Ислам и криптовалюта — халяльная или не халяльная?

На самом большом сайте электронной коммерции в арабском мире Голд Сук (Gold Souq) в Дубае клиенты из разных стран мира торгуют браслетами и ожерельями. В другом месте в Эмиратах, самом центре региона по торговле золотом, слитки играют новую роль в финансовой инженерии.

Местная стартап-компания, основанная в прошлом году, OneGram, выпускает защищенную золотом криптовалюту и пытается убедить мусульман в том, что инвестиции в криптомонеты соответствуют их вере.

Глобальный всплеск интереса к биткойну, эфириуму и другим криптовалютам наблюдается в Персидском заливе и Юго-Восточной Азии, главных центрах исламских финансов.

Но поскольку они являются продуктами финансовой инженерии и объектами спекуляций, криптовалюты не сразу находят свое место в Исламе. Принципы исламского права, помимо запрета процентных платежей, подчеркивают реальную экономическую активность, основанную на физических активах, и неодобрительно смотрят на денежные спекуляции.

Халяльные или не халяльные?

Спекулятивный характер криптовалют вызвал споры среди исламских ученых о том, допустимы ли они религией. Криптовалютные компании стремятся лавировать в этой дискуссии, запуская инструменты на основе физических активов и сертифицируя валюту как действительную с помощью исламских советников.

Каждая единица криптовалюты OneGram поддерживается по меньшей мере граммом физического золота, сберегающегося в хранилище. Идея состоит в том, чтобы ограничить спекуляцию.

«Золото было одним из первых видов денег в исламских обществах, поэтому это уместно», — сказал Ибрагим Мохаммед, британец, который основал фирму вместе с другими инвесторами в прошлом году.

«Мы пытаемся доказать, что правила шариата полностью совместимы с цифровой технологией blockchain».

На сегодня выдано криптовалюты стоимостью десятки миллионов долларов. Около 60 % запланированного количества монет еще предстоит продать; OneGram надеется выпустить их все, прежде чем заявить их перечень на биржах в конце мая.

OneGram получила постановление о том, что их криптовалюта соответствует исламским принципам из дубайского Al Maali Consulting.

Это одна из десятков консультативных фирм по всему миру, которые предлагают свое мнение о том, соответствуют ли финансовые инструменты стандартам исламского права.

В Малайзии компания HelloGold запустила первоначальное предложение своей защищенной золотом криптовалюты в октябре, получив одобрение от исламских ученых в Куала-Лумпурском Amanie Advisors.

Мануэль Хо, главный специалист по маркетингу HelloGold, сказал, что их монета исламская, поскольку транзакции произошли в течение определенного периода времени, что делает их менее непостоянными и устраняет проблему двусмысленности ценообразования.

В числе других экспериментов, Халяльная цепочка из Объединенных Арабских Эмиратов, которая провела первоначальное предложение монет в декабре, предоставив при этом данные об исламской допустимости товара.

Исламские правовые комитеты

Только около 20-30 % банковского дела в Персидском заливе и Юго-Восточной Азии следуют исламским принципам; многие мусульмане используют обычные финансы, если они предлагают более высокую доходность или больше удобства.

Но вопрос о религиозной допустимости является очень важным и может определить, имеют ли право исламские фонды и институты, которые официально привержены принципам исламского права, иметь дело с криптовалютой.

«Одна из самых больших трудностей заключается в том, что есть о чем поспорить, и так мало уверенности в том, как криптовалюта себя поведет», — сказал Зияд Магомед из HSBC Amanah в Малайзии. Он возглавляет свой Шариатский комитет, который контролирует исламские сделки.

Национальные «представители шариатской власти» не принимали решение о допустимости криптовалюты, и, хотя некоторые глобальные органы рекомендуют стандарты для исламских финансов, никто не имеет права навязывать их. Многие правительства опасаясь возможности нестабильности, все же не желают терять шанс воспользоваться новыми технологиями.

Центральные банки Саудовской Аравии и ОАЭ предупредили своих граждан о рисках торговли биткойнами, но не наложили прямые запреты.

Это заставляет исламских инвесторов выбирать между иногда противоречивыми суждениями ученых в консультативных фирмах, финансовых компаний и академических учреждений.
Одно из самых ранних решений было принято в 2014 году, когда калифорнийский ученый Монцер Кахф, известный автор учебников по исламскому финансированию, назвал биткойн законным средством обмена, хотя и уязвимым для манипуляций.

С тех пор исламские юристы в Южной Африке вели политику в пользу криптовалют, утверждая, что они стали социально приемлемыми и широко используемыми.

Однако в октябре Дурбанский центр Дарул Ихсан воздержался от их одобрения, сославшись на опасения по поводу возможных схем финансовых пирамид. Некоторые ученые в Турции, Индии и Великобритании назвали их недопустимыми; Великий муфтий Египта заявил в январе, что ими нельзя торговать.

Усугубление дебатов заключается в том, что существуют сотни цифровых монет или жетонов, каждый из которых обладает уникальными функциями, связанными с распределением, получением и торговлей, сказал Фаррух Хабиб, сотрудник по исследованиям Малайзийской Международной исследовательской академии исламских финансов Шариата.

«Они также очень различаются по своим основным предметам потребления, проектам или предприятиям, поэтому нецелесообразно иметь общее правило шариата для всех», — сказал Хабиб. Он участвует в проекте по классификации криптовалют, основанной на критериях соответствия шариату.

«Большинство существующих шариатских правил имеют дело только с биткойнами или относятся ко всем типам криптовалют, не обращая внимания на их особенности».

Сложности

Другая проблема заключается в том, что многие исследователи исламского права не понимают сложностей цифровых валют, сказал Харрис Ирфан, управляющий директор Cordoba Capital в Лондоне.

«Я бы предостерег от принятия каких-либо фетв (решений по определенному вопросу) ученых-сообществ по вопросу о фикх аль-муамалате (правительственном регулировании коммерческих транзакций), юридического регулирования сделок, которые являются очень сложной сферой шариата».

Ирфан возглавляет британскую исламскую группу Fintech, аналитический центр, который разрабатывает руководящие принципы для аккредитации продуктов, связанных с отраслью финансовых технологий, в том числе криптовалютой.

Зияд Магомед рассказал, что определенный консенсус по этому вопросу в мире все-таки достигнут — криптовалюта является одной из форм богатства, а это уже «маала» — один шаг к принятию.

Но ученым еще предстоит окончательное решение о том, являются ли криптовалюты фактически валютами. Это важно для исламских налоговых платежей, называемых закят, и для права наследования.

«В целом требуется больше доказательств для достижения консенсуса, по крайней мере, до тех пор, пока высшие органы не выступят по этому вопросу, например, Академия исламского фикха», — сказал Зияд Магомед, ссылаясь на влиятельное учреждение, основанное в городе Джидда.

Абдулкахир Камар (Abdulqahir Qamar), директор департамента фатв в Академии фикха, сообщил Reuters, что академия не выдавала никаких резолюций о криптовалюте, но планировала обсудить этот вопрос на одной из своих официальных сессий в этом году.

Академия также будет стремиться организовывать семинары с учеными по этому вопросу, сообщил он.

Добавить комментарий