Турция блокирует выборы нового армянского патриарха

В шестой раз со времени основания Турецкой Республики в 1923 году правительство конституционно «светской» Турции открыто вмешалось в выборы нового Армянского Патриарха, который возглавляет крупнейшую христианскую общину страны.

Сейчас, менее 40 000 армянская община Турции, расположенная в основном в Стамбуле, — это остаток около 2 миллионов армян, которые проживали в центральной Анатолии и восточных районах нынешней Турции в течение двух тысячелетий.

1,5 миллиона человек погибли во время массовых убийств и принудительных депортаций в Сирийскую пустыню, начатых в апреле 1915 года Османской империей. Хотя Турция признает, что в это время в Первой мировой войне были «жертвы с обеих сторон», она отрицает, что эти события представляют собой «геноцид».

Армения была первой страной в мире, которая приняла христианство как свою государственную религию (в 301 году нашей эры). Сегодня армянский патриархат в Стамбуле осуществляет надзор за 42 церквями и более 50 общинными фондами в Турции, поддерживая их школы, больницы, кладбища и различные благотворительные проекты для удовлетворения религиозных, образовательных и гуманитарных потребностей общины.

Но в начале февраля турецкое правительство приказало совету клириков Армянского Апостольского Патриархата отказаться от предпринимаемых в течение последних 18 месяцев попыток найти замену действующему Патриарху, который десять лет назад серьезно заболел и сейчас находится в коме.

Спустя два года после случившегося, Патриарху Месропу II Мутафяну был поставлен диагноз деменция и болезнь Альцгеймера. Поскольку он больше не мог выполнять свои обязанности, армянская община обсуждала два варианта: либо избрание нового Патриарха, либо временного со-Патриарха для выполнения обязанностей Мутафяна до его смерти.

Но в 2010 году турецкое правительство заявило, что ни один из вариантов не соответствует традициям армянской церкви, согласно которым причиной является либо смерть Патриарха, либо отставка до избрания его преемника.

Вместо этого правительство придумало новую руководящую роль в местной церковной иерархии «Патриаршый викарий», для решения повседневных дел патриархата. Затем совет клириков избрал архиепископа Арама Атешяна на эту новую должность, установленную правительством.

Атешян занимал этот пост, де-факто лидера армянской общины Турции, на протяжении последующих лет. Но в октябре 2016 года совет клириков официально отправил патриарха Месропа в отставку, заявив, что его неизлечимое состояние не позволило ему выполнять свои обязанности в течение последних 7 лет.

В феврале 2017 года епископ Саак Машалян подал в отставку в качестве главы совета клириков. «Предвыборная атмосфера постоянно на повестке дня, но ни разу не решена, что создает почву для церковных разногласий и конфликтов», — объяснил Машалян.

Широкая поддержка сообщества вскоре побудила Машаляна отменить свою отставку. Затем Совет клириков объявил, что патриархальное место вакантное, призывая к избранию временного лидера, что позволит начать процесс выборов.

В дополнение к Атешяну и Машаляну два других армянских священнослужителя, которые были духовными лидерами армянских общин за рубежом, были правомочны как граждане, родившиеся в Турции, принимать участие в избирательном процессе: архиепископ Себух Чульчиан в Армении и архиепископ Гарегин Бекчиян в Германии.

На выборах 15 марта 2017 года в 15.00 Бекчиян был избран большинством (две трети голосов) на пост местоблюстителя. Через несколько минут Атешян озвучил ранее нераскрытое письмо от губернатора Стамбула, которое было отправлено в адрес патриархата в тот день. В письме шла речь о том, что «не существует законной возможности» продолжать выборы патриарха, поскольку Патриарший викарий по-прежнему отвечает за дела патриархата.

Еженедельная газета «Агос» в Стамбуле сообщила, что письмо из канцелярии губернатора было отправлено по факсу в патриархию в 13.14 дня, более чем за час до проведения выборов. По имеющимся данным, по-видимому, только Атешян знал до голосования, что правительство запрещает выборы.

Архиепископа Бекчияна пригласили приехать из Германии в начале апреля, чтобы занять свою временную каноническую должность в Стамбульском патриархате. Но Атешян отказался уйти с поста, назначенного государством. В результате в конце июня совет клириков проголосовал (22 голоса против 2) за то, чтобы отстранить Атешяна от исполнения обязанностей на должности патриаршего викария.

В течение семи месяцев турецкое государство отказывалось от какого-либо взаимодействия с Бекчияном, оставив без ответа все его письма и запросы о встречах в качестве избранного духовного лидера Армянской Церкви.

Единственный контакт правительства с общиной осуществлялся через известного бизнесмена Бедроса Сириноглу, который возглавляет один из крупнейших фондов армянской общины и встречался весной прошлого года с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Разочарованный продолжающимся официальным молчанием, Комитет по выборам Патриарха наконец подал жалобу в МВД в начале этого месяца о неспособности ответить на заявление Церкви о начале избирательного процесса.

6 февраля мэрия Стамбула нарушила свое молчание в письменном ответе заявила, что «условия для избрания нового Патриарха не материализовались» — то есть Патриарх Месроп все еще жив, и Атешян по-прежнему является Патриаршим викарием, говорится в письме.

На следующий день миряне, возглавляющие фонды армянской общины, были вызваны вместе с адвокатом патриархата для встречи с министром внутренних дел Сулейманом Сойлу в Дворце Чираган в Стамбуле. Ни один из духовных лидеров церкви не был приглашен.

В свою очередь министр Сойлу находился в сопровождении губернатора Стамбула Васипа Шахина, начальника полиции Стамбула, командующего жандармерией Стамбула и несколькими другими высокопоставленными должностными лицами.

Адвокат Себух Аслангиль сообщил министру внутренних дел, что в последние месяцы Армянским советом клириков были приняты все меры в соответствии с церковными канонами, в том числе снятие Атешяна с должности Патриаршего викария.

Но Сойлу настаивал на том, что Турция «действует в соответствии с законом», заявив, что долг государства — признать роль патриаршего викария.

8 февраля, Сойлу уточнил, что постановление Совета министров Турции от 29 июня 2010 года постановило, что «пока Мутафян не умер, Арам Атешян остаётся Патриаршим викарием».

После того, как несколько представителей общины объяснили, почему важно, чтобы выборы патриарха состоялись немедленно, Сойлу сказал, что передаст их опасения президенту Эрдогану и премьер-министру Бинали Йилдириму. «Мы должны встретиться снова через месяц», — заключил он после трехчасовой встречи.

Позже в тот же день редакция газеты «Агос» сделала вывод: «[правящая] Партия [«справедливость и развитие»] открыто вмешалась в традиции церкви и сказала им, что они не могут избрать своего Патриарха».

После встречи с Сойлу совет клириков подчинился правительственному вмешательству, формально восстановив на следующий день архиепископа Арама Атешяна 9 февраля как «исполняющего обязанности» Патриарха. Через четыре дня Бекчиян вернулся в Германию, описав вмешательство турецкого правительства как «долгую и запланированную кампанию» по саботированию турецких 85-ых выборов Патриарха.

«Это обычная практика, когда [турецкое] государство вмешивается в выборы религиозными общинами своих лидеров, особенно армянской, греческой православной и еврейской общин», — сообщила на прошлой неделе «Форум 18» — норвежская организация, содействующая религиозной свободе.

По мнению организации, отсутствие правовой базы для армян Турции и других немусульманских меньшинств по-прежнему нарушает международные обязательства в области религиозной свободы в стране, о чем говорится в Лозаннском договоре и конституции Турции.

«Реальная проблема заключается в отсутствии какого-либо закона об институтах религиозных меньшинств и отказе турецкого правительства признать эти общины в качестве юридических лиц», — сказал в прошлом году в интервью «Аль-Мони» турецкий адвокат по правам человека Орхан Кемаль Ченгиз.

Без правовой основы для защиты своих полных религиозных прав граждане Турции по-прежнему зависят от политической «доброй воли» власти, которая достаточно сильна даже для выбора духовных лидеров.

Добавить комментарий