«Доброе утро», «Христос воскресе» и стакан воды
Претензии к монастырям
Одно из самых распространенных обвинений, выдвигаемых против веры, заключается в том, что ее не интересуют материальные нужды людей. Вот почему те, кто не любит ходить в храм и публично говорит о Церкви, призывают ее давать бедным, выполнять общественную работу и раздавать оставшееся богатство нуждающимся.
Другие считают, что монастыри не служат никакой полезной цели и что вместо того, чтобы молиться, монахи и монахини должны вернуться во внешний мир и стать батальонами социальных работников и волонтеров.
Третьи, менее категоричные, считают, что Церковь должна проявлять понимание к тем, кто еле сводит концы с концами, должна быть снисходительна к тем, кто не ходит в храм, и не должна обременять их чрезмерными постами и нравственными требованиями, но должны позволить им немного насладиться жизнью.
Справедливы ли обвинения?
На Божественной литургии, во время херувимской песни, мы поем: «Ныне отложим всякое попечение». Другими словами, Церковь призывает нас оставить в стороне всякую заботу, всякую заботу о нашей повседневной жизни, о нашем выживании и принять божественные дары, хлеб и вино, ставшие телом и кровью Христовыми, чтобы приветствовать Царя всех царей, Бога и человека, который является нашим Искупителем.
Церковь не просит нас отказаться от повседневных забот, но отложить их на короткое время.
Учитывая, что люди являются психосоматическими и социальными существами, Церковь считает, что мы должны бороться, чтобы выжить, и что это, очевидно, приносит заботы. Но Церковь и дальше будет ставить принятие Христа главным приоритетом в нашей жизни. Доверьтесь его провидению, Он знает, что труд и забота необходимы, как и милостыня.
Не нужно зацикливаться на деньгах, выживании и удовлетворении только материальных потребностей. Мы должны смотреть на жизнь через призму любви ко Христу и другим людям. Ключ в духовной борьбе, бережливости и довольстве малым. В противном случае, сколько бы вы ни получили, этого будет недостаточно.
Покойный епископ Дионисий (Псариан) Сервийский и Козанский сказал очень верную вещь:
«Церковь — это «Доброе утро», «Христос воскрес» и возможность выпить с кем-то стакан воды».
Не прославить ли Бога за то, что он дал нам новый день в нашей жизни, которым мы можем поделиться с другими? Веру в Воскресение, благодаря которой мы преодолеваем страх смерти? Даже и стакан воды, который также является подарком от Бога и чем-то, чем мы можем с радостью поделиться в компании стоит того, чтобы помнить милость Господа.
Это свидетельство Церкви в эпоху торжества мирских забот, лихорадочности, пресыщения, неудовлетворенности всем, что у нас есть: отказ от наслаждения жизнью, в уверенности, что Христос любит нас и с нами во все наши дни.
Родители должны учить своих детей тому, что радость от встречи с Богом за Божественной литургией, сила любви и слова «Слава Богу» не дают нашим мирским заботам лишить нас способности ц е н и т ь ж и з н ь.
В этом также смысл молитвы.
(рrotopresbyter Themistoklis Mourtzanos, перевод N.E.W.O.D.)
[…] отличие от христианина, атеист не имеет надежд на воскрешение, оправдывающее связанные с моральным поведением […]