам, которые мешают правильному осуществлению нашего служения Церкви и народу Божьему, мы можем продолжить их рассматривать.

Хотя процесс ознакомления новых людей с приходами за рубежом не всегда идет гладко. В этой связи я желаю, чтобы мы не забывали, что старшее и среднее поколение этих людей родилось в стране, где было запрещено проповедовать Евангелие, посещение приходов, которых не так много, угрожали увольнением с работы, не говоря уже о других проблемах.

Несмотря на это, их приверженность Православной Церкви и часто глубина их веры иногда более искренни, чем тех, кто крестился в младенчестве. Я х хочу использовать собор Святого Иоанна Крестителя в Вашингтоне, округ Колумбия, и его ректора протоиерея Виктора Потапова в качестве примера «церковного общения» в новой волне эмиграции.

Я уверен, что опыт о. Виктора, безусловно, интересен и полезен для священнослужителей, которые служат в Соединенных Штатах, в таких районах, где плотность проживания наших соотечественников очень высока.

Затем епископ Иоанн обсудил развивающееся взаимодействие между Восточно-Американской епархией и Патриаршими приходами в США, обратив внимание на некоторые сферы служения, где можно увеличить совместные усилия.

«Я хотел бы отметить, что нет ничего лучше, чем укрепление доверия и братского взаимодействия между духовенством и мирянами. Это утверждение нынешней конференции и пастырских конференций, состоявшихся во время Великого поста.

Из-за отсутствия достаточных внутренних ресурсов, а также небольшого количества приходов и духовенства Патриарших приходов, распространенных во многих государствах, мы чрезвычайно признательны за организацию этих мероприятий администрации Восточно-Американской епархии и особенно Секретарю епархии, протоиерею Сергею Лукьянову.

Надеюсь, что в будущем больше священнослужителей сможет принять в них участие, и хочу подчеркнуть радость, которая приходит с постоянным общением между приходами и духовенством на межприходском уровне, когда приходы двух частей Русской православной церкви находится рядом.

Однако формат этого взаимодействия подразумевает участие тех, кто уже является православным. Опыт проживания в США и общение с представителями других конфессий обращает внимание на то, что благотворительная и социальная деятельность имеет большое значение для проповеди и увеличения числа прихожан.

Многовековой опыт нашей Церкви показывает людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах в Российской империи, в годы безбожной власти, и ту часть Церкви, которая оказалась за границей и испытала судьбу эмигрантов со своими личными трудностями. Конечно, верующие были примером милосердия к своим соседям, но никогда не были организованы в массовом порядке.

Исключением и, вероятно, единственным в своем роде, является пример святого Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, который помимо заботы о духовных потребностях своей паствы также управлял другими аспектами жизни — от политического статуса до поиска пищи.

Даже сейчас, особенно здесь, в Америке, мы сталкиваемся с такими же материальными проблемами, которые препятствуют приходам служить бездомным, немощным и бедным. Затем мы должны объединить наши усилия, понимая, что эта категория людей обращается к церкви с надеждой.

Прекрасным примером нашей совместной работы был сбор и доставка нескольких тонн гуманитарной помощи в 2015 и 2016 годах для жителей восточных регионов Украины.

В то же время, особенно в крупных городах США, есть много наших соотечественников, которым нужна помощь и внимание, поскольку их обычно игнорируют местные власти и медицинские учреждения из-за их иммиграционного статуса, отсутствия медицинской страховки и т.д.

Иногда мы успокаиваем нашу совесть, сообщая о сборе одежды и продуктов питания для них несколько раз в год, но мы не в состоянии поддерживать их на постоянной основе, чтобы помочь им интегрироваться в Америке или вернуть их на родину, если есть такая необходимость.

Конечно, иногда им помогают благотворительные организации и социальные службы, покровительствованные другими христианскими конфессиями, но это также имеет свои последствия: я неоднократно встречался с людьми, которые покинули церковь. Они ушли в то время, когда нуждались в помощи, и нашли ее у представителей неортодоксальных религиозных организаций.

В заключение я хочу вспомнить слова патриарха Алексия II от 17 мая 2007 года:

«Молитвы и вера многих, живущих вдали от Отечества, их труды и их любовь, привели к празднованию сегодняшнего дня. Начало совместной работы уже положено, но мы ждем новых, еще больших дел.

До того, как слуги нашей Святой Церкви пойдут работать на огромном духовном поле — наши православные люди, когда-то насильственно оторванные от своих духовных корней, но теперь вернувшиеся к вере, нуждаются в Церкви, пастырской заботе и просветлении. Жатвы много, а делателей мало (Матфея 9:37). Вместе мы можем сделать больше».

Добавить комментарий