Только сильные люди могут слышать о себе правду.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Святая Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери.
Как это было
О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея1(Мф. 14:1-12) и Марка2(Мк. 6:14-29).
Однако мы обратимся к Священному преданию Апостольской Церкви и осветим некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.
После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Предтеча был посажен в темницу.
В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.
Божий гнев
Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.
Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери — жены Ирода четверовластника — двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям.
Но перед своей кончиной, боясь, как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.
Подвиг самоотречения
Судьба Иоанна Крестителя свидетельствует еще и о том, что человек, который решился в этой жизни говорить только правду, свидетельствовать об истине, не соглашаться на компромиссы, в этом мире неизбежно будет страдать, потому что мир живет по иным законам, чем те, кто свидетельствует об истине.
Твердая жизненная позиция всегда встречает зависть, злобу, ненависть. Иоанн Предтеча пострадал потому, что обличал Ирода за его безнравственность, книжников и фарисеев — за их греховные дела.
И именно за ту твердую позицию, которую он занял с самого начала и проводил до конца, его предали смерти.
В ответ на это можно сказать: сейчас мире перемешано добро и зло, истинное и ложное, белое и черное, божественное и диавольское, настали последние времена, очень сложно стало жить православному христианину.
А когда было легко?
Всевышний от нас многого не требует, но решать каждому из нас.
В религии всегда существует опасность подмены главного второстепенным, всегда есть искушение избрать вместо подвига мужества и следования за Христом те или иные внешние делания, из которых, по мнению избравшего их человека, и будет состоять религиозность.
В Церковь Господь нас призвал не ради того, чтобы мы, подобно книжникам и фарисеям, научились лишь внешней обрядовости и упустили внутреннее. Он призвал нас для того, чтобы мы учились у Него Самого, у Иоанна Крестителя, у многих святых мучеников и пророков, которые в течение столетий свидетельствовали о Боге не только своим словом, но и всей своей жизнью. Он призвал нас учиться тому, что является главным содержанием христианской веры — отречению от себя и следованию за Ним по мере, данной нам.
Правду о себе слушают только сильные
Люди редко любят слышать правду о самих себе, в очень редких случаях, и только сильные люди. Большинство любят слышать о себе только хорошее и доброе. И когда это хорошее и доброе говорится, то предполагается, что человек, в адрес которого это говорится, должен в награду за добрые слова, часто лицемерные и ложные, делать что-то тому, кто эти слова говорит.
Вот из этой простой логики взаимного обмана строится практически большая часть нашей жизни. Проанализируйте свои беседы в компаниях, среди коллег, за столом, особенно там, где есть начальство, и вы тут же определите эту ложную ноту. Эта ложная нота свидетельствует о лицемерии и лжи, и она не отвращает людей от коварства.
А там, где ложь, там не может быть покаяния, там нет осознания греха, там нет желания сбросить с себя греховное бремя, а значит — нет искреннего желания идти навстречу Богу.
Вот почему нужен был Предтеча, который грозно обличал народ. И ведь кто-то, наверное, с недоумением пожимал плечами, кто-то плевался, кто-то, наверное, проклинал этого человека и уходил. Но ведь как много людей в этих словах слышали Божию правду, которая помогла им потом принять и слово Спасителя!
Вот почему он выше всех святых — он удобрил ту почву, на которую падали семена Христовой проповеди.
Может ли быть праздником этот день?
«Получается, что смерть Предтечи – недоразумение, несчастный случай, следствие придворной интрижки?.. Если смотреть формально, то да. Только стоит ли так смотреть на происходящее в жизни, будь то с нами или с кем-то другим, тем более когда речь идет о личностях исключительных по своей значимости, в особенности – о святых?»
(Протоиерей Игорь Прекуп)
Между всем предшествовавшим служением, стяжавшим Иоанну Предтече славу пророка и закономерно приведшим к его заключению в темницу (что, впрочем, поначалу обернулось влиянием Пророка на государственную политику, благодаря тому, что Ирод Антипа многое делал по его совету), и внезапной развязкой, которую, казалось бы, ничто не предвещало – никакого диссонанса нет.
Это лишь на первый и более чем поверхностный взгляд может показаться, что пророческое служение Предтечи и роковое стечение обстоятельств, приведшее к его смерти, принадлежат к разным сферам бытия: то – к духовной, а это – к бытовой. На самом же деле бытовая по своим обстоятельствам развязка – это закономерное следствие вторжения духовного в сферу мирского: мир мстит за нарушение своего «суверенитета».
Провозвестник воли Божией заявляет, что предназначение мира не в прогрессивном самовоспроизводстве и не в совершенствовании способов услаждения земными благами, но в преображении соответственно замыслу Божию о Своем творении; напоминает, что самодостаточность человека, его автономия от Бога – не более чем богоборческая выдумка, с которой началось грехопадение прародителей и которая тысячелетиями продолжает на разные лады (и под прикрытием религиозности, и открыто) воспроизводиться миром; свидетельствует, что достоинство человека определяется не властью, не успешностью, не славой, не богатством, не интеллектом, не талантливостью, не эрудицией, не какими-то еще миром выдуманными критериями, а соответствием всё тому же замыслу своего Творца, степенью осуществления в себе, в своей жизни призвания к богоуподоблению (учение о котором в полноте было раскрыто лишь в новозаветную эпоху).
Пророк каждому из нас лично напоминает очень неудобную истину: жизнь твоя имеет смысл лишь тогда, когда она устремлена к Богу – твоему Творцу и Промыслителю, Отцу Небесному, а все радости твоей жизни, если они не согласуются с Его заповедями – лишь приманки в погибель. Однако нам так хочется пожить «для себя», мы ведь стольким пожертвовали ради того, что уже достигли, и того, что надеемся иметь в будущем… Ну как тут не убить?!! Ведь он посягает на мой внутренний комфорт, подвергая сомнению смысл моей жизни!
Мы празднуем не усекновение главы пророка (потому что… ну, просто «так получилось»… если бы не спьяну данное Иродом обещание при скоплении по случаю дня его рождения знатных и уважаемых людей, да не «понятия», да не привычка падчерицы…), а победу, подвиг Иоанна Крестителя, его верность своему служению, его жертву.
Каждый человек на своем уровне чем-то дорожит, к чему-то привязан, у каждого свой «трон» и «понятия», которые он ревниво оберегает.
На что мы готовы пойти, чтобы иметь это впредь?..