Зависимость от гаджетов

Зависимость от гаджетов

Мнение Леонида Платонова, руководителя медийных проектов Благотворительного фонда «Познание» и человека с большим опытом работы в IT-сфере об игромании, игровом расстройстве и вообще привязанности к гаджетам .

«Гаджеты» были и остаются неотъемлемым инструментом познания мира и распространения полученных знаний и навыков. 

Довольно часто, обсуждая зависимость от гаджетов, участники дискуссии спорят только потому, что по-разному понимают это явление. Научное определение зависимости у человека, далекого от соответствующей области знаний (к ним я отношу и себя), заставляет его разбираться в непростом семантическом ядре: что такое «навязчивая потребность», где проходит граница «навязчивости», кто оценивает негативные медицинские и социальные последствия и т.п. 

Увлечение, переходящее в зависимость может вызывать контент, а не сами гаджеты: игры, соцсети, мессенджеры, видео и т.п. Перенесемся на тысячу лет назад и представим себе монаха, под свет лучины переписывающего Евангелие всю ночь напролет, или современного школьника, увлекающегося астрономией, обессиленно засыпающего под утро на любимом телескопе…

Разве кто-то решится назвать их уничижительными «рукописе-зависимым» или «телескопо-зависимым»?

Приклеивание негативной коннотации к слову «гаджет» несправедливо.

Зависимость от контента может быть обусловлена выполнением профессионального, или социального долга: журналист всегда должен быть «на ленте» новостей, волонтер — помогать онлайн своим подопечным.

Два месяца назад я забыл свой смартфон дома и, признаться, провел весь день как на иголках. Все-таки и у меня есть зависимость, понял я. Размышления на тему объекта моей зависимости привели меня к парадоксальному заключению — я зависим от своего чувства ответственности!

Я осознал, что мне реально тяжело быть оторванным от телефонных звонков, имейлов и сообщений мессенджеров, но лишь потому, что я могу оказаться кому-то нужен и недоступен одновременно. Я не любитель что-то постить о себе, у меня перекос звонков в сторону входящих, на все вопросы и распоряжения я привык отвечать оперативно. Я просто не могу себе позволить кого-то подвести. 24 часа в сутки.

У вас-то точно нет зависимости от гаджетов?..

Оставьте на день телефон дома, и вы узнаете правду. Ваш руководитель скорей всего не поймет отсутствия оперативной реакции на бизнес-ЧП, поскольку у него тоже есть руководитель с такими же ожиданиями. И да, при этом приходится жертвовать work-life balance со всеми негативными медицинскими и социальными последствиями для вас (один из критериев зависимости).

Не пользуетесь смартфонами и осуждаете гаджеты? Попробуйте отказаться от часов и жить по собственному графику! Думаете, что часы — не гаджет? Тогда откройте определение гаджета.

В современном мире абсолютно ВСЕ зависимы от гаджетов

Нередко с отчетливой ноткой безысходности можно услышать — мой друг с утра до ночи сидит дома и играет в компьютерные игры. Вроде как он слабак, неспособный освободиться от зависимости, совсем не такой, как вы. Но стоит задуматься — а между чем он выбирал, «подсаживаясь» на гейминг?  Между киберспортом (красивый термин, не правда ли?) и сидением с пивом перед телевизором? Может быть, просто не нашлось человека, открывшего «киберспортсмену» красоту и многогранность мира вне рамок дисплеев?

Увидели гаджетозависимого — не спешите его клеймить, имейте в виду, что это — в том числе и ваше личное фиаско. Лечить от зависимости должны профессионалы (как и ставить диагноз), но не допустить перекоса в сторону виртуальной реальности — дело каждого из нас.

Общественное мнение (а иногда и законодательство) справедливо не приветствует сомнительную с нравственной точки зрения продукцию: «фильмы для взрослых», материалы с радикальными взглядами, приложения для адюльтера и пр.

В предыдущем тезисе речь шла про выбор между миром виртуальным и миром реальным, но выбор должен быть и для тех, кто существенную часть жизни в силу различных обстоятельств проводит именно во втором. Сделали ли мы все возможное для того, чтобы, окунувшись в виртуальный мир, найти в нем одновременно и общественно полезный, и интригующий контент? Не является ли наше осуждение признанием того, что не хватило у нас организаторских способностей и таланта, чтобы сделать виртуальный мир более позитивным и дающим большую уверенность в будущем, чем мир реальный?

Тяжело себе представить современное общество, выросшее исключительно на трудах манихеев. Человечество имеет богатый опыт медийного противостояния вызовам общественному благу, и сейчас время не причитать, а действовать.

В ДНК «нежелательного» контента и сомнительных приложений нет ничего, делающего их более привлекательным для потребителя.

Приклеить интернету ярлык «черной дыры человеческих душ» можно лишь после того, как будут исчерпаны все ресурсы создания общественно полезного контента и приложений. И почему-то я уверен, что до этого не дойдет.

Отдельного тезиса заслуживает зависимость от гаджетов у детей.

Все вышеперечисленные тезисы, за исключением профессиональной занятости, абсолютно применимы и к ним. С одним важным замечанием –—дети, в силу нахождения на этапе интеллектуального развития и малого опыта в моделировании реальности, не могут самостоятельно адекватно оценивать последствия своих увлечений (упомянутые выше медицинские и социальные последствия). Кроме того:

  1. Может иметь место гордость от обладания «крутым» гаджетом, дополнительно стимулирующая его использование;
  2. Модель поведения окружающих сверстников иногда превалирует над собственным здравым смыслом и даже мнением родителей;
  3. Некоторые родители (не всегда оправданно) перекладывают на школу заботу о формировании осмысленного и взвешенного отношения к потреблению информации их детьми;
  4. Существенная часть родителей не понимают наиболее эффективной (если таковая существует) методики «размывания» зависимости детей от гаджетов. 

В интернете не удается найти ни одного случая безвозвратного ухода подростков в виртуальный мир. С помощью просветительской работы педагогов и детских психологов, а также активной позиции родителей, уберечь детей от трансформации использования гаджетов в зависимость от их контента абсолютно реально.

В интернете можно найти свидетельства того, что компьютерные игры развивают способность решать проблемы, улучшают память, развивают способность к многозадачности (точнее переключению между задачами), замедляют старение, вырабатывают навык принятия решений в условиях отсутствия времени на раздумья. Работа с гаджетами вырабатывает навык быстрого поиска требуемой информации. Медицинские приложения охраняют здоровье пользователей, гео-сервисы обеспечивают удобство навигации и физическую безопасность.

Кто из нас не контролирует время — время подъема и время деловых встреч? Без часов наша жизнь немыслима. Вы видели кого-то на ТВ, кто ругает часы и призывает отказаться от пунктуальности?

Гаджеты созданы, чтобы облегчить нашу жизнь. Подавляющее большинство людей использует их в целях, не противоречащих общественному благу и с умеренной «навязчивой потребностью». Вызовы узкого круга лиц следует превращать в общественно-значимую дискуссию, хотя бы потому, что создающийся хайп работает на популяризацию перверсивных моделей использования современных технологий.

Каюсь, не имею научных степеней ни в педагогике, ни в психологии. Каюсь и в том, что «переведу стрелки» на врача, если кто-то из дорогих мне людей впадет в подтвержденную медицинским диагнозом зависимость от гаджетов.

Но не могу покаяться в том, что тему зависимости от виртуального мира я считаю во многом надуманной, педалируемой испугом от чего-то нового и еще до конца не познанного.

 

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x