Внимание к женщинам в Новом Завете
«…теперь Господь везде одинаково близок для всех верующих. Господь вознесся на небеса для всего рода человеческого, по всему лицу земли Ему молятся, и всех Он одинаково слышит.»
(Протоиерей Н. Агафонов)
Апостол Павел
Бóльшую часть корпуса Нового Завета составляют послания апостола Павла, и в них он упоминает женщин очень часто. Прежде всего, эти упоминания касаются организации церковной жизни: предписания относительно брака и девства1(1 Кор. 7:1-16, 25-40; см. также Еф. 5:22-33; 1 Тим. 3:2), относительно головных уборов и одежды2(1 Кор. 11:3-15; см. также 1 Тим. 2:9-15) и возможности говорить в церкви3(1 Кор. 14:34-35; см. также 1 Тим. 2:11-12). Агарь и Сара выступают образами закона и благодати4(Гал. 4:22-31).
От родственников коринфской христианки Хлои апостол Павел узнал о спорах в коринфской общине5(1 Кор. 1:11), что стало поводом к написанию Первого послания к Коринфянам. Павел упоминает о женах других апостолов6(1 Кор. 9:5). Иногда апостол Павел прямо обращается к женщинам — членам христианских общин7(Флп. 4:2). В корпусе Павловых посланий есть также подробное рассуждение о вдовах8(см.: 1 Тим. 5:9-11).
Апостол Лука
Вместе с тем, по вниманию, уделяемому женщинам, по внимательности, с которой о них говорится, ни один новозаветный автор не сравнится с апостолом и Евангелистом Лукой. Ему принадлежат два текста: третье Евангелие и книга Деяний святых апостолов. Обе книги имеют многочисленные черты сходства в темах, образах, композиции, языке, богословских идеях, и это справедливо также и по отношению к нашей теме.
В Евангелии от Луки женщинам отведено гораздо больше места, чем в других Евангелиях. Это относится прежде всего к Деве Марии, о Которой мы узнаем главным образом из третьего Евангелия. Евангелист говорит о Благовещении Пресвятой Богородицы, о Ее встрече с праведной Елисаветой, о том, как святому семейству пришли изумленные пастухи, получившие откровение от ангелов, и «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем»9(Лк. 2:19). Лука приводит песнь Пресвятой Богородицы — один из самых красивых текстов Нового Завета10(Лк. 1:46-55), и вдохновленные Святым Духом слова праведной Елисаветы, обращенные к Марии11(Лк. 1:42-45). Именно у него мы находим драгоценную реплику Марии, обращенную к мальчику-Иисусу12(Лк. 2:48). При этом Лука вновь поясняет, что Матерь Иисуса сохраняла слова Его в сердце Своем13(Лк. 2:51). Есть все основания полагать, что начальные главы Евангелия от Луки написаны со слов Пресвятой Девы.
У Луки мы читаем об Анне-пророчице, о Елисавете, о Наинской вдове, о жене-грешнице, о Марфе и Марии. Столь пристальное внимание евангелиста к женщинам тем более удивительно, что в эпоху Нового Завета отношение к женщине было совсем иным, чем к мужчине, — женщин как бы вовсе не принимали в расчет.
«Женщина в Церкви… Сам вопрос способен вызвать целый спектр мнений и чувств. Часто диаметрально противоположных друг другу: от требований больших прав до раздражительного: «Бабы». И в том, и в другом случае вряд ли это христианский рассудительный ответ. Первый вызван волной внешних влияний (там, в миру, эмансипировать уже нечего, а тут… Думаю, многие священнослужители неоднократно сталкивались с таким ходом мыслей: «В Церкви столько несправедливого, столько пережитков; взять, например, положение женщин…»); второй… чем бы он ни был вызван, какое это имеет значение. Он неверен потому, что не будь их, православных женщин, в наших храмах, кто бы заботился обо всем: от поливки цветов до организации праздничных трапез, от пения колядок до дел милосердия? Кто приходит раньше всех и уходит позже всех? Вот именно…»
(Архиепископ Сильвестр (Стойчев))
Не случайно при перечислении тех, кого Иисус насытил хлебами, в Евангелии от Матфея говорится: Евших было около пяти тысяч, кроме женщин и детей14(Мф. 14:21). У Луки в соответствующем месте15(Лк. 9:14) эта ремарка отсутствует.
В начальной части Деяний святых апостолов, как и в Евангелии от Луки, упоминается Пресвятая Богородица. Об апостолах говорится, что после Вознесения Иисуса Христа «все они единодушно пребывали в молитве и молении, [с некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его»16(Деян. 1:14). Точно так же «все они были единодушно вместе» и в день Пятидесятницы17(Деян. 2:1).
Лука подробно говорит о Тавифе, христианке из города Иоппии. Она «была исполнена добрых дел и творила много милостынь». В рассказе о Тавифе упоминаются вдовы, составлявшие особую группу в древних христианских общинах. После внезапной смерти Тавифы вдовы оплакивали ее, «показывая рубашки и платья, какие делала» Тавифа, «живя с ними». Апостол Петр воскресил Тавифу, и описание этого чуда у Луки напоминает воскрешение дочери Иаира18(Деян. 9:36-41).
Лука также говорит об обращении Лидии из города Фиатир. Апостол упоминает о роде ее занятий: Лидия торговала багряницей. Уверовав и крестившись, Лидия проявляет собственную инициативу и обращается к апостолам Павлу, Луке и их спутникам с предложением о помощи: «Если вы признали меня верною Господу, то войдите в мой дом и живите [у меня]»19(Деян. 16:14-15). По церковному преданию, Лидия из Фиатир впоследствии стала диакониссой в Филиппах. Она прославлена в лике святых.
Другая женщина, о которой упоминает Лука, — «служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим». Она встретилась Павлу и его спутникам, включая Луку, когда они шли на то же самое место молитвенных собраний. В течение многих дней она ходила за ними и кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». В конце концов «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час»20(Деян. 16:16–18).
Неоднократно в книге Деяний упоминаются близкие помощники апостола Павла – Акила и его жена Прискилла21(Деян. 18:2, 21, 26), причем Прискилла наряду с мужем наставляет новообращенных22(«Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень», Деян. 18:26).
Афинянка Дамарь была одной из немногих уверовавших после проповеди апостола Павла в Ареопаге23(Деян. 17:34).
Лука называет по имени Кандакию, царицу Эфиопии, говоря об обращении ее евнуха24(Деян. 8:27).
Пожалуй, самый загадочный эпизод с участием женщин в повествовании Луки — это рассказ о еврейской общине в македонском городе Филиппы.
Судя по всему, эта община почти полностью состояла из женщин. По субботам они собирались на молитву за город, к реке25(Деян. 16:12-13). В синодальном переводе говорится о том, что там находился «молитвенный дом», но ряд новозаветных рукописей указывает на место для молитвы, а не на здание.
(м. Иларион (Алфеев))