Православные филиппинцы. Молитва и труд
«Православные филиппинцы молятся и трудятся, чтобы каждый мог ознакомиться с Православием»
(К. Беналон (Ivan Jay Carado))
История и современное состояние Православия на Филиппинах
«Свой рассказ о миссионерском служении отец Корнилий начинает издалека, вспоминая, как он учился в инженерно-физическом институте и рядом со студенческим общежитием, в котором он жил, находился храм апостола Фомы на Кантемировской, где служил настоятелем отец Даниил Сысоев. Молодой человек стал ходить в этот храм, поступил в миссионерскую школу к отцу Даниилу.
После убийства отца Даниила в 2009 году мы другими глазами стали смотреть на его служение, в том числе в качестве миссионера. Стало понятно, что это был не просто хороший священник и богослов, а человек, пострадавший за свою проповедь, — убитый за Христа. И стало невозможно оставить дело, начатое отцом Даниилом.»
(Иеромонах Корнилий (Молев))
Удивительный уголок Земли. История
Филиппины — одно из самых удивительных и красивых мест на планете Земля.
Мало какая страна может похвастаться тем, что состоит из семи тысяч островов, каждый из которых притягивает к себе своей природой и климатом. В 2010 г. на Филиппинах проживало 86,8 млн. христиан, 80% из которых составляют католики, 11% протестанты и около 4% исповедует православную веру.
Впервые христианство появилось на Филиппинах в XVI в. Испанский конкистадор и мореплаватель Фернан Магеллан, совершивший первое кругосветное путешествие, открыл филиппинские острова в марте 1521 г. Первая месса на Филиппинах была совершена на Пасху уже 31 марта 1521 г., в порте Мазауа. В это время были крещены первые филиппинцы, которым Магеллан подарил статуэтку младенца Христа. Она сохранилась до наших дней и является одним из старейших христианских артефактов.
В середине XVI в. на остров Себу впервые прибыли католические миссионеры из ордена августинцев. Затем на острова прибыли францисканцы, иезуиты, доминиканцы и иоанниты.
Остров Себу стал своеобразным плацдармом для Католической Церкви и испанских колонизаторов. В 1579 г. была образована Манильская епархия, первым епископом которой был назначен доминиканец Доминго де Салар.
Миссия среди филиппинцев была вполне успешной. Испания применяла на островах особую экономическую политику — «энкомьеда»1 (исп. Encomienda — попечение, защита, покровительство). Суть ее заключалась в том, что местные жители, над которыми было совершено таинство крещения, автоматически подпадали под защиту испанской короны и получали денежные дотации. Это способствовало тому, что к началу XVII в. на Филиппинах проживало более 300.000 католиков.
В 1595 г. иезуиты основали первую школу на Филиппинах, преобразованную в 1605 г. в семинарию св. Иосифа. В 1611 г. был открыт университет св. Фомы Аквинского. Первоначально это учебное заведение носило название «Коллегия Богоматери Пресвятого Розария». В ранг университета Коллегия была возведена в ноябре 1645 г. буллой папы Иннокентия X.
Университет св. Фомы сохранился до наших дней и до сих пор действует, считаясь старейшим из ныне существующих в Азии высших учебных заведений, а также одним из крупнейших католических учебных заведений в мире.
Национальное самосознание
До XIX в. большинство духовенства было преимущественно европейского происхождения, но с начала XIX в. ситуация начала меняться в обратную сторону, — к середине столетия большинство филиппинских приходов возглавляли местные священнослужители.
Национальное самосознание филиппинцев постепенно росло. В 1872 г. испанские колониальные власти казнили трех священнослужителей по обвинению в организации мятежа на военном форте Сан-Филире в городе Кавите. Казнь Мариано Гомеса, Хосе Бургоса и Хасинто Саморы стала одной из причин Филиппинской революции 1896–1898 гг., после которой их объявили национальными героями под общим названием «Гомбурса».
В 1898 г. началась Испано-американская война. Американцы, зная о Филиппинской революции, хотели подорвать позиции Испании на территории ее колониальных владений и попытались организовать поддержку революционному движению.
Однако ничего хорошего из этого не вышло. Американцы, не признав Филиппинскую республику, начали в 1899 г. Филиппино-американскую войну, закончившуюся в 1902 г.
В годы революции возникла идея создания независимой филиппинской Церкви. Одним из главных инициаторов был Исабело де лос Рейес, а реализовал идею священник Грегорио Аглипай.
Предпосылкой к созданию такой Церкви послужила происпанская позиция католического церковного руководства во время борьбы за независимость от Испании. В 1899 г. Грегорио Аглипай был подвергнут церковному отлучению, но это его не остановило. Поскольку на смену испанцам пришли американцы, Грегорио не отошел от дел и, в конечном итоге, в 1902 г. создал Католическую Национальную Филиппинскую Церковь.
Участники этой церковной общины не признавали над собой власти Святого Престола и отрицали целибат.
Конечно, христианство — не единственная религия, исповедуемая на территории Филиппин. Ислам там появился задолго до христианства.
В начале XIII в. на Филиппины приплыли арабские купцы и поселились на острове Минданао. В наши дни ислам исповедует около 4% населения Филиппинских островов. К сожалению, на Филиппинах существуют и радикально настроенные исламские группировки. Так, в августе 2002 г. стало известно, что исламисты из филиппинской радикальной повстанческой группировки «Абу Сайяф» казнили двух из шести захваченных накануне заложников: «Ранее власти сообщали, что часть заложников была торговцами, которые продавали косметику фирмы “Avon” в городе Патикул на острове Холо.
В этом городе, как предполагают, находится база одного из лидеров “Абу Сайяф” Радулана Саирона. Однако впоследствии выяснилось, что захваченные являются членами секты “Свидетели Иеговы”, которые использовали торговлю, чтобы проповедовать среди местных жителей. По словам полиции, исламисты, убивая проповедников, демонстрируют свою решимость бороться с распространением в стране христианства»2Террористы обезглавили свидетелей Иеговы // Утро. ру. URL: https://utro.ru/articles/ 2002/08/22/96738.shtml (дата обращения: 20.02.2020)
Первые православные христиане
«Филиппины — светское государство. Церковь и государство были разделены еще в начале XX в., поэтому Церковь существует сама по себе, а государство само по себе. Несмотря на этот секулярный характер, власти выделяют земли православным общинам для постройки храмов.
Сейчас на моем острове, где я ходил в храм, православных христиан стало еще больше, чем было раньше. Моя дядя — православный священник, и он же — мой духовный отец. Раньше он служил в храме в честь святителя Иоанна Шанхайского. Земля, на которой находится храм, была арендована у протестантов, однако срок аренды закончился, земля стала нужна ее законным владельцам, и они забрали ее себе назад.
В связи с этим православные филиппинцы, которые живут на моем острове, теперь уподобляются первохристианской общине тем, что собираются по воскресным дням в домах верующих и проводят богослужения поочередно у всех членов нашего дружного прихода. Но мы очень надеемся, что скоро мы сможем получить землю для постройки храма. В отношениях между христианами у нас проблем не возникает.
Православные спокойно сосуществуют с протестантами и католиками. Протестанты испытывают особый интерес к православной вере, даже читают православную литературу и слушают проповеди. Католическая Церковь, несмотря на численное превосходство, не давит на Православную Церковь, и, если кто-то из католиков хочет принять православие, ему никто не препятствует. 9 августа 2019 г. митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) с рабочим визитом посетил Филиппины и встретился с кардиналом Луисом Антонио Гоким Тагле, обсудив проблемы, возникающие в деле распространения христианской веры.
Говоря о русской православной миссии на Филиппинах, нельзя не упомянуть одного человека. Наши острова регулярно посещает православный священник Георгий Максимов, который сразу смог расположить к себе людей, и запомнился как добрый пастырь. Каждый раз отец Георгий приезжает на несколько недель и ежедневно совершает Божественную литургию на разных приходах Филиппинских островов. После каждой литургии отец Георгий остается на приходе и беседует с прихожанами или проводит катехизические беседы. Он стал первым православным священником, который начал регулярно посещать Филиппины с миссионерской деятельностью. Он пишет и публикует статьи о православии на Филиппинах, по возможности материально помогает православным филиппинцам, дарит иконы, крестики, молитвословы и Священное Писание, за что православные филиппинцы ему очень благодарны и каждый раз ждут его с нетерпением.»
(К. Беналон)
О появлении православных христиан на Филиппинах в начале XVII в. писал иезуит Педро Мурильо-Веларде в своей книге «История Филиппин». Это были потомки греческих моряков, которые поселились в г. Легаспи. Однако никакой миссии среди местного населения они не осуществляли. Следующими православными на Филиппинах стали русские, которые переселялись на филиппинские острова в первой половине XX в.
В 1934 г. в Маниле по благословению епископа Китайского и Пекинского Виктора (Святина) был учрежден приход в честь Иверской иконы Божией Матери, который был разрушен при попадании снаряда в 1945 г. В 2013 г. на месте этого храма, а точнее, на сохранившемся от него фундаменте, была построена часовня.
В 1949 году, после прихода к власти в Китае коммунистов, около шести тысяч русских беженцев покинули Шанхай. Из всех стран мира только Республика Филиппины согласилась их временно принять. Русские были размещены на небольшом острове Тубабао. Одними из первых устроенных зданий были две церкви: в честь Архангела Михаила и в честь Серафима Саровского.
«Многие населённые пункты лишены каких-то элементарных с нашей точки зрения удобств, там отсутствует канализация, нет обустроенных жилищ, отсутствует доступ к интернету, развита преступность, проституция, царит антисанитария. Но бедность не мешает многим людям там, особенно в деревнях, чувствовать себя счастливыми – а мы работаем в основном в сельской местности. Там часто живут, что называется, одним днём: утром поработали, вечером накрыли стол. Нет ни чрезмерных переживаний о завтрашнем дне, ни страсти к материальному стяжательству, ни того, что мы, обитатели мегаполисов, называем «финансовым планированием». Молодежь там познает жизнь не на дискотеках, а помогая родителям трудиться в поле.»
(Иерей Кирилл Шкарбулль)
Из бывшей военной походной церкви был устроен Свято-Богородицкий собор. В числе беженцев был епископ Иоанн (Максимович) — будущий святитель Иоанн Шанхайский, который периодически выезжал из Филиппин в другие страны, в первую очередь в США, чтобы организовать туда переезд беженцев. И это получилось: в 1951 году русские в основном покинули Филиппины.
Большая волна интереса к Русской Православной Церкви началась в 2013 году. В этот год случился страшный по разрушительности тайфун Хайян, когда погибли несколько тысяч человек. Немало людей приехали из России, чтобы помочь филиппинцам вернуться к нормальной жизни, были среди них и священники.
Одним из первых с гуманитарной помощью из Тайваня на остров Тубабао (Филиппины) прибыл отец Кирилл Шкарбуль.
Общаясь с ним, многие местные жители заинтересовались Православием, задумались о крещении, приглашали его посещать их чаще. Поскольку отец Кирилл служил и на Тайване, он стал искать миссионеров или священников, которые могли время от времени приезжать на Филиппины и рассказывать всем заинтересованным об основах православной веры. Так одним из первых откликнувшихся стал священник Георгий Максимов.
Они же с отцом Кириллом и совершили первые массовые крещения.
В октябре 2016 года Священный Синод назначил епископа Солнечногорского Сергия (Чашина) управляющим приходами Московского Патриархата во Вьетнаме, Филиппинах, Сингапуре, Индонезии, Малайзии, Камбодже, Лаосе, КНДР и Республике Корея. Владыка начал работу с возобновления деятельности прихода в честь Иверской иконы Божией Матери в Маниле на Пасху в апреле 2017 года. Приход объединил православных многих национальностей, а костяком его стали православные филиппинцы, интересующиеся русской культурой.
В декабре 2018 года решением Священного Синода был образован экзархат Юго-Восточной Азии, в котором были созданы четыре епархии: Корейская, Сингапурская, Таиландская и Филиппинско-Вьетнамская. Главой экзархата был назначен митрополит Сергий.
Иеромонах Корнилий (Молев) о неожиданностях миссии
— Вы служили в Камбодже, теперь служите на Филиппинах. В чем основные отличия в восприятии религии в этих странах?
— Камбоджа — это буддийская страна, Филиппины — католическая. У филиппинцев христианское мировоззрение. Они искренне верят в Бога. Можно увидеть, к примеру, водителя трайсикла3 (это местная разновидность общественного транспорта — мотоцикл с коляской, где перевозят людей), который перед дорогой обязательно перекрестится. И это не единичный случай. Когда было землетрясение, люди выбегали на улицу и кричали: «Господи, помоги!»
А в Камбодже распространена буддийская культура. И представления о Едином Боге там у людей нет, оно просто вымыто этим буддийским мировоззрением. Там буквально на каждом углу кормят духов. Повсюду стоят специальные домики, где камбоджийцы оставляют для них пищу. У филиппинцев такого не встретишь. Да, здесь имеются свои оккультисты и шаманы. Но в целом у них есть, как я уже говорил, христианское понимание мира.
«В Давао, где я служу, есть арендованные дома, о которых снаружи и не скажешь, что это храм, — ни куполов, ни креста, ни типичной архитектуры. В сельской местности в основном — это постройки из бамбука с земляным полом. Внутри все более узнаваемо — иконостас, подсвечники. Говоря об особенностях миссии, это не «классический» вариант просвещения, когда миссионеры приезжают на новую землю, проповедуют, после чего люди начинают изучать основы веры, креститься. Здесь миссия идет «снизу». Местные жители сами узнают о Православии из книг, через Интернет и просят о крещении.»
Сложность заключается в том, что приходят здесь к Православию не по одному или по два человека, а часто целыми общинами. Так, к примеру, в 2015 году крестились сразу четыре общины аглипайцев.
Это представители так называемой Независимой филиппинской церкви, которая возникла в начале ХХ века и носит имя ее основателя Грегорио Аглипая — католического священника, который, протестуя против колониальной политики Католической Церкви, ушел в раскол.
Со временем у аглипайцев стал происходить кризис веры, они увидели, что каждая из общин, каждый из священников, каждый из епископов верит во что-то свое. И они были в поиске единой веры. Услышали о Русской Церкви, узнали, что на Филиппинах есть русские священники, пригласили их рассказать о Христе, и начался процесс катехизации.
В итоге эти общины были приняты в лоно Православной Церкви. А это тысячи людей, которых надо научить вере. У них, конечно, была своя церковная культура, но совсем далекая от нашей. Помогает то, что они готовы меняться, учиться, им это очень нравится.
И здесь действительно большой объем работы, а кадров не хватает. Это похоже на наши девяностые, когда люди массово пошли в Церковь и надо было их принять и наставить, а священников было недостаточно.
Сегодня на Филиппинских островах действует 31 православный приход, где служат в общей сложности 13 клириков.
«Почти всё городское население владеет английским, поэтому в миссию мы отбираем тех, кто на нём говорит. А вот в сёлах с английским значительно хуже – поэтому приходится работать с переводчиками. Основной местный диалект называется «себуано», это язык австронезийской семьи. Девяносто процентов наших приходов общаются на нем, остальные – на языках «илонго» и «илокано».»
Силами Филиппинско-Вьетнамской епархии сейчас делается перевод на себуано и тагалог (наиболее распространенные диалекты филиппинского языка) Евангелия, молитвослова и богослужебных текстов. Конечно, в филиппинских храмах есть книги с переводом Евангелия на английский язык, но они остаются невостребованными, поскольку большинство филиппинцев его не знают. Тексты с последованием богослужения основных праздников уже переведены, и православные филиппинцы теперь могут совершать Литургию на своем родном языке.
«Традиции встречи Праздника праздников — Пасхи филиппинцы перенимают у русских православных. Длительные посты филиппинцам в новинку, но они стараются их соблюдать. Ночные службы — тоже, и это удивительным образом воодушевляет их. А вот особенности национальной кухни отражаются на их пасхальном столе.»
— Куличи местные жители попробовали, и они им не очень понравились, поскольку и хлеб филиппинцы едят редко, и кулич им показался не настолько сладким, как они любят, для них он почти безвкусный. А вот когда местная жительница приготовила пасхальные куличи по русскому рецепту, положив туда, наверное, раз в пять больше сахара, они стали, на их взгляд, уже более съедобны. Им бы сладкого риса поесть — вот это для филиппинцев радость.
Для местных жителей главное блюдо любого праздничного стола, и конечно же пасхального, это лечон — запеченный целиком поросенок. Мясо они в обычное время едят нечасто, поскольку большинство живут бедно и не могут себе этого позволить. Поэтому приготовить свинью — большой праздник. Мясо запекается на вертеле, на костре, без специй (потому что они дорого стоят) и поэтому получается внутри как вареное, довольно пресное. Говорят, что на наш вкус это блюдо не очень аппетитное. Но это все частности. Главное, что у нас с филиппинцами совпадает вкус к Церкви и Истине, а не к еде. А в центре праздника остается служба в храме и пасхальная радость, которая переполняет филиппинцев точно так же, как и нас, русских православных верующих.
Крещение прихожан Аглипайской церкви 21 августа 2015 года. Рассказывает участник миссии, М. Бардин
«21 августа 2015 года в барангае Ладол муниципалитета Алабель состоялось крещение прихожан Аглипайской церкви.
Таинство совершили иерей Георгий Максимов и иерей Кирилл Шкарбуль. Общее количество крещаемых – 239 человек. Купелью послужил Тихий океан.
В 6 часов утра на берегу собрались готовящиеся ко просвещению. Накануне вечером люди выбирали себе православные имена, и утром на пляже помощники раздали всем небольшие бейджи с новыми именами. Пока это происходило, отец Георгий читал заклинательные молитвы и молитвы на освящение воды.
Перед началом таинства отец Кирилл сказал небольшое слово к крещающимся. Затем началось таинство. Люди построились в две большие шеренги, отец Георгий зачитывал на себуано вопросы, а филиппинцы хором отвечали.
Потом все 240 человек пели Символ веры. После священники стали помазывать всех елеем. Отец Кирилл читал молитвы по-английски, отец Георгий – по-церковнославянски.
Настало время крещения. Первая шеренга выстроилась в колонну справа, а вторая – слева. К этому времени в океане поднялись довольно большие волны. Заходить было нелегко, прибой почти сбивал с ног. Первым крещение принял аглипайский епископ Эстебан Вальмера, в святом крещении Стефан. Следом за ним были крещены пять клириков Аглипайской церкви: епископ Рохелио Рингор, получивший имя Григорий, священник Джон Кольядо, выбравший новое имя в честь святого апостола Тимофея, священник Диоскоро Бергадо, родившийся в день памяти святителя Алексия Московского и взявший себе имя этого русского святого, священник Елизер Дэлфин, ныне Елеазар, и диакон Ренато Буниел, получивший имя в честь святого Романа Сладкопевца. Их крестили отец Кирилл и отец Георгий вместе.
Потом они разделились и, разойдясь метров на пятьдесят, стали крестить людей в две очереди. Более часа провели мы в океане, ставшем на это время гигантской купелью. Я, брат Алфей и сестра Анисия фотографировали и пели. Сочетание необычное, учитывая, что это приходилось делать стоя по грудь в воде.
Зато это давало возможность видеть лица всех, кто подходил креститься. У кого-то лицо было радостное, у кого-то серьезное, кто-то пытался что-то шептать, вероятно молитву. Кто-то выглядел испуганным.
Дети крестились тоже. Маленькие, бывало, плакали, а те, что постарше, были веселы, сами зажимали себе нос, чтоб вода не попала, а после крещения плескались рядом. Не каждому довелось вдоволь поплескаться в своей купели. После крещения на берегу океана было совершено таинство миропомазания. После этого в храме была отслужена Божественная Литургия.
По ее окончании в дар приходу была передана икона Божией Матери «Страстная».»
Авторы и источники:
иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао;
М. Бардин, Е. Алексеева, Е. Карманова;
Кирилл Беналон (Ivan Jay Carado): e-mail: kirillbenalon@gmail.com
Ссылка на статью К. Беналона: Benalon K. “Orthodox Filipinos pray and work so that everyone can get acquainted with Orthodoxy”. History and current state of Orthodoxy in the Philippines. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 313–323.