Всеобъемлющий Крест Господень
«Всякий раз, когда христианин осеняет себя крестным знамением, он поклоняется спасительной Страсти Господней и призывает крестную силу, иже есть сила крестной смерти нашего Христа. Говоря: «Кресте Христов, спаси нас силою твоею», мы призываем силу крестной жертвы Господа. Поэтому крест обладает великой силой.
(Прп. Паисий Святогорец)
… Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест – это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной, получим и [духовную] «пенсию», и «единовременное пособие». Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он даёт эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты.»
«О Боге нельзя сказать, что он несправедлив, т. е. что в Нем есть неправда, но нельзя и говорить, что Он справедлив так, как мы понимаем справедливость. Святой Исаак Сирин говорит: «не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость – мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест?» А к тому, что говорит преподобный Исаак, можно добавить: мы согрешили, а Бог Святых Ангелов поставил на службу нашему спасению. Но Ангелы, как исполненные любви, и сами имеют желание служить нам и в том служении принимают на себя скорби.
(Прп. Силуан Афонский)
… Господь так много нас любит, что мы постигнуть этого не можем. Мы видим крест, знаем, что Он распялся за нас и умер в страданиях, но все равно душа сама понять эту любовь не может, а познается она только Духом Святым.»
«До последней ясности сознаю, что мое духовное бытие неразрывно связано с духовным бытием мира, человека вообще, человечества. Иногда любовь к Богу отрывает от мира, хочу забыть мир в умном созерцании Божества Христова, а иногда любовь к человеку, – страдание с ним толкает на безумный спор с Богом. Крест Сына Божия и Бога – разрешение и предел всякой борьбы этого вида. Крест Христа – это та твердыня, о которую разбиваются в прах все волны помышлений. Христос, распятый по любви к миру за грехи мира, – моя последняя любовь, последнее восхождение ума моего, последнее дерзание сердца моего, мой единственный истинный Бог.»
(Архим. Софроний (Сахаров))
(на заставке -древнее изображение Креста в виде плуга)
По рассказу Понтия, биографа святителя Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От середины III века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.
Язычники называли христиан в насмешку крестопоклонниками (crucicolae), предполагая, что христиане чтут крест как фетиш или как идол. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, встречаются большей частью лишь аллегорические изображения креста и Распятия. Встречаются во множестве и символы креста: якорь, а также фигура Христа, которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata. О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертулиан, Ориген и другие.
Крестное распятие или христианский крест является самым святым и почитаемым символом для христиан всего мира. Это центральный образ в христианской вере, олицетворяющий собой возможность нашего спасения и приобретения жизни вечной. . Для христианина знак креста является защитой от сатаны, постоянным напоминанием об искупительной жертве Иисуса Христа. Как вышло так, что орудие мучительной казни стало святым и почитаемым символом для миллионов верующих?
В Древней Иудее этот вид казни стал использоваться в эпоху римского владычества, буквально за несколько десятилетий до рождения Иисуса Христа. Преступников распинали на крестах разной формы: Т-образных (в южных провинциях Римской Империи), четырехконечных и даже в виде буквы «Х», это так называемый Андреевский крест, на подобном был распят Святой Андрей Первозванный.
Приняв смерть на кресте, Спаситель взял на себя и искупил грехи всего человечества от сотворения мира. Недаром часто в подножии креста изображают череп, который символизирует «ветхого» человека, грешного и смертного Адама. Претерпев мученическую смерть на кресте, Христос дает возможность всякому, уверовавшему в Него, отринуть от себя смертного и одолеваемого грехом человека и стать причастником вечной жизни и вечного блаженства. Зримыми и наглядными становятся слова пасхального песнопения «Иисус воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».
История христианского креста
История христианского креста как святыни начинается с его обретения святой царицей Еленой, матерью императора Константина, в 326 году. Но поскольку Еленой были найдены лишь отдельные части распятия, доподлинно неизвестно, какой точно формы оно было, то есть было ли это Т-образное распятие, прямой крест или крест с горизонтальной перекладиной, расположенной на верхней части вертикальной, Неизвестно также, было ли на кресте Господа нашего титло, то есть табличка с надписью его вины: «Се Иисус Назарянин – Царь Иудейский», и подставка для ног.
Это дает право большинству богословов утверждать, что любое изображение креста, будь он восьмиконечным, шестиконечным или четырехконечным, является святым и равно достойно поклонения. Так, например, святой Иоанн Кронштадтский в своем труде «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев» пишет о том, что следует почитать и Святой Крест о четырех концах как древнейший символ веры, и стыдит всех, называющих такой крест печатью антихриста и признающих только восьмиконечную форму креста.
Пока христианство терпело гонения в первые века нашей эры, все святыни и обряды вынужденно приобретали форму символов, знаков, шифров, доступных лишь посвященным, отсюда такое многообразие анаграмм, монограмм, иносказательных изображений креста.
Например, одним из главных символов раннего христианства была рыба, как анаграмма Христа. Первые буквы фразы на древнегреческом «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» составляют древнегреческое слово «рыба»1(Ίχθύς).
Крест как символ также всячески зашифровывался и прятался, например, число 300, которое передается греческой буквой Т, могло символизировать крест, древнеегипетский иероглиф «Анх» ☥, изображавшийся в виде креста с петелькой сверху и имевший значение «жизнь», также использовался ранними христианами для изображения креста. Еще один интересный образ креста – плуг. Ириней Лионский описывает действие креста, сравнивая его с тем, как плуг «очищает дикую землю»2(Против ересей, IV, 34, 4).
Таким образом, христиане оберегали, скрывали себя, но также и допускали в ряды избранных сильных верой и духом, готовых пройти все ступени посвящения.
Как уже говорилось, форм и видов крестов существует великое множество, и Церковь не отвергает их. Главный принцип состоит в том, чтобы крест создавался как христианский символ, а не как украшение или орнамент.
Условно говоря, кресты можно разделить на три большие категории: монограммные кресты, кресты православные и католические, распятия с символическими элементами.
Монограммные кресты
Монограммные кресты характерны для раннего периода христианства. Эта традиция связана с преследованиями ранних христиан и необходимостью для них проводить свои богослужения втайне. Среди монограммных распятий подробнее стоит остановиться на следующих.
— Хризма (Хи-Ро), ☧ — это монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из двух первых букв имени на греческом ( ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), перекрещивающихся между собой. По краям монограммы иногда можно увидеть древнегреческие буквы α и ω. Эти буквы служат напоминанием о тексте Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» Хризму еще называют крест монограммный Константиновский.
Крест монограммный доконстантиновский составляется из первых букв имени Иисуса Христа “1” (йот) и “X” (хи) и выглядит как перекрестие X и
Крест якореобразный. Его происхождение можно связать с поучением святого Павла о кресте, как о надежде для верующей души, за которую истинный христианин может держаться, как за якорь. И якорь этот сохранит его в житейских морях и убережет от тлена греха.
Крест монограммный «Андреевский» или «Бургундский». Святой Андрей Первозванный по церковному преданию после смерти и Воскресения Христа отправился проповедовать в земли Вифинии и Пропонтиды, Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. Скифия – это обширные территории к северу от северного побережья Черного, Азовского и Каспийского морей, то есть довольно большая часть Древней Руси. Именно поэтому святой Андрей Первозванный издавна так почитаем на Руси. Он также как и Спаситель принял мученическую смерть на кресте, но его крест был в форме буквы Х.
Крест «Посох пастыря». Этот крест выглядит как Андреевский, разделенный посередине вертикальной линией, сверху загибающейся вправо наподобие пастушеского посоха. Символика этого изображения отсылает нас к евангельской притче о пастыре, для которого спасение одной заблудшей овцы имеет не меньшее значение, чем благополучие всего стада. Также такой крест напоминает об образе Христа и его Церкви как доброго пастыря, заботящегося о малых сих.
Виды православных Крестов
Важно подчеркнуть, что православие не отвергает никакие виды крестов, будь то «папский» восьмиконечный крест с прямыми перекладинами, получивший свое название из-за большой распространенности в папских литургиях в XIII-XV веках, или четырехконечный латинский крест. Четырехконечным является и самый древний православный крест – корсунский, который привез на Русь святой равноапостольный Владимир из Корсуни (Херсонеса).
В дальнейшем в православной традиции самым распространенным видом стал крест с косым подножием, правый конец которого направлен вниз, а левый вверх. Святитель Димитрий Ростовский на вопрос о подножии отвечал: “Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу”.
В настоящее время самыми распространенными в русском православии являются следующие формы крестов.
Крест патриарший или лоренский. Это крест без подножия, но с верхней перекладиной, называющейся «титло». Такая форма была употребима уже со времен крещения Руси. Именно такой шестиконечный крест был на печати наместника византийского Императора в Корсуни.
Крест шестиконечный русский православный. Это распятие без верхней перекладины титло, но с подножием в виде косой черты, один конец которой смотрит вверх, а другой вниз. Такое расположение символично, оно напоминает о двух разбойниках, распятых рядом с Христом. Один из них покаялся и признал, что они терпят за грехи свои, а Господь страдает безвинно, второй же упорствовал в своем грехе. Поэтому первому Господь ответил, что уже сегодня он будет сидеть в раю одесную от Него, а второй был обречен на вечную смерть. Косое подножие распятия напоминает нам о свободной воле, которую вложил Господь в свои создания и о том, что лишь от нас зависит выбор.
Крест осмиконечный православный имеет и косое подножие, и титло – верхнюю перекладину, на которой была написана вина Иисуса (Иисус Назарянин – Царь Иудейский).
Крест Распятие включает в себя изображение Иисуса Христа. Распятия разнятся в католической и в православной традиции. Главным отличием между православным и католическим крестами является образ Иисуса Христа. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но если оно присутствует, то Иисус Христос изображается как умерший или умирающий (агонизирующий) человек, с потоками крови на лице и ранами на руках, ногах и ребрах.
Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти. На православном кресте Христос изображен воскресшим, его ладони открыты, и он как бы призывает всех быть рядом с ним в Царстве Божием. Фигура Распятого на православном кресте выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям.
На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно, а на католических ноги пригвождены одним гвоздем, одна на другую. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось на Западе во второй половине XIII века.
Крест Голгофа. Такое распятие всегда имеет основание в виде округлого холма, символизирующего гору Голгофу, на которой был распят Христос, часто в Голгофе присутствует изображение черепа Адама, который также получил искупление и прощение.
Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века.
Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Символика Креста
Путь креста к статусу главного символа христиан был долгим и тернистым. В первые века существования христианства в Римской империи куда более распространенными были другие символы — агнец или пастух с агнцем — символ Спасителя или Иисуса и его паствы; хлеба и рыба — те, что Христос чудом умножил; птица с веткой в ключе или лавровый венок — символы воскресения; рыба или рыбы — потому что древнегреческое слово «ихтус» («рыба») использовалось христианами как акроним греческих слов «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Ученые находят эти символы в катакомбах, местах захоронения христиан, где также проводились собрания и молитвы.
На ихтусе стоит остановиться подробнее.
Во-первых, сама рыба или дельфин могли олицетворять Христа — рядом верующие часто рисовали якорь, а иногда якорь или трезубец даже пробивали тело животного. Таким образом христиане изображали Иисуса, не изображая его, отсылали к крестной казни, не демонстрируя ее постыдных подробностей.
Во-вторых, рыба часто изображалась графически, в виде двух полукружий, содержащих внутри монограмму Христа, тот самый ихтус. Ихтус был не единственной шифровкой имени Спасителя — имя часто представлено в других монограммах, использующих или совмещающих начальные буквы его имени. Среди них греческая буква Хи, хризма (Хи и Ро), IX-монограмма (Йота и Хи), а также стаурограмма (Тау и Ро).
Некоторые исследователи видят преемственность между главным христианским религиозным символом и анкхом, символом вечной жизни в египетской традиции (позднее он будет заимствован коптами и станет одним из вариантов креста в Африке).
Действительно, на некоторых погребальных раскрашенных досках, которые прикреплялись к саркофагам с мумиями и впервые найдены в регионе недалеко от современного Каира, — есть образы, очень похожие на те, что мы видим на ранних иконах. К примеру, на некоторых портретах, датируемых III–IV веками, нарисованы женщины, держащие анкх в точности так же, как святые на синайских иконах.
Вследствие активного использования символа по всему христианскому миру многие художники пытались создавать всё более и более замысловатые формы, таким образом выделяя свои кресты среди прочих.
Так крест приобрел бесчисленное множество «национальных» вариантов. В III веке среди коптов, живущих на территории современного Египта, распространился крест, восходящий формой к вышеупомянутому древнеегипетскому анкху.
Грузинская вариация креста связана с преданием о том, что святой Нине явилась Богоматерь и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы.
Вторая волна крещений европейских стран породила новые «национальные» формы креста. В раннем Средневековье, в VIII–IX веках среди кельтских народов (крещены в V веке) и в Британии (христианизация в VII веке) распространяется кельтский крест, то есть распятие, заключенное в круг3См. логотип нашего сайта 😉.
Теорий о происхождении формы кельтского креста несколько. Одни ученые считают, что это изображение деревянных подпорок, которые поддерживали перекладину креста.
Другие склоняются к тому, что кельтский крест — всего лишь вариация кольцевых крестов, распространенных по всему христианскому миру, и кольцо в нем символизирует небесную сферу. Похожие кресты с «нимбами» встречались и в других странах — Франции, России (Новгород), Галисии и т. д., — впрочем, там они не стали распространенными символами.
Свой крест в XI веке возникает в Северной Македонии.
Эта оригинальная форма позаимствована из национальных орнаментов, до того появлявшихся в церковных книгах, украшениях храмов и т. д. Она в большой степени укоренена в народной традиции и связана с природными формами. В XIII веке уникальная форма креста появляется и в соседней Сербии.
Рыцари-тамплиеры в XII веке могли пользоваться лапчатым крестом, появившимся еще в раннем Средневековье.
Он изображался на униформе тамплиеров и всегда был ярко-красного цвета, демонстрируя желание храмовников принять мученическую смерть за веру. В XIV веке Мальтийский орден стал использовать крест похожей формы, с четырьмя острыми углами на концах, напоминающими наконечники стрелы.
Как минимум к XIII веку в Эфиопии появились кресты замысловатой формы, с массивным основанием, называющимся «рукой Адама», и с массивной дугой сверху, украшенной двенадцатью лучами.
Этот элемент на так называемом кресте Лалибелы трактуется как двенадцать апостолов, окружающих Христа.
На территории современной области Испании, в Стране Басков, в XVI столетии зародилось особое изображение баскского креста, восходящее к доисторическим орнаментам. Четыре лепестка, вращающиеся по часовой стрелке, напоминают формой одновременно и крест, и Солнце.
О свастике в Христианстве
В большинстве традиционных культур свастика изображает движущийся крест. И вероятнее всего, что прежнее, её значение было сходным с христианским. В христианской символике свастика, двигающаяся в разные стороны обозначает в одном случае внешнее христианское делание – добрые поступки по отношению к ближним, а в другом внутреннее делание, работу в душе, над своими недостатками. В греческой православной церкви свастику называют крест гамматический, то есть состоящий из четырежды повторенной буквы греческого алфавита — гаммы.
Центр креста символизирует Бога – Творца, основу вселенной, четыре его конца – четырёх евангелистов. Бог же назывался «Солнцем мира» и это образное выражение несколько сближало языческое изображение света и огня в виде свастики с христианским, где Бога называли Светом духовным.
Богдасаров основываясь на анализе множества изображений свастики и цитат из христианской литературы, убедительно доказывает, что свастика у христиан являлась знаком благодати и символом Святого Духа — одной из ипостасей Святой Троицы. Не случайно мы встречаем у ранних христиан изображение свастики внутри чаши причастия.
Подкрепляя свои выводы примерами Роман Багдасаров далее пишет:
«Литургический символизм свастики долгое время оставался недоступен для посторонних глаз. Тщетно было бы искать ряд наиболее тонких моментов священнодействия в печатных изданиях. Такие моменты весьма сложны в описании, но в ходе богослужения просты и естественны. Некоторые из них зафиксированы в «Практическом руководстве по совершению Божественной литургии», рукописи, составленной архимандритом Спиридоном4(Лукичём, 1908 -1991).»
«Символ свастики возникает при объяснении архим. Спиридоном как правильно изымать из просфоры Агнец, соответствующий Искупителю. В этом действии воспроизводится добровольная жертва Спасителя, принесшего Себя в жертву за род человеческий. Агничная просфора должна обладать максимальной устойчивостью, так как в богословском плане важно, чтобы изъятие кубика-Агнца было именно его извлечением, а не обтёсыванием, отсечением крайних частей просфоры, пока не останется средняя.
Делая надрезы на просфоре, священник должен изобразить на ней свастичный квадрат.»«Направления надрезов на Агнце совершаются: 1) на восток, 2) на запад, 3) на юг, 4) на север. «Монастырское предание сохранило и верный способ, и ведение его значения — пишет о. Спиридон. Кроме того, что способ этот даёт крестообразное направление резам, он ещё даёт возможность все четыре разделённые ими части просфоры получить равными по размеру и достаточно устойчивыми».
После свастического изъятия по ходу литургии происходит крестообразное раздробление Агнца, чему Ссв. Отцами придавалось космологическое значение. Свастическое надрезание Агнца является распространённой традицией Русской церкви, не угасшей по сию пору.»
Таким образом, мы видим, что символ свастики существовал с древнейших времен и дошел до нас, сохраняясь в христианской символике и богослужении. И если в древности он означал преимущественно свет и огонь, то в православной христианской традиции стал символизировать в первую очередь свет не вещественный – благодать Святого Духа.
Можно так же утверждать, что свастика в христианской традиции использовалась и как собственный символ Святого Духа – ипостаси Святой Троицы.
Свастика у славян и вообще у потомков Иафета, обозначала благую энергию, благодатное излучение, создающее в мире радость и дающее жизнь. Свастика, так же один из самых распространенных символов в славянском символическом искусстве. Удивительно, но мы можем констатировать почти полное совпадение значений этих символов в славянском язычестве и в православном христианстве. Равноконечный крест был символом Бога Отца, Творца вселенной, а свастика — «гамматический крест» символом благодати святого Духа и символом самого Животворящего Духа Святаго, исходящего от Отца.
Тем поразительнее встречать на древних славянских вышивках символическое изображение, по смыслу совпадающее с важным фрагментом христианской молитвы «Символ веры». В середине находится равноконечный крест символизирующий Бога отца, и он графически порождает самим своим существованием, словно излучает знак свастики — Благодать Святого Духа.
«И в Духа Святаго Господа Животворящего, иже от Отца исходящего.»
Гамматический крест, образуется равноконечным крестом, самим фактом его наличия. Воистину, поразительный символический текст.
(Протоиерей Владимир Долгих, А. Долгов, ред. N.E.W.O.D.)