После 200 лет раскола англикане могут объединиться с методистами

В этом году Церковь Англии и Методистская церковь должны будут принять судьбоносное решение. Они должны принять решение, могут ли их церкви разделять службы. Может ли англиканский священник служить в методистской церкви или, что более важно, методистский «пресвитер» служить в англиканской церкви. Это сложная договоренность, но обе конфессии довольно часто практикуют такой обмен, особенно в сельских районах, и эта схема может оказаться очень полезной.

Зависит от того, кто такие методисты. Сегодняшняя методистская церковь возникла из союза между различными ветвями методизма в 1932 году; многие из них с гордостью были нонконформистами, в то время как уэслианцы скорее сожалели о том, что вышли из англиканской церкви. У этих конфессий длинные истории.

Значит, все они были англиканцами?
Абсолютно все. Методисты вышли из большой волны евангельского возрождения в 18 веке. Основатели движения Джон Уэсли и его брат Чарльз (автор евангельских гимнов) считали себя лояльными англиканцами, хотя Джона и не хотел вернуться в англиканскую веру.
200 лет – не слишком ли долгая ссора?

Это не совсем так. Британская методистская церковь имеет определенную самобытность и культуру, и она связана с другими методистскими церквями во всем мире. Поэтому любые разговоры об организационном «единстве» между ними и англиканцами являются преждевременными, несмотря на довольно сенсационные заголовки несколько лет назад. В 2003 году был согласован Пакт, который заставил их предпринять медленные и болезненные шаги в направлении совместной деятельности.

Почему же так долго предпринимаются эти шаги?
Потому что есть действительно очень сложные проблемы. Церквам предлагается рассмотреть возможность «предпринять новый шаг к полному видимому единству в отношениях общения друг с другом, поддерживая общие обязательства в отношении епископских и пресвитерианских служб. «Разделять служение исторического епископата» и «приветствовать всех пресвитеров/священников, которые служат в любой Церкви, как имеющих право служить в обеих конфессиях».

И это является камнем преткновения? Почему?
Англиканцы считают, что их епископское служение должно быть личным — то есть епископы осуществляют власть и учат лично – историческая преемственность от епископа к епископу от апостолов, невозможно создать церковь из ничего, она должна соединиться с более широкой церковью. Это было подчеркнуто Ламбетским Квадрилатералом в 1888 году, который подчеркивал, что для англиканцев в полном общении с другими Церквами историческое епископство имеет большое значение. У британских методистов нет епископов, поэтому здесь возникают некоторые проблемы.

Похоже, что проблема непреодолима.
Не совсем. Стоит задать корректный вопрос: если снова посмотреть во что на самом деле верят методисты, то смогут ли они найти общую почву?

Методисты ничего не имеют против «исторического епископата», они просто не считают это необходимым. Они также заявили, что будут счастливы принять новые богословские разработки, «совместимые с их этосом», в том числе исторический епископат, если он помогает миссии. Документ, который будет обсуждаться в этом году «Миссия и Служение по договоренности», подчеркивает, что в любом случае в англиканских и методистских кругах существуют различные теологии епископата.

Но все же — англиканцы имеют епископов, а британские методисты нет?
Технически это правильно. Но власть и надзор над Методистами осуществляется на ежегодной Конференции, которая по своей сути схожа с историческим епископатом. Каждый, кто служит в методистской церкви, делает это под руководством Конференции, так что это похоже на собрание епископов.

Но как насчет «личной» преемственности?
Существует Президент Конференции, это священник в сане, и вице-президент, который обычно мирянин (им может стать так же диакон). Они теоретически равны в положении, но президент имеет различные полномочия и обязанности.

Таким образом, президент Конференции мог бы быть рукоположен в качестве президента-епископа традиционно тремя епископами (как минимум), которые уже были рукоположены в историческом епископате — предположительно англиканском. Затем президент-епископ мог бы участвовать во всех последующих методистских рукоположениях, обеспечивая тем самым апостольскую преемственность.

Как насчет уже рукоположенных методистов-пресвитеров? Надо ли их пере-рукоположить?
Это кажется логичным, но это было бы уже слишком для многих методистов, поскольку это, как бы, аннулирует их предыдущее служение. Поэтому англиканцы предлагают жить с этим как со «временной аномалией», которая будет сглажена с ходом времени, когда нынешние пресвитеры уйдут на пенсию или умрут.

Тогда это довольно большой шаг для обеих деноминаций?
Да. Для англиканцев в католической традиции этот шаг смягчает приверженность апостольской преемственности Церкви Англии ради спасения и без того приспосабливающейся церкви, которая на самом деле и не придерживается особо своих доктрин, и центр тяжести которой гораздо более либерален.

Методистам, даже если их не нужно пере-рукополагать, по-прежнему кажется, что им навязывают обязанность соответствовать англиканским условиям членства для допуска в «клуб настоящих церквей». В то время как верхние эшелоны Методизма, как правило, представляют уэслианство, для которых это не было бы проблемой, старые примитивисты и другие твердолобы могут отказаться менять свои убеждения. Но мы все еще не говорим о фактическом единстве Церкви.

В смысле присоединения к определенной организации на национальном уровне, нет. Но если обе церкви согласятся на определенные шаги, то в некоторых местах это будет похоже на «воссоединение»: методистские пресвитеры управляют англиканскими приходскими церквями, англиканцы в методистских кругах.

В этом случае обе стороны выигрывают. Методистская церковь богата наличными деньгами, и этим ресурсам будут очень рады в англиканской церкви. Но методисты также переживают демографический спад – подавляющее количество их прихожан очень пожилые люди, и здесь на помощь придут англиканцы.
Как бы это ни происходило, 2018 год будет очень знаменательным для этих двух церквей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *