В чем «виновато» дерево?
«Аз есмь изсушаяй древо зеленое и проращаяй древо сухое»
(Иез. 17,24)
Вся Страстная седмица, начиная с самого Вербного воскресенья, тесно привязана к Евангельскому повествованию. Она как бы прослеживает последние дни земной жизни Спасителя. Именно поэтому каждый день этой седмицы дважды читается Евангелии: на утрени и на вечерни, в отличие от всего остального времени поста, когда мы могли услышать Евангельские слова только в субботние и воскресные дни.
На утрени Великого понедельника читается повествование о бесплодной смоковнице. Эта история излагается двумя Евангелистами, Матфеем и Марком. Рассмотрим оба текста.
Сравнение текстов
Св. Евангелист Матфей описывает эпизод со смоковницей как бы кратко, подчеркивая мысль, которую он почел главной, а именно: если иметь веру и не сомневаться, то природа послушается повелению учеников Христовых. Вот как писал евангелист Матфей:
«Поутру же, возвращаясь в город, [Христос] взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите»1(Мф. 21: 18-22).
В Евангелии от Марка этот эпизод приведен более подробно:
«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его»2(Мк. 11: 12-14).
И далее евангелист описывает события в Иерусалиме3(Мк. 11: 15-19) и потом снова возвращается к повествованию о смоковнице:
«Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших»4(Мк. 11: 20-26).
«Вина» смоковницы
Св. Евангелист Марк упоминает одну важную подробность: было не время собирания смокв!
В чем «виновато» дерево?
И что двигало Господом, когда Он произносил слова проклятия: гнев, безрассудная прихоть, проявление немощи человеческого ествества, невежество законов природы? Или же все происшедше имеет более глубокий смысл?
Все случившееся на подступах к Иерусалиму имеет глубочайший символический смысл и описано символическим языком. Смоковное древо является символом, который очень часто использовался в Священном Писании не только Нового, но и Ветхого Завета. Сам Спаситель неоднократно прибегал к нему за время Своей проповеди. Для того, чтобы правильно понять чудо со смоковницей, необходимо иметь в виду и понимать все другие параллельные места, в которых упоминается смоковное дерево в символическом и прямом значении.
Для начала вспомним о событии, совершившимся за год до описываемого нами времени. О нем повествует св. Евангелист Лука.
«6. И сказал сию притчу: Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7. И сказал Виноградарю: вот, Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8. Но Он сказал Ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока Я окопаю ее и обложу навозом,
9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.»5(Лук.13:6-9)
Некто – это Хозяин сада, Бог, Который приходит искать плодов добродетели в Своем винограднике. Виноградарь – Сам Сын Божий, Христос, явившийся во плоти, для того, чтобы приложить попечение и очистить виноградник. Виноградник – дом Израилев, как именуется он у пророка Исаии. Смоковница – Иудейское сонмище.
На примере этой смоковницы мы понимаем, что дерево обязано приносить плоды. Доброе дерево – добрые плоды. Бесплодное дерево, не приносящее добрых плодов, срубают и бросают в огонь. 3 года – это время служения Иисуса Христа. В эти 3 года Он призывал Израиль к покаянию, творил чудеса, проповедовал, показывая, что Он и есть долгожданный Мессия. Однако все эти 3 года Израиль, как и смоковница, не приносил никакого плода покаяния, отвергая Иисуса. В притче виноградарь умоляет своего господина (ссылка на Христа) подождать еще год. Он обещает «окопать ее и обложить навозом – не принесет ли плода». Если же и через год все останется по-прежнему, смоковницу обязательно срубят.
Нельзя исключить того, что в притче, сказанной год назад, Господь подразумевал то же самое дерево, уже давно заметив его неплодность, которую сделал символом бесплодия Иудейского сонмища. Господь дал ему 3 года, – время Своей проповеди, предупредив, что секира уже лежит при корне смоковницы. Проклятие этого дерева в конце Своего служение символизировало окончание данного срока и проклятие самого сонмища.
Интересно то, что произнося эту притчу с предостережением, Христос фактически повторял символическую притчу пророка Исаии, подводя ее к логическому завершению.
«Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. … За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.»6(Ис.: 7…25).
Не будет лишним ознакомиться с полным текстом пророка Исаии о возлюбленном винограднике. Для желающих вот текст:
Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, — и вот, он легко и скоро придет; не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его — как вихрь; рев его — как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот — тьма, горе, и свет померк в облаках.»7(Ис.: 5, 1 – 13.)
Не трудно заметить, что слова пророка Исаии удивительно перекликаются с еще одной притчей Спасителя о злых виноградарях, то есть – служителях Иудейского сомища, которая читатеся в тот же день вечером.
«33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
8. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41. Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
43. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44. и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
45. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46. и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.»8(Евангелие от Матфея 21:33-46)
Таким образом, притчей о злых виноградарях и чудом со смоковницей, Господь хотел показать, что пришло время исполнения страшных пророчеств св. пророка Исаии и «винограднике Господа Саваофа».
Каких же плодов искал Господь от смоковницы – Иудейского сонмища? Покаяния. Покаяние изменило бы осуждение на милость. Как сонмище – то есть Иудейская церковь, не принесла покаяния, так и Иерусалимская смоковница не принесла плода. И как здесь не вспомнить еще один текст, связанный со смоковницей.
«Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»9(Лк. 19:1–10).
Иерихонская смоковница, в отличие от Иерусалимской, принесла Спасителю долгожданный плод – покаяние. И как следствие – это дерево стоит до сих пор и плодоносит.
Толкование прп. Исидора Пелусиота
Но нельзя не упомянуть еще об одном толковании чуда о смоковнице. Преподобный Исидор Пелусиот видел в смоковнице древо преслушания или древо познания добра и зла, от которого вкусили вопреки благословения прародители, из листьев которого сделали себе опоясания, чтобы скрыть от Бога открывшуюся внезапно свою наготу. потому оно и проклято Христом – Новым Адамом, чтобы оно больше не приносило плода, ставшего причиной греха.
Существует также еще одно толкование, которое говорит, что смоковница пострадала за то, что не узнала времени посещения своего, то есть не увидела в убогом Галилеянине своего Создателя, просящего у нее плода в преддверии Своей смерти.
Солнце померкло и земля содрогнулась, узнав Своего Творца, страждущего на кресте, а смоковница оправдывается, как бы говоря: «Господи, не время плодов!»
Бесплодная смоковница является образом бесплодной с духовной точки зрения, души, не стяжавшей послушания. Как смоковница не узнала своего Создателя, так и непослушная душа всегда противится воле Божией, не узнавая ее в словах дающего послушания, и всегда оправдывает свое неповиновение благовидными, разумными и объективными причинами. Конец же и у той и у другой одинаковый.