Фильм «Мастер и Маргарита». Хороший повод для беседы

Featured Video Play Icon

Будем надеяться, что экранизация этого произведения заставит многих взять в руки не только роман Булгакова, но и оригинальное Евангелие, чтобы узнать о евангельских событиях не в изложении Воланда, а в изложении святых апостолов и евангелистов.

(Священник Михаил Дудко)

Анализируя сегодня некоторые моменты собственной жизни, вспоминая, как я сам попал в храм, когда и почему взял в руки Евангелие, могу сказать, что определенную роль в этом сыграл и роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

(Протоиерей Дмитрий Сальников)

Ничего мистического в этом романе нет. «Когда он взялся за съемки, у него пошли руки коростой» – ЭТО БРЕД! Книга имеет отношение больше к поэзии, чем к философии. Я хочу уничтожить вокруг этой книги любой налет мистицизма.

(Режиссер В. В. Бортко)

С одной стороны, я был бы совсем не против, если бы удалось демифологизировать булгаковский роман, если бы его стали читать как некую литературную сказку для взрослых, не видя в нем ни учебника жизни, ни тем более учебника веры. Но боюсь, что даже такому талантливому мастеру, как Бортко, это будет не по силам. Есть инерция восприятия романа, есть (простите, я сейчас перейду на жаргонный язык) аура самого романа, которая все-таки безусловно мистична. Разрешит ли сам роман сорвать с себя эту мистическую ауру?

В романе нет даже упоминания о Боге. Для Владимира Владимировича это повод к полному забвению религиозной тематики при чтении этой книг. Для меня же Бог именно Своим отсутствием становится важнейшим персонажем: только в Москву, которая забыла о Боге, отреклась от Него и взорвала Храм Христа, и мог заявиться «знатный иностранец». 

Эта книга – большой фельетон, в котором нет положительного героя (и в этом она сродни «Ревизору»). Не надо идеализировать никого – ни Иешуа, ни Мастера, ни Маргариту, ни профессора Понырева. Не в том смысле, что это не идеал с точки зрения моей или какого-то иного читателя. Важнее то, что Булгаков сам вносит занижающие черты в эти образы. Именно по стилистическим нюансам, которые всецело во власти самого автора, становится понятно, что отношение Булгакова к этим персонажам далеко не возвышенное. 

(Протодиакон А. Кураев)

Смелый эксперимент

Существует огромное количество интерпретаций того, что означает роман «Мастер и Маргарита». Одни считают, что М. Булгаков, отойдя от Церкви, просто специально извратил евангельское повествование, создал некий миф, связанный с жизнью Иисуса Христа, который был ни чем иным, как его естественной реакцией на официальное христианство, с которым он себя больше не связывал.

Но, ознакомившись с биографией писателя, мы поймем, что Булгаков менее всего был склонен вступать на путь какой-то антирелигиозной борьбы. Он, будучи из священнической семьи, хотя и не был практикующим христианином, но насколько он отошел от веры, никто не знает. Тем более, писал во время массовых гонений на христиан.

Можно ли было в то время написать роман о Христе? Если бы он и написал, то мы никогда бы, до крушения Советского Союза по крайней мере, об этом романе ничего бы не узнали. Скорее всего, это был невероятный по своей силе эксперимент, который вряд ли стоит оценивать, насколько он соответствует православным канонам.

Этот роман дал возможность людям посмотреть на самих себя: в каком-то смысле дьявол господствовал в том обществе, он был «главным», и показать это М. Булгакову удалось сделать мастерски.

Польза бессмертного романа в том, что он впервые в послереволюционное время, когда уже в стране не было никакой свободы, реально сказал о господстве темной силы в жизни тогдашнего советского общества.

Интрига для тех, кто смотрит фильм впервые

В свое время выход романа Булгакова сыграл важную роль в жизни российской интеллигенции, обратив многих к Церкви, став одним из стимулов.

Для Церкви сомнительна сама возможность игрового воплощения Спасителя. Однако фильм Бортко отличается от известной картины Мэла Гибсона «Страсти Христовы» тем, что актер в нем представляет не Самого Христа, а только некий литературный персонаж.

Это несколько смягчает острое чувство несоответствия, которое можно испытать при взгляде на Безрукова, играющего Иешуа.

Кроме того «темные силы» — Воланда и его свиту — можно еще и воспринимать как персонажей скорее юмористических, нежели мистических.

Булгаков был сыном профессора духовной академии и прекрасно разбирался в православной традиции, но многие упрекали автора «Мастера и Маргариты» в «вольном обращении с материалом».

Просмотр фильма «Мастер и Маргарита» в свое время повлек массы людей в книжные магазины, побудил взять в руки книгу. А если чтение романа развернет читателя лицом к Евангелию, вызовет интерес к подлинному образу Христа, (подобное, кстати, случается довольно часто), значит, есть чем заняться церковным миссионерам.

Обсуждение «Мастера и Маргариты» может послужить поводом для свидетельства о Христе и приоткрыть для ищущих встречи с Ним двери Церкви. Грешно было бы не использовать такую возможность!
Да если и православный христианин, хорошо знающий Евангелие, возьмет в руки эту книгу, такое чтение никоим образом ему не повредит. Пожалуй, даже наоборот, утвердит в мысли, что зло, какое бы обличье оно не принимало, какие бы посулы оно не давало, всегда приведет человека к муке, погибели и краху, всегда посмеется, поглумится над ним.

Он указывает на то, что причиной такого вот глумления над людьми является их же собственная беспечность, нецерковность, удаленность от Христа. Ведь защищен только «живый в помощи Вышняго», тот, кто с горячей верой «речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». (Псалом 90). 

«Мастер и Маргарита» (2005). Все серии.

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x