7 пророчеств о Богородице, сделанных задолго до рождения Христа

В пророческих речениях Ветхого Завета даны были многие предуказания главнейших обстоятельств жизни Пресвятой Богородицы: происхождение Её от рода Давидова, нравственные совершенства, Богоматернее величие, приснодевство, прославление,— всё это преднаписано у святых Пророков чертами, вразумительными для душ верующих.

Книга Бытия

Первое слово о Пресвятой Деве Богородице произнесено ещё в раю. Оно сказано Самим Богом в обетовании об Искупителе павших прародителей наших. Это обетование, называемое у изъяснителей Святого Писания «первоевангелием», находится в словах Божьих, обращённых к змию — обольстителю: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт. 3: 15). Так как в образе естественного змия скрывался «змий великий, змий древний, нарицаемый дьявол» (Апок. 12:9), то под женой надобно разуметь здесь не Еву собственно и не другую какую обыкновенную жену.

Кто же эта жена, исправляющая грех Евы? Святой Иоанн Дамаскин объясняет:

«Ева — говорит он — сделалась первою преступницей, и через неё, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божьей, ввела в мир бессмертие».

Жена, о которой говорит Бог, есть Пречистая Дева Мария,— благословенная и ублажаемая, через Которую Слово стало плотью, единственно наитием Духа Святого и осенением силы Вышнего. Семя жены, восторжествовавшее над тёмными силами, «упразднившее имущего державу смерти, сиречь дьявола», разрушившее дела дьявола, и Своим страданием, смертью и воскресением сокрушившее самую главу змия-обольстителя, есть поистине Спаситель мира — Господь Иисус Христос.

Пророк Давид

В книге Песнь песней находится много указаний и на Пресвятую Деву Богородицу. Например, в 44 псалме святой Пророк Давид живописно изображает славу великого Царя и Царицы. Если черты, употребляемые в описании величия Царя, таковы, что заставляют видеть в этом Царе — Царя духовного царства, непреходящего и вечного, Господа Иисуса Христа, то и под Царицей должно разуметь небесную Царицу и Владычицу нашу — Деву Богородицу.

«Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны (украшениями) златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Её, искренния Её приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев» (Псал. 44:10-16).

В объясняемом пророчестве Господь Иисус Христос представляется восседающим на престоле вечной славы, а предстоящею одесную Его — Пречистая Дева Матерь. Она предстоит на высшем месте, как честнейшая херувим и славнейшая серафим. — «В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена»: этими словами обозначаются высокие благодатные качества Пречистой Девы, по которым Она удостоилась быть вместилищем Единородного Сына Божьего.

Чистота, смирение, вера, любовь к Богу, терпение,— вот те «рясны златыя», в которых Она предстоит Сыну и Богу Своему.

Что украшения воспеваемой в этом псалме Царицы не внешние, а внутренние, духовные, Пророк Псалмопевец ясно высказывает таким образом: «вся слава дщери царевы внутрь».

«Приведение дев в след Её в веселии и радовании в храм царев» можно понимать как приведение всех чистых и славных душ в обители Отца небесного, прекрасные превыше понятия человеческого.

Книга Притчей

В книге Притчей (9:1) говорится, что «премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». Эта премудрость — по мысли Святой Церкви — не кто другой, как ипостасная премудрость Божья — Господь Иисус Христос, научивший нас истинному Богопознанию, а храм, устроенный ею,— Пресвятая Дева Богородица. «Из Тебе Божия мудрость, храм себе создавши, воплотися неизреченным снисхождением, Отроковице неискусобрачная». Поэтому Богоматерь называется палатой Царя всех«, «чертогом безсеменного уневещения» (обручения), «чертогом Слова нескверным», «всесветлым».

Пророк Исаия

В книге пророка Исаии (7:14) находится следующее пророчество о Приснодеве Богоматери: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (что значит «с нами Бог»).

Пророк Исаия предсказывал о том, что Господь наш Иисус Христос, а также и Пречистая Матерь Его, произойдут от рода Давидова: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корне его взыдет, и почиет на нем Дух Божий» (Ис. 11:1-2; 53:2). Под словом «жезл» Святая Церковь разумеет Деву Марию. «Тя жезл Исаия именова, от негоже прозябе нам красный цвет Христос Бог». Выражение: «корень Иессеов», с еврейского: пень, обрубок, даёт мысль об униженном состоянии Давидова рода в то время, когда происходит из него жезл — Дева Мария. Это пророчество относит к Иисусу Христу святой Апостол Павел (Рим. 15:12), а так же в других местах Святого Писания Спаситель называется «корнем из рода Давидова».

Пророк Иезекииль

Пророку Иезекиилю на реке Ховар было показано таинственное видение: он зрел Господа, сидящего на престоле, под которым представлялась твердь, четыре животных и столько же одушевлённых колёс (Иез. 1). Дивные животные, по изъяснению самого Пророка, были «херувимы». Как восседающий на престоле был Господь Иисус Христос, так и чудная колесница означала Пречистую Деву.

Она — «колесница Солнца умного», «огнеобразная колесница Слова», «колесница пресвятая Сущего на херувимах».

Пророк Даниил

В книге Пророка Даниила (2:31–35) описывается удивительное видение царя Навуходоносора: он видел великое тело, составленное из разных веществ — золота, серебра, меди, железа, глины — и вот «отторжеся камень от горы без рук, и удари тело, в нозе железны и скудельны, и истни их до конца… Тогда сотрошася вкупе скудель, железо, медь, сребро и злато, и бысть яко прах от гумна летняя; и взят я премногий ветр, и место не обретеся им; камень же, поразивый тело, бысть гора велика, и наполни всю землю». Такова и была, действительно, судьба четырёх великих царств: Вавилонскаго, Мидо-Персидскаго, Македонскаго и Римского! Камень (Господь Иисус Христос), отделившийся без рук от горы (Пресвятой Богородицы), сокрушил смесь, из которой был составлен древний языческий мир, и положил начало новому царству, «еже во веки не рассыплется». «Камень нерукосечный от несекомой горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества».

«Несекомая гора, нерукосечный камень» — этими понятиями выражается мысль о приснодевстве Божией Матери.

Пророк Аввакум

Эту же самую таинственную гору видит и Пророк Аввакум; он говорит: «Бог от юга приидет и Святый из горы приосененныя чащи» (3:3) «Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебя изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление».

Источник: slvf.ru

Добавить комментарий