Когда принимать подарки не стыдно
Если имеешь нужду в пище или одежде, не стыдись принять, если будут подавать тебе их другие. Ибо это есть вид гордости.
(Евагрий Понтийский, авва. Изображение монашеской жизни. М., 1895. С. 592.)
Древний церковный писатель авва Евагрий Понтийский, чьи творения вошли в «Добротолюбие», живя в пустыне и наблюдая за собой, сформулировал советы, которые подчас поражают своей конкретностью, техничностью и неожиданной связью понятий.
Биография
К сожалению, твёрдых исторических памятников, сообщающих о жизни и деятельности Евагрия Понтийского, известно не много.
Местом рождения аввы Евагрия был небольшой понтийский город Ивора (располагавшийся недалеко от Аннисы, где находилось родовое имение братьев-святителей Василия Великого и Григория Нисского).
Дата рождения Евагрия традиционно определяется 345-м или 346-м годом.
По всей видимости, отец Евагрия был хорепископом, рукоположенным самим Василием Великим. Не исключается, что он был знаком с Григорием Богословом и Григорием Нисским.
В довольно молодом возрасте Евагрий был посвящен в звание чтеца и принят в состав клира святителя Василия Великого. В дальнейшем он стал ему близок как ученик и верный последователь. Через некоторое время, после смерти наставника, духовные поиски привели его в столицу Византии, Константинополь, где он примкнул к сторонникам святителя Григория Богослова (вероятно, он знал его лично и прежде, как близкого друга святого Василия)
В то время Константинополь был переполнен сторонниками арианства. В этой связи единомышленникам Григория Богослова, ревностного защитника Православия, приходилось испытывать множество трудностей и опасностей. Для осуществления богослужения и душеспасительных бесед они могли довольствоваться лишь небольшой домовой церковью Анастасии.
Святитель Григорий взял Евагрия под своё пастырское окормление и стал его новым учителем. Со временем он рукоположил Евагрия во диакона.
Вскоре Евагрий зарекомендовал себя как ревностный проповедник, борец за чистоту нравов и веры. Казалось бы, перед Евагрием открывалась дорога к широкой славе на поприще служения в столице.
Между тем, в это самое время случилось событие, которое круто изменило всю его дальнейшую судьбу. Между Евагрием и одной знатной женщиной вспыхнула страсть. Эта страсть была настолько серьёзной, что преодолеть её не мог ни Евагрий, ни полюбившая его дама.
Терзаемый угрызениями совести, испытывая неимоверный стыд перед ближними, Евагрий много молился, прося Бога о ниспослании помощи. И вот однажды, в ночном видении пред ним предстал светлый ангел и повелел поклясться на Евангелии, что он оставит Константинополь. После такого небесного вразумления Евагрий, движимый страхом Божьим, без промедления удалился из города, разорвав узы пленительного влечения навсегда.
Приблизительно в 382 году Евагрий оказался на территории Палестины.
Вскоре Евагрием овладела новая страсть: ораторское тщеславие. Но здесь в его жизнь вновь вмешалось Божественное Провидение. Первое время Евагрий утаивал причину, по которой был вынужден оставить Константинополь. Когда же он подвергся лихорадке, длившейся около полугода, а врачи оказались бессильными перед болезнью, и когда болезнь истощила его телесные силы, святая Милания1Преподобная Милания Старшая (Римляныня), которая в своё время, овдовев и потеряв двух из трёх своих сыновей, решила посвятить себя иноческой жизни. Около 375-378 года Милания, с помощью Божьей, основала на Елеонской горе женскую обитель. побудила его признаться и покаяться в содеянном грехе, пообещав молиться за его здоровье. При этом она взяла с него слово, что в случае исцеления он отрешится от суеты мира и примет монашество.
Евагрий пошёл на поправку и уже через несколько дней принял монашеское облачение. Заручившись добрым советом и благословением, он направил стопы в Египет, где к тому времени проживало множество монахов-отшельников и существовала развитая традиция монашеского делания.
Подвижническая жизнь
Прибыв в Египет в 383 году, Евагрий нашёл себе прибежище в пустыни, находившейся к югу от Нитрии: в Келлии. Здесь он вошёл в общение с прочими подвижниками (по некоторым данным, количество братии в Келлиях могло достигать шестисот человек), здесь провёл остаток земной жизни (около 14 лет).
В этот период он пребывал под наставничеством двух великих христианских подвижников, двух преподобных Макариев: Александрийского и Египетского. Наряду с аскетической и учительской деятельностью авва Евагрий занимался переписыванием рукописей.
Со временем он стал известным подвижником. Отмечают, что Бог одарил его такими благодатными дарами как чудотворение, различение духов, прозорливость.
Свою жизнь Евагрий проводил в посте и молитве. Рассказывают, что его дневной пищевой рацион составлял около 300 граммов хлеба. Масла он потреблял настолько мало, что полулитрового объема ему хватало на три месяца. От овощей и фруктов Евагрий воздерживался, пил крайне мало воды. Спал немного, обычно время его сна занимало только треть ночи, в продолжении же оставшихся двух третей он молился, предавался прогулкам и созерцанию. Усмиряя плоть, он мог подолгу стоять в ледяной воде.
Последние годы земной жизни авва Евагрий страдал от желудочной и мочекаменной болезни. В этой связи ему пришлось умерить строгость поста. Пред смертью авва Евагрий причастился Святых Христовых Тайн. Умер он на Праздник Богоявления, за несколько месяцев до начала гонений, развернутых против монахов-оригенистов епископом Феофилом.
Смерть Евагрия Понтийского приближенно датируется 399 годом.
Осуждение 5 Вселенского Собора
Существует несколько свидетельств того, что он был посмертно осужден на Пятом Вселенском соборе. В 18-м правиле Латеранского собора 649 г. имя Евагрия впервые вместе с именами Оригена и Дидима было включено в список еретиков, чьи заблуждения были осуждены предшествующими пятью Вселенскими Соборами и анафемы против которых были подтверждены этим собором. VI Вселенским Собором 680-681 гг. также было подтверждено осуждение Оригена, Дидима и Евагрия, произнесенное V Вселенским Собором. Это же осуждение было подтверждено Трулльским Собором 692 г., VII Вселенский Собор 787 г. также подтвердил решения предыдущих Соборов. Осуждение Евагрия подтверждают церковные писатели и историки VII-IX веков. Все свидетельства согласно указывают на то, что осуждение Евагрия вынес именно V Вселенский Собор.
Осуждение личности и ошибочных взглядов Евагрия Вселенскими Соборами радикальным образом повлияло на посмертную судьбу его сочинений, большая часть которых либо подверглась уничтожению, либо сохранилась под именами других авторов. Однако, несмотря на то что авторитет Евагрия как богослова сильно упал, влияние его аскетического и мистического богословия на христианском Востоке и Западе оставалось значительным.
Аскет о взаимосвязанных страстях гордости, тщеславия и сребролюбия. Когда стыд — это проявление гордости
Грех гордости, по словам аввы Евагрия, рождается из помысла тщеславия. Он заставляет монаха превозносится над братией и приписывать свои достижения не Богу, а самому себе.
Этот грех является одним из сложнейших: при борьбе с помыслом тщеславия есть опасность в него же и впасть по достижении каких-либо результатов. Либо впасть в грех уныния, не добившись желаемого. Кроме того, ему могут сопутствовать зависть и ревность. Превозношение приводит к отказу от молитвы и в конечном итоге от Бога: «Начало прельщения ума — тщеславие».
Чтобы не впасть в тщеславие, монах, по мнению аввы Евагрия, после Бога должен относиться к каждому как к Богу, помнить о прежней греховной жизни.
Гордость появляется там, где отсутствует смирение и самоуничижение. Приняв одежду, монах смиряется с отсутствием личного выбора, с необходимостью принять от чужого человека подаяние, тем самым смиряя, уничижая себя. В этом же мы видим и рецепт преодоления греха гордости — смирение и самоуничижение. Вот путь к достижению добродетели, который предлагает авва Евагрий Понтийский.
Сребролюбие и страх перед будущим
Грех сребролюбия тесно связан с грехом гордости. Вызывая ложный стыд, гордость побуждает человека к накоплению средств, дабы избежать необходимости принимать подаяние.
Не отказывайся от бедности и скорби, которые суть вещество невесомой молитвы.
(Евагрий Понтийский, авва. Слово о молитве. М. : Мартис, 1994. С. 90.)
Помыслы сребролюбия, по мнению аввы Евагрия, основываются на человеческом страхе. Бес навязывает мысли о необходимости обеспечить себя материально для будущей жизни, оправдываясь неизвестностью и неопределенностью, вызывая образы одинокой немощной старости и нежелание принимать от других людей необходимое (грех гордости).
Грех сребролюбия тесно связан и с грехом чревоугодия, и с грехом блуда, так как для удовлетворения этих греховных страстей необходимо наличие средств.
Поэтому, для преодоления страсти сребролюбия необходимо бороться с грехом чревоугодия, блуда и гордости. Это включает в себя непрестанную молитву, строгий пост, физическую нагрузку и смирение. Кроме того, при борьбе с грехом сребролюбия авва Евагрий указывает строго контролировать необходимые и имеющиеся средства. Настаивает на необходимости иметь лишь то, что достаточно для удовлетворения той или иной потребности, не более.
Даже милостыня не оправдывает накопления богатства, излишек ее также должен быть роздан другим нуждающимся.
(О. И. Мальнова)