Новый Иосиф
Память 25 февраля/10 марта
Латинское написание:
Tharasius.
Имя в переводе с греческого:
«Волнующий».
«Итак покаяние есть питательница и сожительница любви, милосердия, молитвы, поста, воздержания, целомудрия, смиренномудрия, благости, милосердия и сопутствует всему этому. Или вернее сказать: все это покаяние. Кто пренебрегает им, тот не принадлежит к числу спасаемых, но к числу погибающих, в которых червь не умирает и огонь не угасает. — Да избавимся мы от этого и да удостоимся обетованных благ благостию и милосердием Христа Бога нашего.»
(Из проповедей свт. Тарасия Константинопольского)
» «о, непорочная Дево! о, святая Матерь! о, благословенная в женах! Ты – свобождение Адамовой клятвы, Ты – исполнение Евина долга. Ты – чистейшее приношение Авеля. Ты – непостыдная надежда Еноха. Ты – радование Еноха и преставление к будущему животу. Ты – всесветлое украшение царства и священства Мелхиседекова. Ты – покорное повиновение Авраама обетованию о деторождении. Ты – новая жертва и мысленное всесожжение Исаака. Ты – начало восхождения Иакова на лествицу. Ты – целомудрие Иосифа и низвержение древней египтяныни, т. е. синагоги иудейской. Ты – терпеливое возглавие Иова в напастях и двойное воздаяние ему имущества. Ты – богописанная книга Моисея законодателя. Ты – жезл Аарона прозябший. Ты – дщерь Давида, «рясны златыми одеянная и преиспещренная» (Пс.44:14). «Ты – одр Соломонов златотканный, шестьдесят сильных окрест его от сильных израилевых» (Песн.3:7). Ты – начало вознесения Илии на небо и уничтожение мысленной Иезавели. Ты – сугубое благословение милоти Елисея, коей он разсек потоки Иордановы и воду соленую соделал годною к употреблению. Ты – спасение Ионы в ките и покаяние ниневитян и прощение независтное.»
(Из проповедей свт. Тарасия Константинопольского)
Святитель Тарасий (греч. Ταράσιος) – cын богатых и знаменитых родителей Георгия и Евкратии, которые воспитывали его в страхе Божием и дали ему хорошее образование. Еще в молодых летах он был возведен на важную гражданскую должность, он был одним из царских советников.
Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780–797) и его матери, святой царицы Ирины (797–802; память 7 августа), и достиг звания сенатора.
В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой патриарх Павел (780–784; память 30 августа), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму.
Когда к нему пришла святая царица Ирина со своим сыном-императором, святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий (в то время мирянин). Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси.
Пройдя в короткое время все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году. В 787 году под председательством святителя – патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью.
Однако могущественная оппозиционная партия, имевшая сторонников среди войск и столичного населения, долго тормозила дело, так что Собор созван был в Никее только в 787 году (Второй Никейский). На Соборе иконопочитание было восстановлено и богословски обосновано.
Подобный светильнику, поставленному на подсвечник Церкви1(ср.: Мф 5, 15; Лк 8, 16; 11, 33), св. Тарасий осиял ее светом своих добродетелей: постом, долгими ночными бдениями, посвященными молитве и размышлениям над словом Божиим, делами евангельского милосердия.
Подражая Господу, он считал себя слугой всех и каждого, и не переносил, чтобы кто-либо оказывал ему хоть малейшее услужение.
Он одевался очень просто и был смиренен во всех поступках. Так, проповедуя собственным примером, Тарасий боролся с неслыханной роскошью, которой предавался в то время клир.
Милостыню архиепископ раздавал с таким рвением, что получил прозвище Новый Иосиф. По его повелению строились приюты и странноприимные дома, бедные делили с ним его скромные трапезы, нуждавшимся выплачивалось месячное содержание, учет которому велся в специальных папирусных регистрах.
Зимой он сам, облачившись в священнические одежды, раздавал бедным обильную пищу.
Подавая пример добродетельной жизни, он подвигнул многих учеников отказаться от мира и создал для них большой монастырь на левом берегу Босфора, при впадении его в Черное море. Оттуда вышли многие епископы, например, св. Михаил Синадский и св. Феофилакт Никомидийский — столпы возрождавшегося Православия.
Преставился мирно, в 806 году, правив Церковию 22 года и 4 месяца. «Бяше по всему телу и подобию подобен св. Григорию Богослову, но не бяше сей вельми сед».
Сочинения Тарасия (6 писем, гомилия и полемика против иконоборцев). Речь его при избрании в патриархи сохранилась. Труды святителя Тарасия включены в 98-й том Patrologia Graeca.
Тропарь святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому, глас 4
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя, / яви тя стаду твоему, / яже вещей истина, / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая. / Отче Тарасие, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.
Кондак святителю Тарасию, глас 3
Православными догматы Церковь уяснив, / и Христову, блаженне, честную икону почитати / и покланятися всех научив, / обличил еси иконоборцев безбожное веление. / Сего ради вопием ти: // о отче, радуйся, мудре Тарасие.
Молитва вторая святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому
О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Тарасие, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.