Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
6(19) августа, двунадесятый праздник
Святитель Григорий Палама:
Свет Господнего Преображения и не появляется как случится и исчезает и не ограничивается и не подвержен силе чувственного восприятия, хотя и видим бывает только телесными глазами, и то — на малое время и на голой вершине горы, — но, как говорит некто: «Господни таинники, изменением чувств, которое произвел в них Дух, были переведены тогда из состояния плоти в состояние духа; и таким образом, вообще и насколько дарована им сила Божественного Духа, они видели неизреченный оный Свет.
Архимандрит Киприан (Керн):
С одной стороны, человек изначально предназначен к обожению; с другой стороны, своими подвижническими усилиями человек исправляет в себе то, что он, как внук Адама, совершает греховного. Он очищает себя, побеждает в себе свои страсти, искореняет дурные помыслы, просветляет свой ум, упрощает его, «сводит к Единому» и, как высшая мера просвещения ума, делается «зрителем премирных вещей».
Епископ Иларион (Алфеев):
Целью христианской религии является достижение такой полноты Богообщения, при которой мы самым тесным образом приобщаемся к Божеству. В Евхаристии человек душой и телом соединяется с Богом, в молитве он умом и сердцем восходит к Богу, в опыте Боговидения внутренними очами созерцает Божество. «Бог есть огонь», говорит Библия1(Втор. 4:24, Евр. 12:29), огонь, который «поедает» и истребляет всякое зло и грех, который освещает и делает еще более светлым всякое добро. Каждая встреча с Богом является соприкосновением с огнем: для одних оно смертельно, для других спасительно.
Прп. Ефрем Сирин:
Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга: Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона – Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых.
Святитель Григорий Богослов (слово 39):
Бог есть Свет высочайший, неприступный, ни умом непостигаемый, ни словом неизрекаемый, просвещающий всякую разумную природу…Свет был и явился Моисею в огне, когда видение сие опаляло, но не сжигало купину, чтобы и естество показать, и силу явить. Свет и путеводившее Израиля в столпе огненном и делавшее приятною пустыню. Свет – восхитившее Илию на огненной колеснице и не опалившее его. Свет – облиставшее пастырей, когда довременный свет соединился со временем. Свет и та красота звезды, предшествовавшей в Вифлеем, чтобы и волхвам путь указать, и сопутствовать Свету, который превыше нас и соединился с нами. Свет – явленное ученикам на горе Божество, впрочем, нестерпимое для слабого зрения. Свет – облиставшее Павла видение и поражением очей уврачевавшее тьму душевную.
Архп. Василий (Кривошеин):
Иной свет свойственно воспринимать уму, и иной чувству; чувственным светом обнаруживаются чувственные предметы, а светом ума является заключенное в мыслях знание. Следовательно, зрению и уму свойственно воспринимать не один и тот же свет, но каждый из них действует сообразно с природой и в пределах её. Но когда достойные получат духовную и сверхъестественную благодать и силу, они и чувством и умом видят то, что превосходит всякое чувство и всякий ум…как это ведает один Бог и испытывающие такие действия.
(«Святогорский томос», IV в.)
В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви.
Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников -Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна.
Тайна совершается в безмолвии.
Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана.
Апостолы с самого начала не столько знали, сколько чувствовали, что Иисус из Назарета – Бог. «Христос, сын Бога живого» – так сказал о Нём Пётр задолго до крестных страданий Спасителя. Однако осознать до конца всю Божественную сущность своего Учителя они не могли – как не смог бы ни один человек. Но Спаситель-то точно знал, когда и как завершится Его земной путь и что последует за этим. Поэтому Он начал готовить учеников к Своему Воскресению ещё до Своего распятия…
Спаситель поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. Во время молитвы ученики с величайшим изумлением увидели, как Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
В это же время явились на гору два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия, причем Моисей к тому времени давно умер, а Илия никогда не умирал, он был взят на небо живым. То есть на встрече с Христом Моисей представлял мир мертвых, а Илия – мир живых. Они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» – то есть о страданиях и смерти Христа на Голгофе.
Наблюдая это, апостолы были поражены, но не испуганы. Напротив – их души охватила радость, ведь такого очевидного и ясного подтверждения Божественности Учителя никто из них не ожидал. «Равви! – сказал в восторге Петр, – хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». Куща – это шатер, или палатка: Петру так понравилось на горе Фавор, что он предложил Спасителю остаться там.
Праздник знаменателен еще и этим опытом богообщения, непрестанной сердечной молитвы, созерцания нетварного Божественного света.
Подобный опыт познания мы находим в текстах ранних отцов, в свидетельствах мучеников, созерцавших Воскресшего Христа, иными словами, в подвиге многих святых, начиная от первомученика архидиакона Стефана (он видел Христа одесную Бога Отца, о чем говорил побивавшим его иудеям) и заканчивая преподобным Симеоном Новым Богословом и поздневизантийскими Отцами.
О таком преображении говорит нам и знаменитая беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым «О цели христианской жизни».
Церковь передает этот опыт и в наши дни.
Что именно было открыто человеку на горе Фавор, можно ли познать непостижимого Бога и где на земле мы бываем свидетелями света Восьмого дня – рассказывает иеромонах Димитрий (Першин)
(Ред. N.E.W.O.D.)