Парадоксы счастья святителя Тихона
Итак, все люди стремятся быть счастливыми. Но в своей жизни в большинстве своем делают все, что приводит их к бедам, мучениям и несчастьям.
Это само по себе выглядит как парадокс. 🤓
Но дело не в самой этой странности, а в том, что на самом деле в этом мире возможно только христианское счастье. Все остальное – это формы несчастья.
Поэтому сами постулаты о христианском счастье выглядят как парадоксы.
В таком виде их и рассматривал святитель Тихон Задонский.
Все наоборот
Он сначала приводил общепринятые формы мирского счастья (которые на самом деле являются формами несчастья), а затем противоставлял им христианское счастье (которое выглядит с точки зрения мира как несчастье).
«Счастье для людей, что много от людей принимают и собирают. Счастлив воистину тот христианин, который от всего, что у себя имеет, уделяет ближним своим. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
(Мф. 5.7)
Причем, независимо от количества своего имения. Ведь на самом деле ближним очень часто совсем немного нужно, и покрыть эти нужды не составляет большого труда.
Как говорится: не дорога брага – дорога увага, не дорого пито – дорого быто.
В общем, вы уловили. У нас у каждого, как правило, половину собственного гардеробного барахла 😅 можно без всякой собственной натуги отдать ближнему – и даже не почувствовать этого.
Ибо и оставшейся половины до смерти все равно не сносить и не использовать.
Да так, собственно, и во всем.
Богатеть делами
«Счастье для людей быть богатыми и славными в этом мире. Для христиан счастье – добрыми делами богатеть и славу этого мира презирать».
«Богатеть добрыми делами»?.. 🧐 .. А в том-то и дело, что даже в этом мире любое доброе дело может воздаться сторицей.
Об этом хорошо говорит притча Христа о неверном управителе Там один хитрованный «менеджер», чувствуя, что его скоро отставят и потребуют отчета, подделывал долговые расписки в надежде, что благодарные должники ему воздадут сторицей1(см. Лк. 16.1-8 – кто не знает, прочитайте).
Так это здесь – на земле. А про Царство Небесное и говорить не приходится. Там любое дело уходит в твою собственную личную «сокровищницу» и «богатеет» дальше вплоть до твоего прибытия туда.
А вот со славой – действительно парадокс. Слава этого мира, как правило, находится в обратной зависимости от славы в Царствен Небесном.
Потому, чем большее ее презираем здесь – тем больше ее получим там.
Стоит задуматься.
Начальствующие.. рабы 😕
«Счастье для людей – над другими людьми господствовать и царствовать. Христианин счастлив, когда над самим собой, над плотью своей, над страстями и похотями своими господствует и царствует и ими повелевает. Вот воистину господин, царь и повелитель! Многие над людьми господствуют и царствуют, но сами – рабы греха и пленники своих страстей. Воистину преславен царь и господин, кто страстями и похотями своими владеет».
Хорошо же – а?!..
И в самом деле парадокс: чем больше ты раб своих страстей, тем больше ты стремишься иметь других рабов, тем больше тебе хочется власти над людьми.
Тут такая невидимая психологическая компенсация происходит: чтобы не помнить и знать своего рабства – нужно повелевать другими рабами.
Да, широк и запутан человек. Хорошо нас заморочили бесы.
Казалось бы: прежде чем думать о власти над другими людьми, стать сначала господином нам самим собой!
Нет!.. Что вы? Что вы?.. Я лучше другими покомандую…
Вот и видится эта, невероятно смешная, если бы не была столь же невероятно грустной, картина: рабы повелевают рабами…
А счастье-то действительно просто: стань господином над самим собой. Без этого в принципе никакого счастья быть не может.
Разве может быть счастлив человек, постоянно кусаемый и разрываемый бешеными собаками?..
Но и он, все-таки больше счастлив, чем человек, которого грызут и рвут на части собственные страсти.
Парадоксы счастья
«Счастлив тот из людей, кто в радости и веселье этого мира живет. Для христианина счастье – если он печаль о Боге имеет и плачет о своих грехах. Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
(Мф. 5.4).
Вот он – настоящий и наглядный парадокс 😮 Счастье – в печали и слезах…
Все неверы и «побарабанщики» должны долго крутить пальцем у виска на это явное помешательство этих «чокнутых» христиан.
И надо сказать – они правы. Ибо тут и, правда, пока это не пройдешь – не поймешь.
Слезы-то и печаль должны быть не о себе, а о Бозе… Как это?..
А вот так: как трудно Богу с нами так долго валандаться… 😐 С такими неисправимо-мерзкими…
И далее – слезы уже переходят на себя. Как трудно Богу со мною – таким неисправимо-окаянно-мерзким…
И только такие слезы приводят со временем к утешению и блаженству.
Но рассказывать это тем, кто не разу не плакал над самим собой, все равно что слепорожденному рассказывать о цветах и красках.
Увы – мы все такие «слепорожденные»!.. Уже от одного этого стоило бы поплакать.
(А. Дедушка, ред. N.E.W.O.D.)