Маккавеи
Празднование: 1/14 августа. Празднование семи мучеников Макковеев совпадает с праздником Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, празнеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, называемому в народе Медовый Спас и Маковей.
О празднике
Маковей и Медовый Спас — как и многие другие праздники у славян — одновременно религиозный (православный) и народно-календарный (то есть отмечающий сезонные вехи в обычном течении жизни). Кроме того, это начало Успенского поста.
Это время традиционно совпадало с началом сбора меда. Так религиозный праздник слился с событиями крестьянской жизни. В этот день, начиная с древних времен и по нынешние, по традиции освящают мед и воду, поэтому праздник еще называют Водный Спас или Спас на воде.
Что касается еще одного названия Маковей, то это омофон (слово, звучащее одинаково с другим, но имеющее другое написание, разновидность омонима) от слова Маккавеи в народной этимологии. К тому же в середине августа созревает мак, поэтому, кроме меда атрибутом праздничного стола на Медовый Спас являются еще и разнообразные сладости с маковой начинкой.
Семь мучеников Маккавеев, их мать святая Соломония, их учитель святой Елеазар почитаются Православной и Католической Церквами. Их мученичество описывается во второй книге Библии, Маккавейской,1(6:18 — 7:42). Произошло это в 166 году до нашей эры во время правления сирийского царя Антиоха Епифана.
Святые исповедовали христианство, и, не смотря на всевозможные уговоры и соблазны, а позже мучения, святые мученики Маккавеи не отреклись от веры в Истинного Бога, стойко выдержали изощренные пытки, обретя мученический венец.
Житие
Во II веке до Рождества Христова Антиох Епифан, поработил еврейский народ, жесткой рукой проводил политику эллинизации населения, вводил греческие языческие обычаи в Иерусалиме и всей Иудее. Он дошел до осквернения Иерусалимского храма, поставив там статую Зевса Олимпийского, и заставлял население поклоняться ему.
Неповиновение каралось жестоко. Первым был призван на суд писец-законоучитель девяностолетний Елеазар. Сначала его увещевали, пытаясь склонить к отречению от веры отцов и принятию язычества, затем перешли к пыткам. Старец переносил муки со стойкостью молодого воина, сказав, что не запятнает позором свою старость, и предал душу Всемогущему Богу.
Потом на суд привели семь братьев Маккавеев, которых святой мученик Елеазар наставлял в Законе Божием, а с ними мать их Соломонию. Перед ними разложили инструменты для пыток, стараясь устрашить их. За всех братьев отвечал самый старший: «Лучше умереть, чем преступить Закон наших отцов!» Ему тут же за это отрезали язык.
Братьев одного за другим подвергали пыткам на глазах у всех остальных и их матери, и они отходили ко Господу, воспевая славу Ему. Мать и оставшиися братья в это время молили Бога оказать им милость умереть также мужественно, как старший брат. Остался последний, седьмой, самый младший брат.
Антиох предложил Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хотя бы один сын, но она продолжала мужественно его укреплять в исповедании Истинного Бога: «Создатель, Который сотворил род человеческий и Который является началом всех вещей, вернет, по своему милосердию, дух и жизнь, потому что вы презрели самих себя ради Его Закона». Отрок перенес пытки также стойко, как и все его старшие братья и предал свою чистую душу Богу.
Потеряв всех своих сыновей, святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой к Богу и скончалась. Подвиг семи братьев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана. Восстание завершилось победой, храмы были очищены от языческих идолов.
Хотя эти святые мученики, семь мучеников Макавеев, свидетельствовали до воплощения Иисуса Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности.
Мощи святых семи мучеников Маккавеев хранятся в базилике апостола Андрея Первозванного в Кельне в Германии. Мощи их матери Соломонии пребывают в Стамбуле в соборе святого Георгия. Семь мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл — погибли за веру очень давно, еще до нашей эры, но память об их подвиге осталась.
Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили Отцы Церкви святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Позже прозвище Маккавеи распространилось на всех защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана.
Тропарь, глас 1-й
Страстьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша болезни и страсти исцели, Человеколюбче молим Тя. (Дважды).
Кондак мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, глас 2
Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии,/ и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся,// спасти́ся почита́ющим вас.
***
М. Иларион Алфеев. Жизнь и учение св. Григория Богослова. Слово 15-е о свв. мучениках Маккавейских св. Григория Богослова
Сюжетом Слова 15–го стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых совершается в Восточной Церкви 1 августа. Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение.
О мучениках Маккавеях говорится в греческой Библии, а именно во 2–й Книге Маккавейской, однако Григорию было известно и отдельное сочинение Иосифа Флавия, посвященное Маккавеям.
Начиная Слово, посвященное Маккавеям, Григорий говорит о том, что немногие христиане чествуют этих мучеников, так как они пострадали до Христа. По мнению Григория, однако, все ветхозаветные праведники достигали совершенства не иначе, как через веру во Христа:
…Ибо есть некое мистическое и сокровенное учение, — весьма убедительное для меня и для многих боголюбивых людей, — согласно которому никто из достигавших совершенства прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры во Христа. Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные последние времена, было и прежде известно тем, кто чист разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных до Христа.
В библейском рассказе о мучениках Маккавеях одним из главных персонажей является мать, которая не только стала свидетельницей смерти своих семи сыновей, но и сама вдохновляла их на мученический подвиг, говоря каждому из них: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за его законы».
Слова матери являют глубокую и благоговейную веру в таинство сотворения человека единым Богом и в воскресение мертвых. Благодаря этой вере она не пощадила ни своей жизни, ни жизни сыновей. Григорий сравнивает ее подвиг с подвигом Авраама, который был готов, из послушания Богу, принести в жертву своего сына Исаака:
Мать.., мужественная и благородная, любящая и своих детей, и Бога, переносит в сердце своем сверхъестественные страдания. Не жалеет она стадающих детей, напротив, она боится, что они не пострадают. Она не столько скорбит об отшедших, сколько желает, чтобы присоединились к ним оставшиеся… О, мужественная душа в женском теле! О, чудная и великодушная жертва (epidosis)! О, жертва (thysia) Авраамова и, если не дерзко сказать — большая Авраамовой! Ибо он одного, хотя и единородного, приносит с готовностью.., она же посвятила Богу целый народ сыновей, превзойдя и матерей, и священников числом жертв… Она указывала на сосцы, напоминала о питании молоком, приводила в пример свою седину и старость для большей убедительности увещаний — и это не для того, чтобы спасти детей от смерти, но чтобы побудить их к страданиям…
Описывая смерть Елеазара, семи сыновей и матери, Григорий влагает в уста своих героев продолжительные речи, темой которых служит исповедание единого Бога, готовность умереть за Него, радость от сознания важности и спасительности мученического подвига.
Описав подвиг мучеников Маккавеев, Григорий подводит слушателя к своей главной идее: мученичество не есть лишь пример героизма отдельного человека или группы лиц, оно может быть вдохновляющим, очистительным и спасительным для целого народа.
За полтора столетия до Григория Ориген писал: «Крещение исповедничества не точно ли так же служит во спасение и очищение многим, как крещение Спасителя сделалось очистительным средством для мира?»
Иными словами, мученичество и исповедничество сопоставимо с искупительным подвигом Христа. Именно на подвиге исповедников веры и строится Церковь, именно кровью мучеников сохраняется и возрастает истинная вера:
Терпению (Маккавеев) удивлялась вся Иудея: она радовалась и торжествовала, будто сама была увенчана. Ибо предстояла ей борьба, труднейшая из всех видов борьбы, перед которыми когда-либо стоял город (Иерусалим) — или видеть в тот день попрание отеческого закона, или прославиться. Ибо (судьба) народа еврейского находилась как бы на острие меча и зависела от подвига (Маккавеев)… Будем подражать им — и священники, и матери, и дети… Ибо желаю, чтобы во все времена и при всех обстоятельствах были подвижники всякого рода и возраста…
Миллионы людей в течение всей истории Церкви — начиная с апостолов Христа и кончая мучениками наших дней — отдавали свою жизнь за веру, тем самым становясь сотрудниками Христа в Его искупительном деле. Эти люди, кровью которых сохранилась Церковь, остаются в памяти верующих, и имена их окружены благоговейным почитанием.
Но почитания достойны и те люди, которые, не будучи христианами, отдавали жизнь за свой народ, за свою веру, за «законы отеческие». Многие народы в какие-то моменты оказывались на острие меча, и судьба их часто зависела от героев духа, которые жертвовали своей жизнью ради блага других и вдохновляли тысячи людей на подвиг. Именно эти герои духа, а не «народные массы», нередко становятся главной движущей силой истории.
(Ред. N.E.W.O.D.)