Изображения. Геральдика. Св. вмч. Георгий
Для удобного чтения книги нет необходимости открывать отдельно каждую публикацию в этой категории. Достаточно просто зайти на «Великомученик Георгий Победоносец. СОДЕРЖАНИЕ» или пройти по ссылке внизу данной страницы
Византийская традиция
Уже к VI веку были сформированы два основных типа изображения святого Георгия. Первый тип: мученик, как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ. Второй тип изображения — воин в доспехах, с оружием: щит, меч, копье в руках, пеший или конный. Великомученик Георгий изображается безбородым юношей, с густыми, кудрявыми волосами, доходящими до ушей (завитки волос часто в виде кружков, расположенных друг над другом рядами), иногда с венцом на голове.
Древнейшие из известных изображений великомученика Георгия относятся к VI веку, причем в них представлены оба иконографических типа. Так, в Бауите (Египет) на столпе Северной церкви (VI век) святой Георгий изображен фронтально, в рост, в воинском облачении, с копьем в правой поднятой руке и мечом в ножнах у пояса; на северной стене Капеллы XVIII (VI век) располагался в медальоне погрудный образ святого Георгия — в плаще, без оружия.
На энкаустической иконе VI века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае «Богоматерь на престоле с архангелами и предстоящими Феодором и Георгием» оба святых воина изображены как мученики — с четырех конечными крестами в правых руках, облачены в длинные хламиды и украшенные крупным орнаментом плащи с тавлионами с фибулой на правом плече. Тот же тип изображения мученика представлен на фреске в монастыре преподобного Аполлония Фиваидского в Бауите (VI-VII века).
В отличие от произведений живописи, где облик великомученика Георгия рано приобрел устойчивые узнаваемые черты, в малой пластике еще в X веке изображения святого Георгия обладают большим разнообразием и узнаются по начертанию имени этого святого (или по сопроводительной надписи). Так, на бронзовой гравированной детали пояса святой Георгий изображен в коротком хитоне и пышном, в крупную складку плаще в типе оранта.
Военные успехи императоров, небесным покровителем которых был святой Георгий, сделали его наиболее почитаемым святым в Византийской империи уже в V — начале VI века. Иконографический тип Георгия-воина (в рост, с копьем в правой руке, левой опирается на щит), возможно, восходит к изображению стоящего императора, как на византийских монетах и моливдовулах1 Моливдовул — свинцовая печать, скрепляющая грамоты.
Среди ранних примеров — моливдовул с изображением (на коне) святого Георгия, поражающего змея. На моливдовулах Х-ХII веков святой Георгий чаще представлен как воин, фронтально, погрудно или в рост, реже — как мученик. Моливдовулы с изображением святого Георгия сопровождаются не только посвятительной надписью на обороте, но и молитвенным обращением как к великомученику Георгию, так и ко Христу или к Божией Матери. На моливдовулах палеологовского времени святой Георгий часто изображался в рост, в паре с другими святыми воинами.
Изображения святого Георгия прочно утвердились на монетах Комнинов, начиная от императора Алексея I. Великомученик обычно был представлен фронтально, в рост, вместе с императором, по сторонам креста, могла чеканиться полуфигура святого с соответствующими атрибутами: щитом, мечом или копьем. Образ Георгия-воина известен и на монетах Палеологов.
О широком распространении изображения Георгия-воина в византийском искусстве в XI-XII веках говорит целый ряд сохранившихся памятников: стеатитовая иконка XI века, эмалевое изображение на крышке переплета с образом архангела Михаила, мозаика в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия, 1148 год, шиферная икона «Святые Георгий и Димитрий» и многие другие.
Уже с VI века святой Георгий часто изображается вместе с другими воинами-мучениками — Феодором Тироном, Феодором Стратилатом, Димитрием Солунским. С X века известны изображения святого Георгия в числе других святых воинов, например «Деисус со святыми воинами». С XII века иконы с изображением св. воинов получили широкое распространение.
Наиболее устойчивым является парное изображение великомученика Георгия с великомучеником Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами. Изображаются они и как мученики, и как воины, пешие или на конях.
Редко встречающийся иконографический извод — Георгий-воин, восседающий на троне — возник не позже конца XII века. Святой представлен фронтально, сидящим на троне (престоле) и держащим перед собой меч: правой рукой он вынимает меч, левой — придерживает ножны.
Своеобразное литературное описание этой иконографии принадлежит византийскому поэту Мануилу Филу (около 1275 — около 1345 годов), который обращается к «великому Георгию воину, сидящему перед городом и извлекающему наполовину меч из ножен»:
«Прекратив бой, в котором ты изгнал врага души, вновь ты находишься в раздумье на отдыхе».
В монументальной росписи святой Георгий мог изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к восточной части храма, а также в нартексе.
В XIV веке почитание святых воинов как реакция на военные действия турок-осман, переместившиеся к этому времени в Европу, возросло. Так, в богослужебных текстах XIV века в чине проскомидии (по уставу Филофея Коккина, 1344-1347 годы) после пророков и апостолов в перечислении мучеников первыми вспоминаются святые воины Димитрий, Георгий и Феодор Тирон. Значительное место воинской теме отводится в монументальной росписи храмов, особенно на Балканах.
Образы святых воинов включаются в наиболее важные композиции иконографии, например в Деисусе. Они предстоят Христу вслед за Богоматерью. Христос и Богоматерь — в царском облачении, предстоящие воины в одеждах вельмож.
Изображения Георгия-воина включаются в портреты ктиторов, где он выступает покровителем земных правителей.
В основе иконографии великомученика Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец «Чудо великомученика Георгия о змии»; Георгий со спасенным из плена отроком «Чудо великомученика Георгия с отроком».
В византийском искусстве образ Георгия-змееборца встречается редко. Известен также ряд изображений Георгия-воина на коне (без змея): с поднятым вверх копьем в правой руке и со щитом за левым плечом, в развевающемся за спиной плаще. Никифор Григора в «Ромейской истории» (1204-1359 годы) упоминает об изображении великомученика на коне, находившемся на стене императорского дворца перед часовней Богородицы Победоносной (Никопеи) в Константинополе. Псевдо-Кодин в трактате «О придворных чинах» (не ранее середины XIV века) указывает, что в праздник Рождества Христова среди прочих военных знамен в палату императора вносили две хоругви — с изображением Георгия-всадника и Георгия-змееборца.
Особую известность и самостоятельность приобрел сюжет «Чудо о змии». Он получил наибольшее распространение в искусстве тех областей, культура которых была ближе к народным традициям, особенно в Малой Азии, Южной Италии и Древней Руси.
Композиция «Двойное чудо» объединила два наиболее известных посмертных чуда великомученика Георгия — «Чудо о змии» и «Чудо с отроком». Святой Георгий изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня — небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке. Текст о чудесном спасении из плена пафлагонского отрока, известный уже в редакции Симеона Метафраста (X век), вероятно, возник позже, чем «Чудо о змии». В изобразительном искусстве объединенная композиция впервые встречается на греческой иконе 1327 года из церкви в Александруполисе, в монументальной живописи — на фреске XV века в церкви великомученика Георгия в Кремиковци в Болгарии.
Житийные циклы великомученика Георгия по древности и степени популярности опережают циклы других воинов-мучеников. Внутри житийного цикла великомученика Георгия можно выделить темы мучения и чудес, отдельно прижизненных и посмертных. В зависимости от редакции текста жития святого в иллюстрировании житийного цикла встречаются варианты: цикл может начинаться сюжетом раздачи имущества нищим и заканчиваться положением святого Георгия во гроб.
В монументальной живописи самый ранний житийный цикл частично сохранился в росписи Георгиевского северного придела собора Святой Софии в Киеве (40-е годы XI века). Живописные сцены из жития могли помещаться на фасадах храмов.
В XIV веке житийный цикл великомученика Георгия украсил ряд сербских церквей: церковь святого Георгия монастыря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (1282-1283) – над входом в наос размещается грандиозное изображение святого Георгия на коне, а на сводах нартекса — четыре сцены из житийного цикла. Один из самых обширных циклов в монументальных росписях (20 сцен) находится в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318).
Он представлен цельной композицией, не разделенной на регистры, и занимает северную и южную стены наоса. В церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (до 1350 года), где циклам житий святых отведено особое место, наряду со святителем Николаем и святым Иоанном Предтечей прославляются великомученики Георгий и Димитрий как небесные покровители военных походов короля Душана.
Нередко сцена мучения святого Георгия (мучение на колесе или усечение головы) включалась в состав минологиев Минологий — в данном контексте изображения святых в календарном порядке..
В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение, получившее название Кефалофорос, — святой с усеченной головой в руке. Традиционный извод: поясная или в рост фигура Георгия-воина в трех-четвертном повороте, в молении Спасителю (полуфигура в небесном сегменте в верхнем правом углу), в левой руке великомученик Георгий держит усеченную голову, правая — в молении; в левой руке Спасителя — свиток с надписью: «Вижу тебя, мученик, и даю тебе венец», правой Он возлагает на голову святого венец; рядом с великомучеником Георгием (под левой рукой) изображен свиток надписью: «Видишь, что сотворили беззаконные (люди), о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную». Согласно предположению исследователей, этот иконографический тип, известный по иконам XV-XVII веков, возник в XI-XII веках.
Русская традиция
Начало почитания святого великомученика Георгия связано с именем великого киевского князя Ярослава Мудрого, принявшего Крещение с именем Георгий. В подражание византийским императорам князь Ярослав перенес на свои сребреники и печати образ Георгия-воина.
На одной из самых ранних русских печатей — полуфигура Георгия-воина и надпись на греческом языке: «Господи, помози рабу твоему Георгию, архонту». Подобные надписи также соответствуют византийской традиции молитвенного обращения ко Христу, к Божией Матери и к особо чтимым святым.
В конце XI века была создана самая ранняя из известных на Руси икон великомученика Георгия — двусторонняя из Успенского собора Московского Кремля. Святой изображен по пояс, с копьем в правой и мечом в левой руке, который он держит перед собой, «выставляя напоказ как драгоценную реликвию»; положение левой руки святого Георгия повторяется в более поздних русских памятниках.
В Новгороде в 1119 году князь Всеволод Мстиславич заложил в честь небесного покровителя своего отца Георгиевский собор Юрьева монастыря, откуда происходит ростовой образ Георгия-воина с копьем, которое он держит перед грудью в правой руке, и мечом в левой, у бедра, с круглым щитом за левым плечом; голову великомученика Георгия украшает драгоценный венец.
Другой русский великий князь Юрий (Георгий) Долгорукий, основатель династии владимиро-суздальских князей, в 1152 году заложил каменную церковь во имя святого великомученика Георгия во Владимире. Образ святого Георгия был помещен на печати князя Юрия Долгорукого (святой Георгий представлен в рост, вынимающим меч из ножен). Рельефное изображение Георгия-всадника с жестом триумфатора — левой высоко поднятой рукой — сохранилось в центральном прясле западного фасада Димитриевского собора во Владимире (90-е годы XII века).
При великом князе владимирском Георгии Всеволодовиче был построен Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234 годы), отличающийся богатейшим резным декором. На рельефах его фасадов святой Георгий представлен четыре раза: в композиции поясного Деисуса — в медальоне, в нижнем ярусе западного притвора; дважды на северном фасаде, обращенном к городу, над северным порталом — в классическом византийском типе: в рост, в длинных воинских одеждах, с копьем в поднятой правой руке, левой опирается на щит с рельефным изображением княжеской эмблемы — барсовидного льва, и на центральной части колончатого фриза (северного фасада) как воин, фронтально, в рост; вверху западной трети южного фасада в композиции «Оранта с предстоящими воинами» — в рост, в молении, с вертикально стоящими за фигурой копьем и щитом. В двух последних композициях, так же как и на суздальских золотых вратах (конец XII века) в храме Рождества Богородицы, великомученик Георгий изображен вместе со святыми Димитрием, Феодором Тироном и Феодором Стратилатом.
В росписи храмов на Руси была воспринята византийская традиция размещения святых воинов. Один из ранних вариантов изображения святого Георгия на столпе — в рост, с копьем и щитом. С начала XVI века изображение воинов на подкупольных столпах встречается чаще: фигура Георгия-воина представлена в росписи собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, в Благовещенском соборе Московского Кремля, в Архангельском соборе Московского Кремля, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, в Успенском соборе Московского Кремля и других.
В новгородской земле был распространен особый иконографический тип Георгия -воина-мученика: в воинском облачении, с мечом в левой и с крестом в правой руке. Так святой представлен на трех новгородских иконах XIII века: «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»; на полях иконы «Спас на престоле с избранными святыми» (2-я половина XIII — начало XIV века); на полях иконы «Святитель Николай с избранными святыми» из церкви святителя Николая на Липне близ Новгорода. Византийские художники не соединяли эти два типа изображения. Этот тип, не повторявшийся на протяжении нескольких веков, вновь возник в поздней живописи конца XVII — начала XVIII века. Таков образ великомученика Георгия на иконе конца XVII века из местного ряда иконостаса из церкви святого Иоанна Богослова на Ишне под Ростовом, где великомученик Георгий представлен фронтально, в рост, в богато декорированном воинском облачении, в красном плаще, наброшенном на левое плечо, с крестом в правой руке и мечом в левой. Однако здесь в отличие от новгородских икон подчеркивается не воинская, а мученическая грань подвига, что выражается в выборе позы и жестов святого (острие меча направлено вниз, святой Георгий придерживает его, отставив в сторону).
В московских памятниках получил развитие иконографический тип Георгия-мученика (в хитоне и гиматии, с крестом в руке), в конце XIV века с развитием русского высокого иконостаса вошедший в композицию развернутого Деисуса (в паре с великомучеником Димитрием Солунским великомученик Георгий изображается, как правило, слева). Согласно мнению исследователей, оба мученика, образы которых стали едва ли не обязательными в композиции московских иконостасов, выступают здесь «ходатаями перед Христом не только за весь род людской, но и за московских князей и за их стольный град Москву». Наиболее ранний пример — иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (не ранее 80-90-х годов XIV века).
Тип Георгия-воина на коне (без змея) в русских памятниках встречается редко. Образ Георгия-змееборца был известей в Киевской Руси уже во 2-й половине XI — начале XII века. К этому времени относится шиферная плита из Михайловского Златоверхою монастыря в Киеве с изображением двух святых воинов-всадников, скачущих навстречу друг другу: Великомученик Георгий (слева) и великомученик Феодор Стратилат (около 1062 года).
«Чудо о змии» в Новгороде и прилегающих к нему землях получило распространение в кратком изводе, с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы. Этот сюжет в кратком изводе приобрел популярность в предметах деревянной и мелкой пластики. Наиболее ранний пример — изображение в одном из 18 медальонов Людогощинского креста, краткий извод представлен на резной полихромной иконе, где в верхней части ковчега помещены избранные святые и ангел, венчающий святого Георгия, он же выведен в средник резной полихромной иконы с Деисусом и избранными святыми. Сохранилось много каменных иконок святого Георгия (1-я половина XIV века).
Краткий извод «Чудо о змии» часто воспроизводился и в памятниках Русского Севера. Как особо чтимый образ, «Чудо о змии» в кратком изводе вошло в состав клейм различных икон.
Столь же популярной, как и в Новгороде, в Москве стала композиция «Чудо о змии». Великий князь Иоанн III в 1464 году украсил главные Фроловские (Спасские) ворота Московского Кремля надвратной иконой — белокаменным скульптурным образом Георгия-змееборца. Многочисленные поновления (чинки) исказили иконографию памятника: копье поражало змея не в пасть, а в шею; правая нога великомученика была согнута в колене (первоначальный облик сохранился на вислой печати Иоанна III, 1497 год).
Сведения Ермолинской летописи еще в XIX веке стали предметом дискуссии об авторе этого памятника. Мнение о В.Д. Ермолине как о «русском зодчем XV века» и создателе скульптуры считалось единственно верным до 90-х годов XX века. В результате научной реставрации памятника было обосновано предположение, что рельеф создан по «византийскому рельефному образцу итальянским ваятелем из белокаменных блоков, заготовленных русскими камнесечцами», а Ермолин являлся попечителем работ. Композиционные аналоги этому памятнику — византийская мозаичная икона конца XIII — начала XIV века, рельефные изображения Георгия-змееборца в Венеции, Ферраре, Вероне и других городах Италии. Это изображение, воспринимавшееся в XV-XVI веках как символ Московского государства, стало впоследствии гербом Москвы и оказало влияние на ряд памятников. Среди них — многоцветный керамический рельеф (изразец), заказанный удельным князем Юрием Ивановичем для Успенского собора города Дмитрова, украшавший южную стену, обращенную к Георгиевским воротам кремля, а также памятники русской полихромной деревянной скульптуры, созданные в Юрьеве-Польском, Новгороде, Вологде, на Русском Севере в XV- XVII веках.
С конца XV — начала XVI века иконография «Чудо о змии» усложнилась, обогатившись новыми деталями. Появилась фигурка парящего ангела, возлагающего венец на главу великомученика Георгия, иногда ангел представлен дважды: получающим венец из рук Христа и несущим его святому Георгию. Встречается редкий для иконографии святого Георгия атрибут — шлем, который падает с головы святого и заменяется небесным мученическим венцом. К началу XVII века изображение чуда обрастает подробностями: вместо башни, с которой на избавление царевны смотрит царь, появляется город с жителями, также наблюдающими за чудом; на иконе из Нижнего Новгорода (конец XVI — начало XVII века «Чудо великомученика Георгия о змии с 9 праздниками») изображено конное воинство, выезжающее из городских ворот навстречу святому Георгию; на нижнем поле великомученик Георгий представлен в трех клеймах, продолжающих сюжет средника: святой Георгий пеший — пеший воин, поражает копьем змея в озере; сон святого Георгия, беседа с царевной. Для иконографии этого периода характерны различия в деталях: в воинских атрибутах (оружие: копье или меч), которым святой Георгий поражает змея), в динамике движения и окрасе коня (помимо традиционного белого встречаются варианты вороного).
Изображение «Двойного чуда» встречается редко. Причем «Чудо с отроком» имеет особый, отличный от других извод: пеший великомученик Георгий передает спасенного отрока отцу-священнику.
В основе этого житийного сюжета лежат два разных чуда: чудо святого Георгия на острове Лесбос (возвращение отрока в родительский дом) и возвращение отрока отцу-священнику Георгиевской церкви.
С темой чудесной помощи святого Георгия связан еще ряд сюжетов. Великомученик Георгий несколько раз защищает преподобного Феодора Сикеота от демонов, явившихся в облике волков и других страшных животных.
Неоднократно святой Георгий выступает помощником в ратных делах, например, на иконе «Чудо от иконы Богородицы «Знамение»» («Битва новгородцев с суздальцами»), где святой Георгий выезжает из ворот города вместе со святыми Димитрием, Борисом и Глебом во главе войска новгородцев; на иконе, где представлено видение всемирной истории в образе воинствующей Церкви («Благословенно воинство Небесного Царя»), святой Георгий изображен в авангарде нижнего ряда войск.
Самый ранний житийный цикл святого Георгия частично сохранился в росписи Георгиевского (северного) придела собора Святой Софии Киевской (40-е годы XI века). Представлены следующие сцены жития: исповедание веры перед императором Диоклетианом; царица Александра и святой Георгий; великомученик Георгий перед проконсулом Магненцием; военачальники Анатолий и Протолеон перед святым Георгием; мучение во рву с известью; мучение на кресте скребками.
В русской иконописи наиболее ранний житийный цикл известен на новгородской иконе с изображением в среднике «Чуда великомученика Георгия о змии» (1-я половина XIV века). В четырнадцати клеймах иконы изображены сцены мучения святого Георгия. Особую группу составляют житийные иконы XVI века московской иконографии, отличительная черта которых — отсутствие прижизненных чудес.
Ряд сюжетов московских икон (мучения раскаленными железными сапогами, в раскаленном медном быке, доской, ядом и железными скребницами; явление святого Георгия после смерти императору и придворным и наказание их огнем, две сцены из «Чуда о сарацине») не имеет аналогий в византийском, южнославянском и грузинском житийных циклах святого Георгия. С XVI века увеличивается количество клейм, деталей повествования и персонажей, что отражает общую тенденцию этого времени; в начало житийного цикла вводятся сцены рождества и Крещения великомученика Георгия, позже — научение грамоте. Для XVIII века характерна тенденция расширения одного сюжета до нескольких эпизодов. Известны варианты изображения нескольких сюжетов в рамках одного клейма.
За великомучеником Георгием закрепилось определенное место в Богородичной иконографии: «О Тебе радуется» — святой Георгий вместе с Димитрием представлены в позе моления, как мученики, в правой группе святых в 1-м ряду, следующими за апостолами Петром и Павлом. Иногда святой Георгий изображается в воинских одеждах, без оружия, с крестом.
В памятниках русского искусства изображения великомученика Георгия со святителем Власием, со святыми Флором и Лавром, со святителем Николаем, с архангелом Михаилом отражают пласт народного почитания великомученика, наибольшее количество этих икон происходит из Новгорода.
Одним из ранних примеров изображения великомученика Георгия и святителя Власия является новгородская икона 2-й половины XIII века «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», связанная с широким местным почитанием святителя Власия как покровителя скота, а великомученика Георгия как покровителя земледелия и скотоводства. Об устойчивости этой традиции, получившей развитие как в Новгороде, так и на Русском Севере свидетельствуют памятники XVI века, в их числе — деревянный резной деисусный чин XVI века из собрания С.Т. Большакова, где в паре с великомучеником Георгием изображен святитель Власий, не соответствующий ему по чину святости, а не великомученик Димитрий, как обычно.
Народное почитание святого Георгия как покровителя земледелия объединило его с одним из наиболее почитаемых на Руси святых — святителем Николаем, что отразилось во многих литературных и изобразительных памятниках искусства. На это сближение повлияло календарное соседство весеннего «Егорьева дня» и «вешнего Николы» (23 апреля — мученическая кончина святого Георгия, 9 мая — перенесение мощей святителя Николая). Парные изображения великомученика Георгия и святителя Николая были распространены в новгородской и московской мелкой каменной пластике — на двусторонних иконках. На более ранних памятниках помещалась полуфигура Георгия-воина с копьем и щитом в руках, сменившаяся позднее образом святого Георгия, поражающего змея. В числе избранных святых устойчивостью отличаются изображения великомученика Георгия, великомученика Димитрия, святителя Николая.
В русских фольклорных произведениях нередко встречается сопоставление великомученика Георгия с архангелом Михаилом — победителем апокалиптического змея, примеру которого и следует Георгий-змееборец. В мелкой пластике известны двусторонние иконки с изображениями великомученика Георгия и архангела Михаила, например, каменная новгородская иконка XIII века. Еще одна деталь облачения святого косвенно связывает его с образом «воеводы небесных сил» — медальон на латах великомученика Георгия с изображением Христа Еммануила, помещаемый на сфере (зерцале) в руках архангелов. В то же время изображение Христа Еммануила на нагрудных доспехах воинов является византийской традицией, отражающей воинскую практику, и встречается в живописи палеологовского времени.
Иконография великомученика Георгия в Новое время повторяет уже сложившиеся схемы. Одним из излюбленных сюжетов, в частности старообрядческого литья XVIII-XIX веков, является «Чудо о змии». Известны памятники краткого и распространенного изводов. В XIX веке в старообрядческой среде были широко распространены медные складни с изображением как «Чуда о змии» в среднике, так и пешего Георгия-воина в молении, представленного среди избранных святых в деисусной композиции.
Великомученик Георгий остается одним из самых почитаемых святых, его изображение часто включается в число избранных святых.
Чудотворные иконы святого великомученика Георгия Победоносца
БАЛАКЛАВСКАЯ
Явление этой иконы связано с чудом, давшим начало Свято-Георгиевскому Балаклавскому монастырю. Она была обретена терпящими бедствие моряками на скале, получившей название Скалы святого Явления. Впоследствии рядом с этим местом на берегу была основана обитель. Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины, в Киеве.
(Подробнее см. раздел «Чудеса: Спасение мореплавателей у побережья Крыма»; раздел «Храмы и монастыри: Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь»).
ФАНУИЛЬСКАЯ
Эта икона — главная святыня Зографского Афонского монастыря. Изображенный на ней лик святого Георгия чудесным образом «перешел» на эту икону с иконы Палестинского монастыря Фануэль.
(Подробнее см. раздел «Чудеса: Чудесное перенесение образа святого Георгия на Афон»; раздел «Храмы и монастыри: Афонский монастырь Зограф»).
АРАВИЙСКАЯ
Аравийская икона святого Георгия Победоносца — еще одна святыня Афонского Зографского монастыря. Согласно преданию, эта икона была написана в Аравии, откуда она и прибыла на Афон. Это произошло следующим образом.
Божией силою она приплыла на волнах Эгейского моря, остановившись недалеко от пристани греческого монастыря Ватопед. Не только этот монастырь, но все афонские обители желали иметь чудотворную икону святого Георгия. Монахи даже вступили в спор, чьей обители должна принадлежать чудесная находка, но поддержали мнение старцев, решивших, пусть свершится воля Божия: обретенную икону возложили на спину молодого дикого мула и пустили его с ней по афонским тропам, чтобы видеть, около какого именно монастыря изволит он оставить свою бесценную поклажу.
Мул миновал Ватопед и пошел по каменным тропам в гору, в лесные дебри. Через некоторое время его нашли с иконой на холме напротив Зографа. С сердечной радостью иноки этой обители приняли к себе вторую икону святителя Георгия.
В память об этом чудесном событии на том самом месте, где когда-то остановился мул с чудотворной иконой, иноки построили келью с маленькой церковью во имя святого Георгия Победоносца.
МОЛДАВСКАЯ
«Молдавская» икона святого Георгия была прислана в дар Зографскому монастырю молдавским господарем Стефаном Великим (1457-1504). Икона эта много лет принимала видимое участие в жизни молдавского войска и его предводителя. Время и место написания этой иконы неизвестно.
Перед каждой битвой Стефан Великий часто и подолгу молился перед иконой святого Победоносца Георгия, находившейся в келье его матери. Имея небольшие воинские силы, он просил помощи против врагов Креста Христова. По преданию, однажды после ночной молитвы ему явился в тонком сне сам святой Георгий в богатырских доспехах.
Стефан просил святого укрепить на врагов веры. Святой Георгий обещал быть рядом с воеводой во время битвы с турками, только Стефан должен взять икону у матери в бой, чтобы она видимым присутствием воодушевляла самого Стефана и его малочисленную дружину.
Святой Георгий предложил Стефану выполнить еще одно условие — по окончании ратных подвигов обновить монастырь Зограф, а саму икону оставить в этой же обители на Святой Горе Афон.
Это событие произошло в 1474 году, когда Стефан Великий добился очередной победы над турками. Сохранилось предание и о том, что пленные турки свидетельствовали Стефану: среди них «на белом коне носился неизвестный и неуловимый воин с копьем. Бесстрашный и неуязвляемый, он смело разил и прорезывал целые ряды врагов, устилая землю трупами…»
По этим признакам сам Стефан и его воины угадывали, кто был в победном бою их таинственным соратником, а потому славили Бога и Его дивного святого Георгия Победоносца. Завершив ратные подвиги, Стефан Великий во исполнение обета поместил чудотворный образ в обители и обновил все монастырские постройки Зографа. Он оставил здесь и знамена с изображением святого, другие ценные реликвии его войска.
В настоящее время икона святого Георгия Победоносца, именуемая «Молдавская», расположена при колонне, на которую опирается северо-западная часть купола монастырского собора.
КСЕНОФСКАЯ
Ксенофская икона — одна из святынь Афонского монастыря Ксенофонт, покровителем которого считается святой Георгий. Место написания этой иконы неизвестно.
Согласно преданию, во времена иконоборчества эта икона святого Георгия подверглась поруганию. Сначала ее пытались сжечь, но обгорела только задняя часть иконы, а лик святого остался невредим. Один из иконоборцев, заметив это, ударил в лик святого ножом, и из иконы потекла кровь. И доныне на Ксенофской иконе можно увидеть на подбородке святого Георгия рану. Чудо заставило иконоборцев одуматься — они оставили икону и разошлись.
После наступления темноты один из православных, наблюдавший надругательство над иконой, взял ее и отнес на берег моря. Там он пустил икону по волнам, молясь, чтобы святой Георгий сам направил и сохранил свой образ.
Икона приплыла к Афону, к монастырю Ксенофонт. Братья Ксенофонтской обители приняли святыню. С тех пор этот образ святого Георгия пребывает в Ксенофонтской обители.
СЕРПУХОВСКАЯ
Первоначальный чудотворный образ великомученика Георгия, до 1919 года пребывавший в Высоцком монастыре города Серпухова, ныне утрачен. Но во Владычном монастыре Серпухова сохранился чтимый список с этой иконы.
ПОМОРИЙСКАЯ
Поморийская икона святого Георгия — каменный барельеф святого Георгия-всадника. Была обретена чудесным образом в начале XIX века вместе с источником святой воды. Ныне это главная святыня Поморийского мужского монастыря.
(Подробнее см. раздел «Храмы и монастыри: Монастырь святого Георгия Победоносца в Поморие (Болгария)»).
Геральдика
Западная традиция
На протяжении средних веков культ святого Георгия утвердился повсеместно. Мученик-воин был объектом всенародного почитания, однако по преимуществу считался покровителем рыцарского сословия. Именно Георгия считали покровителем своих стран и престолов короли Арагона, Англии, Португалии, дожи Генуи и многие другие правители Европы.
Сведения о чудесных появлениях святого Георгия во главе крестоносных войск в Святой Земле представили его полководцем всего христианского воинства. Как следствие, ему была приписана эмблема, первоначально относившаяся к Самому Христу — красный крест на белом фоне.
Эта композиция была осмыслена как личный герб святого.
В Англии и Арагоне пользовались гербовым знаменем святого, как одним из официальны символов страны. До сих пор белое полотнище с красным крестом служит флагом Англии. Отсюда же и красный крест на флаге Британии знаменитом Юнион Джеке. При Кромвеле герб, приписывавшийся святому Георгию, некоторое время служил официальным гербом Англии.
Точно так же красный крест святого Георгия был гербом Генуэзской республики, на флаге и гербе Милана. Во многих государственных, земельных и иных гербах крест святого Георгия появился, как один из элементов. А гербе, в которых «атлет Божий» представлен побеждающим дракона всадником, и вовсе не счесть. Зато весьма редки геральдические изображения пешего Георгия.
Георгию, как покровителю рыцарства, были посвящены десятки аристократических орденов и сообществ, включая первый светский рыцарский орден в истории Европы — венгерское Братское рыцарское общество святого Георгия Мученика, а также старейший из сохраняющихся ныне светских рыцарских орденов — английский Благороднейший Орден Подвязки. Знаки этих орденов чаще всего украшались изображениями святого, поражающего змея, и красного креста на белом фоне.
Но были и исключения. Оформление ордена Пеликана во имя «святого рыцаря Георгия», основанного в 1444 году курфюрстом-пфальцграфом Рейнским Людвигом IV Добрым, напоминало лишь о мученичестве. Согласно древней легенде, пеликаны — самоотверженные родители, готовые в голодное время накормить птенцов собственной плотью.
В христианской традиции символ пеликана оказался связан прежде всего с крестными страстями Христа, но также и с мученичеством и исповедничеством вообще. Согласно житию, мученичество Георгия поистине «напитало» очевидцев, многие из которых приняли христианскую веру или утвердились в ней. Избрав знаком своего ордена пеликана в гнезде, курфюрст желал показать, что главная рыцарская добродетель, заповеданная Георгием — это готовность жертвовать собой.
Среди множества рыцарских орденов, посвященных Победоносцу, следует прежде всего упомянуть Константиновский орден святого Георгия в Королевстве Обеих Сицилий, одноименный орден герцогства Пармского, баварский и ганноверский ордена святого Георгия, греческий королевский орден святых Георгия и Константина, а также военный орден святого Георгия в герцогстве Луккском.
Некоторые из этих орденов существуют до сих пор как династические.
В Британии существует, помимо ордена Подвязки, также орден святых Михаила и Георгия.