Причастие в Светлую седмицу
Но как часто бывает, что после окончания поста мы пускаемся во все тяжкие: едим и пьем без меры, ходим в кино, посещаем друзей, предаемся праздным разговорам и чтению светских книг… И резко теряем ощущение той великой Пасхальной радости, к которой шли 48 дней (40 дней Великого поста, а потом еще Страстную седмицу). А иногда даже впадаем в уныние.
Знакомо? 🙂
Потому что, добравшись до «вершины», мы не стараемся задержаться на ней, а добровольно и быстро «скатываемся» вниз. И насколько по-другому чувствуют себя те христиане, которые, разговевшись, по мере сил стараются и в Светлую седмицу ходить в храм и причащаться.
«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66 е правило Трулльского собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи»
(Документ 2015 года, «Об участии верных в Евхаристии»)
66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. И все богослужения Светлой седмицы выстроены так, чтобы человек мог каждый день бывать в храме и участвовать в евхаристии.
К примеру, в Великий пост по будням – понедельникам, вторникам и четвергам – литургия не служится. И это отсутствие возможности причаститься является знаком покаяния и поста. А тот факт, что Устав предписывает служить литургию на Светлой седмице каждый день, как раз и означает, что люди призываются к ежедневному причащению.
Но
«Я резко против того, чтобы прихожане – без особой на то нужды! – причащались на Светлой Седмице. Исключение допускается для тех, кто готовился причащаться на Страстной Седмице, но почему-то не смог. Также для тех, кого кладут на операцию и, конечно, для умирающих.
В последнее время некоторые священники, ссылаясь на 66-е Правило VI Константинопольского Собора (Трулльского), причащают на Светлой Седмице каждый день и без исповеди. Это новшество заставляет вникнуть в истинный смысл 66-го правила. Вот его текст: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего — до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся (то есть, каждый день Светлой Седмицы мы должны проводить так, как положено по уставу в Великую Субботу, когда после Литургии мы, не выходя из храма, обязаны слушать Деяния святых апостолов до начала Пасхального богослужения)… Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище».
Говоря современным языком, на Светлой Седмице не следует смотреть телевизор или заниматься иными развлеченими — мы должны непрерывно славить Воскресшего Господа. «Ибо таким образом со Христом воскреснем и вознесемся». Может быть наши потомки и научатся так проводить Светлую Седмицу. Тогда можно будет поднять вопрос и о ежедневном причащении. Но не без Исповеди, так как мы грешим каждый день. Кто этого не замечает, тот еще не начал христианской жизни. Если христианин не научился отслеживать ежедневные грехи (хотя бы некоторые) и каяться в них, ему нельзя и причащаться. А пока всецелое исполнение 66-го правила нереально. Мы можем его воспринимать только как идеал, к которому мы должны стремиться.»
(Протоиерей Владимир Правдолюбов)
«Я считаю, что священники, которые не благословляют причащаться на Пасху, допускают очень грубую ошибку. В Великий пост по будням — понедельникам, вторникам и четвергам — литургия не служится. И это отсутствие возможности причаститься и является знаком покаяния и поста. А тот факт, что Устав предписывает служить литургию на Светлой седмице каждый день, как раз и означает, что люди призываются каждый день причащаться».
(митрополит Иларион (Алфеев))
«У многих людей до сих пор существует еретическое представление (это ересь – настоящая, осужденная Вселенским Собором), что мясо и причастие несовместимы. Туда привносят какие-то индуистские соображения: что это убитое животное и прочая ерунда. Как будто картошка – это не убитое растение. Это совершенно не христианское представление, потому что сказано: «Кто гнушается мяса по причине нечистоты, анафема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то специфическое отношение. Был пост – человек постился, сейчас нет поста – человек не постится.
Я не запрещаю причащаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сегодня я служу. Если я, священник, это делаю, значит, получается, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непонятно. Священник должен жить строже, чем мирянин. Получается, что священник сам-то себе все позволяет, а другим нельзя. Это же лицемерие.»
(Протоиерей Дмитрий Смирнов)
Молитвенное правило
На Светлой седмице меняется и молитвенное правило ко причащению: оно состоит из пасхального канона, часов Пасхи и канона с молитвами ко причастию. На второй неделе по Пасхе причащаются обычным порядком. В эти дни читаются молитвы ко причастию без псалмов.
Пасха – это смысл христианства. Нам сложно постоянно находиться на высоте, заданной этим праздником, куда как проще каяться и плакать о своих грехах. И мы поневоле спускаемся вниз, а преподобный Серафим Саровский, например, жил этой радостью всегда. «Радость моя, Христос воскресе!» – говорил он во все дни года. И апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь»1(1 Фес. 5:16).
(А. Дьяконов, протоиер. В. Правдолюбов, протоиер. А. Ефанов)