Большие оковы маленького греха

Большие оковы маленького греха

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».

 (Рим. 7: 19)

«Известен случай с праведным Антонием Муромским. К нему пришли две женщины: одна сокрушалась о своем одном великом грехе, другая самодовольно свидетельствовала о своей непричастности ни к каким большим грехам. Встретив женщин на дороге, старец велел первой пойти и принести ему большой камень, а другой – набрать поболее мелких камешков. Через несколько минут женщины возвратились. Тогда старец сказал им: «Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли». Женщина с большим камнем легко нашла то место; откуда она взяла камень, другая же тщетно кружилась, ища гнезда своих мелких камешков, и возвратилась к старцу со всеми камнями. Прозорливый Антоний объяснил им, что эти камни выражают… У второй женщины они выражали многочисленные грехи, к которым она привыкла, считала их ни за что и никогда в них не каялась. Она не помнила своих мелких грехов и вспышек страстей, а они выражали безотрадное состояние ее души, неспособной даже к покаянию. А первая женщина, помнившая свой грех, болела этим грехом и сняла его со своей души.»

(Архп. Иоанн (Шаховской)

Одна из проповедей епископа Иринея (Стинберга)

Сегодня несколько кратких слов святых отцов о привычках, особенно о дурных, о том рабстве, которое они нам навязывают, и об их преодолении. Каждый христианин постоянно борется с тем, что, несмотря на часто очень искреннее желание жить благочестивой, святой жизнью, мы обнаруживаем в себе постоянно повторяющиеся образцы греха, нечистых мыслей, слов и дел.

Многие из нас чувствовали, что это и наши слова. Мы снова и снова обнаруживаем у себя одни и те же привычки отрицательного поведения, несмотря на наше раскаяние или то, что мы считали своим раскаянием, несмотря на наше желание и волю. Мы оказываемся как бы скованными этими моделями поведения.

И если мы чувствовали разочарование в этом, если мы честны с собой, то, может быть, большим утешением будет узнать, что святые отцы Церкви относили это к постоянной ежедневной борьбе в жизни христианина.

В IV и V веке один из святых отцов, которого мы так часто цитируем и слышим, святитель Иоанн Златоуст, говорил: «Не существует тирании невыносимее привычки. Недаром ее можно назвать второй натурой». По словам святителя, наши привычки – это тиран. Легче бороться с чем-то, когда мы признаем, что это наш противник. Однако часто мы не рассматриваем свои маленькие привычки как врагов, как препятствия, которые осуществляют над нами тиранию. И таким образом они становятся частью нас и нашей повседневной жизни.

Наши привычки, какими бы они ни были, будь то вспыльчивость, высокомерие, слишком поспешная нетерпимая реакция, когда кто-то обижает нас, болтливость, любознательность – что бы то ни было – настолько встраиваются в наше повседневное поведение, что становятся нашей второй натурой.

И настоящая их тирания заключается в том, что эта вторая натура становится настолько сильной и доминирующей, что мы часто думаем о ней как о нашей первой. Но святые отцы всегда напоминают нам, что наша истинная природа как творений, созданных Богом по Своему образу и подобию, – это святость.

И когда мы оправдываем себя мыслями, что человеку свойственно ошибаться, давайте всегда помнить слова святых отцов, что грешить не в природе человека. Наша греховность и греховные поступки могут настолько прижиться в нашей жизни, что вторая натура, как называет ее святитель Иоанн, будет казаться нам более реальной, чем первая. Но, как христиане, мы всегда живем со знанием и великой надеждой, что их можно преодолеть.

Святитель Игнатий Брянчанинов, великий святой XIX века, однажды сказал:

«Безнравственные привычки подобны оковам. Они лишают человека его нравственной свободы и насильно держат в смрадном болоте страстей».

Эта вторая натура, как назвал ее святитель Иоанн, этот великий тиран для святителя Игнатия есть оковы, связывающие нас в темном болоте. Как и любые оковы, они ограничивают нашу свободу. Человеческая природа свободна. Человеческие личности сотворены свободными, подобно тому, как свободен Сам Бог.

Часто, говоря о грехе и падении, мы говорим о свободе человека так, как будто она остается неприкосновенной и незапятнанной грехом. Но отцы Церкви ясно говорят нам, что даже наша нравственная свобода скована грехом, а точнее нашими привычками к греху.

Когда я постоянно поступаю каким-то безнравственным образом, говорит святитель Игнатий, то эта привычка сковывает меня. Я привязан к своим привычкам, и уже естественным для меня становится поступать грешным образом.

По этой причине многие святые отцы считают, что «большие грехи», как мы часто о них думаем, часто менее опасны в духовной жизни, чем малые. Последствия очевидного, большого греха легко распознать, и мы, как правило, стремимся и готовы покаяться в таких вещах, отринуть их и сказать: «Все, хватит. Больше никогда».

Но все мы готовы не замечать мелочей, мелких безнравственных поступков, грехов и фактов, что я бываю груб с людьми, что я иногда немного привираю, что у меня есть злые мысли. Мы считаем это мелочами и оправдываем себя изо дня в день.

Опасность здесь состоит в том, что эти мелкие грехи становятся привычками, которые становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они становятся нашей второй натурой, а потом она, как оковы, повязывающие нас в трясине, вдруг берет верх, и мы оказываемся почти неспособными действовать отдельно от нее. В этом опасность «малых грехов».

Наша вторая натура может управлять нами изо дня в день, но это не наша истинная природа.

Так как же нам преодолеть это? Преподобный Исаак Сирин говорит:

«Нельзя преодолеть великое, если не победить ничтожного».

Когда мы приступаем к аскетической жизни, к исправлению того, что удерживает нас от жизни святой, очень часто мы соблазняемся немедленно обратиться к великому, к нашим большим недостаткам и к великим стремлениям. Но преподобный Исаак ясно дает понять: мы не можем преодолеть чего-то великого и значительного, если не преодолеем сначала малого, что кажется незначительным.

В нашей повседневной жизни маленькие привычки связывают и порабощают нас гораздо больше, чем большие, они уже сковали нас до положения раба. Поэтому мы должны обратить внимание на мелочи, на те мелкие проявления греха, которые пронизывают нашу повседневную жизнь. С этого и должен начаться аскетический подвиг.

Авва Исаия Скитский учит:

«Кто побеждает себя в малом, тот преодолеет себя в большем».

Если мы будем внимательны к мелочам, к грехам, которые кажутся незначительными, но которые на самом деле являются узами нашего рабства, мы преодолеем и большее. У нас не должно быть ощущения, что мы игнорируем более важные вопросы духовной жизни, сосредотачиваясь на том, что кажется мелкими, незначительными деталями, поскольку именно на преодолении мелочей склонны падать великие.

Делая маленькие шаги вперед, мы идем по дороге в Царство. Если мы попытаемся передвигаться по этой дороге огромными прыжками, то очень быстро обнаружим, что падаем, и падаем сильно, и наше продвижение останавливается. Но если мы будем делать малые шаги, обращая внимание на привычки, которые нас порабощают, если мы можем освободиться благодатью Божией и аскетической практикой от этих вещей, то наши шаги становятся уверенными и твердыми.

Давайте же, когда мы сталкиваемся с такими ситуациями в повседневной жизни, вспоминать слова святых отцов, которые так ясно видели, каково наше духовное состояние, и которые дали нам ключи к продвижению вперед в истинном покаянии.

Молитвами святителя Иоанна, святителя Игнатия, святого Исаака, аввы Исаии и всех святых, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй и спаси нас. Аминь.

(Епископ Ириней (Стинберг). Перев. А. Калиновская)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x