В Иерусалиме протестуют против военной службы

Ряд протестов ультраортодоксальных еврейских активистов против обязательной военной службы в Израиле парализовал Иерусалим в последние недели. Демонстрации отображают отчаянную попытку меньшинства сохранить образ жизни, который быстро меняется вокруг них.

В реалиях современной израильской экономики ультраортодоксальный мир евреев вынужден адаптироваться к растущему числу технологий, получению высшего образования, выходу на работу и даже служению в армии.

Эксперты считают, что завтрашние ультраортодоксы будут сильно отличаться от сообщества, которого сегодня боится большинство населения в Израиле.

«Если вы ожидаете, что завтра все изменится — этого не произойдет. Но если это будет сделано спокойно, и это не будет навязываться нам, это произойдет само по себе», — сказал Гидон Кац, ультра ортодоксальный еврей, который управляет агентством по рекламе и связям с общественностью в Иерусалиме.

На протяжении десятилетий ультра ортодоксальные использовали значительную политическую власть, что бы сохранить изолированный образ жизни. Они имеют отдельную сеть школ, большие льготы в армии и организовывают для многодетных семей раздачу милостыни, финансируемую налогоплательщиками.

Система кормила внутреннюю культурную войну между ультраортодоксальной общиной, в значительной степени замкнутой, и возмущенным светским большинством. Недавние протесты показали открытую конфронтацию внутри общества.

«Иудаизм никогда не говорил, что что-то не так с работой», — сказал Кац, отметив, что уже не редкость встретить ультраортодоксальных юристов, бухгалтеров и руководителей. «Изучение Священных Писаний — это наивысшее призвание. Это идеал, но не для всех».

Ультраортодоксальные евреи, известные на иврите как «Харедим», или «те, кто боятся Бога», являются самым быстрорастущим сектором в Израиле. Из-за их высокой рождаемости в настоящее время их число составляет более 1 миллиона человек, или около 12 % из 8,7 миллиона граждан Израиля.

Согласно данным Института демократии Израиля, независимого аналитического центра, большинство из них живет за чертой бедности. Ожидается, что их число вырастет до 14 % в 2024 году, 19 % в 2039 году и 27 % в 2059 году. Эти цифры вызвали опасения, что развитая экономика Израиля обременена рабочей силой, которая не подготовлена к современному миру.

Гилад Малах, исследователь института, специализирующийся на этом сообществе, считает, что такие страхи преувеличены. Он рассказал, что модернизирующий эффект сделает сообщество Харедим более образованным и трудоспособным, подобно адаптировавшимся ультра ортодоксальным общинам в Соединенных Штатах и Европе. «Для тех, кто пытается придерживаться старых путей, война проиграна».

По оценкам Малаха, около 10 % ультраортодоксальных принадлежат к современному лагерю, который принял технологии и современное общество, в то время как 10% этой же общины избегает любого взаимодействия с истеблишментом. По его мнению, оставшиеся 80 % общины в разной степени открыты для перемен.

По словам Малаха, число Харедим, поступающих в израильские университеты, с 2009 года более чем удвоилось, хотя они все еще составляют всего 4 % от числа студентов.

Но Дэн Бен-Дэвид, экономист из Тель-Авивского университета и президент Шоршского института социально-экономических исследований, сказал, что эти цифры вводят в заблуждение.

Большинство студентов Харедим бросают университеты, в основном из-за их плохого начального и среднего образования, сказал он, добавив, что число трудоспособных Харедим, которые закончили вуз, было относительно стабильным в течение последнего десятилетия.

Напротив, американские ультраортодоксальные евреи, которые должны пройти основную школьную учебную программу, имеют в два раза большее число выпускников университетов. «В жизни нет ярлыков, — сказал Бен-Дэвид.

«Желание участвовать в современной экономике без необходимых навыков — это путь поражения». Чтобы идти в ногу с рыночными отношениями, основанными на знаниях, дети Харедим должны получить базовое образование.

На протяжении десятилетий светские руководители израильских правительств поддерживали статус-кво, либо из-за их зависимости от ультраортодоксальных политических королей, либо опасаясь возмущенной реакции.

Самым спорным вопросом является призыв на военную службу в армии. Призыв освобождать от прохождения военной службы возвращает нас к провозглашению Израильского государства в 1948 году, когда правительство разрешило нескольким сотням одаренных учеников продолжить религиозные исследования, чтобы помочь восстановить великие школы еврейского обучения, уничтоженные в Холокост.

На протяжении многих лет число учеников росло, как и общественное возмущение. Неоднократные попытки найти компромисс потерпели неудачу.

Правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху недавно отменило предыдущее законодательство, направленное на увеличение призыва на военную службу. Верховный Суд признал отмену неправомерной и потребовал нового законодательства в течение года.

В то же время у большинства мужчин Харедим есть возможность получать повторные отсрочки, если они регистрируются военными — лазейка, позитивно воспринятая руководством Харедим.

Но Шмуэль Ауэрбах, видный раввин Иерусалима, насчитывающий около 25 000 последователей, отвергает даже эту возможность. Когда некоторые из его последователей были заключены в тюрьму за отказ зарегистрироваться, тысячи вышли на улицы Иерусалима, перегородив движение транспорта в городе на основных перекрестках.

Но произошел драматический эпизод, когда некоторые контр-протестующие Харедим появились на перекрестках и прокляли демонстрантов.

Израильские военные заявляют, что число солдат Харедим возросло благодаря усилиям по удовлетворению их потребностей, таким как обеспечение строго кошерной пищи, ограничение контактов с женщинами-солдатами и график, синхронизированный с молитвенными периодами.

2850 солдат Харедим были зачислены в прошлом году, что на 30% больше, чем в 2014 году. В целом в настоящее время службу в армии проходит 7 000 Харедим.

Директор Центра изучения ультраортодоксального общества в Иерусалимском институте политических исследований Амирам Гонен утверждает, что последователей Ауэрбаха в мире становится все меньше, ведь они понимают, что им нужно адаптироваться. «Катастрофа не произошла, но есть динамика новых норм, медленно внедряющихся в обществе», — сказал он.

Добавить комментарий