Миссионер — это врач, который лечит человека.
Кто у кого ворует овец
Беседовать о вере с самыми разными людьми я начал во время учебы в семинарии – было это в начале 1980-х, – а приезжая в Москву на каникулы, общался также с баптистами, пятидесятниками – некоторые из них жили по соседству с нашей дачей. Мне было интересно рассматривать с ними вопросы о Предании и Писании, о Крещении младенцев, об иконопочитании. И так получилось, что двое-трое из этих моих знакомых сектантов вскоре перешли в Православие.
Надо сказать, что сектантский мир очень взаимосвязан, все постоянно друг с другом общаются, и поэтому сразу же стало известно, что некий семинарист «увел в Православие» уже нескольких людей из разных организаций. Руководители всполошились, нашли номер моего домашнего телефона и устроили выяснение отношений.
– Вы воруете чужих овец!!! – возмущались они. – Красть чужих овец немудрено, но готовы ли вы разговаривать с нашими пастырями с Библией в руках, доказывая правоту своей веры?
Я взял благословение у своего духовника, отца Димитрия Дудко, поехал на встречу, и мы беседовали часа четыре подряд. Потом мне позвонил человек от них и сказал:
– Ну, вообще-то вам дали неплохую оценку в отношении знания Библии, но все-таки это воровство. Вы безбожников бы каких-нибудь обращали – полно ведь безбожников, чего чужих-то овец воровать?
Тогда я объяснил ему, что все эти люди еще в детстве были крещены в Православной Церкви, а одна женщина даже ходила в храм и до сих пор помнит православные молитвы.
– Так что это еще большой вопрос: кто у кого ворует овец, – сказал я ему. На этом мы и прекратили дискуссию.
Я не хочу знать такого Православия, которое пышет злобой и агрессией
Отцы Церкви обращали заблудших силой своей святости, а мы, немощные и грешные, должны выстраивать отношения с людьми с помощью их аргументов, и делать это с любовью. Ведь что такое – Православие без любви? Апостол Павел пишет: «медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1) – то есть пустая погремушка.
Миссионер – это врач, который лечит человека, а как можно лечить и при этом ненавидеть? Да, врач видит вину человека: он вел неправильный образ жизни, в результате чего разрушена печень, поражена селезенка. Но нормальный врач не возьмется лечить, не проявляя сострадания. Отцы заповедали нам относиться к самым разным людям по-доброму, и я не хочу знать такого Православия, которое пышет злобой и агрессией. Ненавидеть ересь и любить еретика – вот реальная вера отцов.
По миссионерам бесовские снайперы бьют прежде всего, потому что дьявол такие вещи не прощает
Миссионерское служение – непростое служение. Всегда окажутся рядом люди, которые будут уверены, что ты слишком мягко относишься к заблудшим. Но миссионер, совершая свое служение, в каких-то ситуациях вправе не считаться с интересами критикующих его нормальных, в общем-то, православных людей. Потому что Господь сказал: «Оставь ради одной заблудшей овцы 99 незаблудших, и иди, ищи ее. А найдешь – покроешь множество грехов своих».
За те годы, когда я возглавлял в храме на Ордынке Центр реабилитации, мы присоединили к Православию около двух тысяч человек, – это по официальным спискам, которые мы составляли для патриархии. Эти списки анонимные, они никуда дальше не идут, и патриархия тоже соблюдает анонимность этих людей.
Теперь мне уже 60 лет, я давно служу в другом храме, и хотя по-прежнему занимаюсь миссионерством, но чувствую, что надо понемногу сбавлять темпы.
Мне очень отрадно видеть, что молодежь идет в миссионерское служение – это дело молодых, тут надо и здоровье иметь, и нормальную нервную систему.
Это благословенное служение, тяжелое и благословенное одновременно.
(Протоиерей Олег Стеняев)