Начало радости

Начало радости

В жизни всякого человека бывает период охлаждения и уныния, когда вера остывает, руки опускаются, и сил, кажется, нет. Как ни парадоксально, но часто всего лишь одна-другая фразы из творений святых отцов Православной Церкви способны помочь в такой момент душе встрепенуться, загореться, настроиться, собраться, чтобы вновь взять свой крест и идти за Христом.

…если мы не говорим «Слава Тебе, Боже» в радостях, то как мы скажем это в скорбях? Ты что, благодаришь Бога в скорбях и не хочешь отблагодарить Его в радостях? Но, конечно, если человек неблагодарен, то любовь Божия ему неведома.

Неблагодарность — это великий грех. Для меня это грех смертный. Человек неблагодарный ничем не удовлетворяется, ничто ему не приносит радость. По всякому поводу он ропщет. Всё и все перед ним виноваты. В каждом из постигших нас искушений самое лучшее лекарство – это ещё более тяжёлое испытание, которое постигло наших ближних. Надо лишь сравнивать его с испытанием, постигшим нас самих, и видеть между ними большую разницу и ту великую любовь, которую оказал Бог, попустив малое испытание нам.

Поступая так, мы станем Его благодарить, нам будет больно за нашего ближнего, который страдает больше, чем мы, и мы будем молиться сердечной молитвой о том, чтобы Бог подал ему помощь. К примеру, мне ампутировали ногу. «Слава тебе, Боже, – скажу я, – что у меня есть, по крайней мере, одна нога. Ведь другому ампутировали обе. И даже если я превращусь в культяпку, если мне отрежут и руки, и ноги, то я всё равно скажу: «Слава Тебе, Боже, за то, что я ходил на ногах столько лет, ведь другие уже родились на свет не способными к движению калеками».

Услышав, что один глава семьи одиннадцать лет мучается от кровотечений, я сказал: «Куда мне до него! Мирской человек одиннадцать лет мучается кровотечениями, при этом он имеет детей, должен подниматься утром и идти на работу!

(Прп. Паисий Святогорец)

Начинать надо с благодарения за все. Начало радости — быть довольным своим положением.

(Прп. Амвросий Оптинский)

Быть недовольным своим положением — значит быть недовольным Самим Господом…Надо подавлять в себе эти недобрые чувства и располагать себя быть довольным и малым, памятую, что Господь Бог дает каждому из нас то, что нужно.

(Схиархимандрит Кирилл Павлов)

Диавол уменьшает в наших глазах малые согрешения: ибо иначе он не может нас привести к большему злу.

(Прп. Марк Подвижник)

Знающий меру доволен своим положением.

(Лао-цзы)

Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением.

(Эразм Роттердамский)

Если человек умеет радоваться не только своим радостям, но и радостям других людей, то в его жизни всегда бывает намного больше поводов для радости.

(Джулиана Вильсон)

Без фанатизма 🙂

Начало веры – не только страдание, но и надежда, уверенность в незримом присутствии в твоей жизни любящего Бога. Начало веры именно в радости встречи, обретения целого нового мира.

Радость – напоминание того, что решился быть с Богом. Ведь ищущий быть с Ним – это причина для действия Бога. Радость бывает, когда все-таки удается исполнить одну из заповедей, которые так трудно исполнимы. Радость – это, по слову апостола, всегда плод духа. Плод истинного духа дается вместе с миром и любовью, благостью, милосердием, верой, кротостью и воздержанием1ср.: Гал. 5: 22–23.

Многим людям очень нравятся акафисты, и, если приходится читать их в храме, они читают полным голосом с ликующей радостью. Словно бы эти харетизмы «Радуйся!» (по- гречески – «Харе!») вливаются в душу, возбуждают радость через край. Духовник, конечно, в праве охладить: «Зря ты так радуешься. В радости можно впасть в прелесть, а в покаянии – никогда. Читай-ка ты лучше Псалтирь». Таким образом человек открывает для себя псалмопение, эту высокую поэзию надежды, и понимает, что веселость не мешает покаянию.

Любые сетования на жизнь растворяются какой-нибудь доступной христианину на данный момент радостью. «Будьте долготерпеливы… Всегда радуйтесь»21 Фес. 5: 14, 16. Мы можем радоваться, когда благодарим Бога: «Вспомнил я Бога и веселился»3Пс. 76: 4.

Преподобный Исаак Сирин заметил, что радость о Боге крепче здешней жизни. Вот именно так: крепче – над этим стоит подумать. А святой Феодор Студит писал, что радость есть признак совершения всякой правды и, сколько надежды у человека, столько и радости.

Из опыта исповеди можно заметить, что радость бывает после того, как согрешили и Бог дал силы покаяться. То есть радость – это всегда некий порог, демаркационная линия, следующая ступень. Но вот святые отцы предупреждают, что нельзя слишком увлекаться радостью.

Преподобный Анатолий Оптинский пишет в письме духовной дочери:

Радость бывает растрепанная, прелестная, мучительная, свирепая, диавольская. Бывает радость всякая… И множество есть радостей елецких, московских, питерских и всяких. Но это чистая прелесть. Какая житейская сладость бывает печали непричастной?» Поэтому внутри радости нужно ожидать последующей скорби, потому что благодать дается прежде искушения.

По святителю Иоанну Златоусту, чрезмерные радость и скорбь имеют одни последствия, и истинная радость бывает только в любви и мире. От врага радость нестройная, не сообщающая душе мир и тишину. Надо укорять себя и считать недостойным радости. Мир в душе начинается от осознания его отсутствия.

Да, веселие и радость, по Златоусту, суть умножение скорбей: они бывают от оставления греха, а это ведет к испытанию новым. Но радость только возвышается от подобных препятствий, потому что радость всё переносит мужественно, она есть благодарность за всё, что с нами происходит. Запомним это: радость дает нам мужество, потому что она крепче здешней жизни. Поэтому последуем совету святого Исидора Пелусиота и будем умеренны и в радости, и в печали, станем обуздывать их благоразумием и ожиданием перемен.

Радость от мелочей

Мір

Глядя на этот весьма несовершенный мир, человек не может не печалиться. И мiр пытается сделать нас счастливыми. Но то, что мiр называет «счастьем», часто есть бегство от подлинного счастья – Христа, стремление забыться, уйти в небытие от этой всепроникающей печали. Всё разрушают страхи этого мiра, его подлость и ненависть, но против тайной радости христиан они бессильны. Как и Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет»4Ин. 16: 20.

Радость ставит под вопрос все идеологии, пытающиеся сделать нас счастливыми (в своем примитивном понимании счастья). Нужно понять, что счастье не снаружи, а внутри человека: «Царствие Божие внутрь вас есть»5Лк. 17: 21.

Человек часто не хочет видеть счастья, которое уже дано, которое в любую минуту может стать нашим и уже навсегда, так, что и сама смерть не сможет отнять его: «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас»6Ин. 16: 22.

Христианство не сказочка о светлом несбыточном будущем, в нашей радости различия «здесь» и «там» исчезают. Но для этого нужна решимость. Радость призывает человека к труду и усилию.

Надо только научиться быть выше радости и печали. Это значит – быть со Христом.

(М. Бакулин)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Коментар
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback
Как преподобный Серафим лечил уныние | N.E.W.O.D
2 месяцев назад

[…] соберутся, а я и веселю их; они и усталости не чувствуют! Ведь дурное что […]

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x