Воздвижение Животворящего Креста Господня
(27 сентября; 1 день предпразднства (c 26 сент.) и 7 дней попразднства (по 4 окт.)
По традиции, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Православной церкви отмечается в течение восьми дней. Начинается он со всенощного бдения вечером 26 сентября (13 по старому стилю), а заканчивается лишь 2 октября (21 сентября по старому стилю). Все праздничные дни Крест лежит на престоле, и лишь по окончании праздника его возвращают в алтарь.
«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия».
(1 Кор. 1,18)
Это единственный двунадесятый праздник (т. е. один из двенадцати величайших праздников годового цикла), исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории. Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года.
(Г.С. Битбунов. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание))
Церковные праздники очень помогают поставить главные вещи на свое место, чтобы ничто второстепенное не сдвигало их с него. Церковные праздники в этом смысле имеют огромное значение, если только мы способны их правильно понять, воспринимать не как декоративное начало в жизни, а как указание на откровение, обращенное прямо в наше сердце. Когда человек приходит к вере, когда он приходит ко Христу – что это значит? Только одно: что человек должен открыть свое сердце для Христовой любви. Потому что Христова любовь и есть эта сила крестная. Крест есть символ трагической судьбы любви в этом мире – «мире, лежащем во зле».
(Г. С. Кочетков)
История
Человек современный, привыкший к техническому языку ХХ столетия, слово «воздвижение», скорее всего, воспринимает как «строительство, возведение». А вот его далекий предок, живший в первом тысячелетии, хорошо понимал, что воздвигнуть – значит поднять. «На камне сем воздвигнется Церковь моя», – говорил Иисус о Петре, и здесь слово «воздвигнется» объединило оба смысла: она и была построена, и поднялась.
Праздник Воздвижения Креста Господня — один из двенадцати величайших праздников Православной Церкви. В основе его лежат события, произошедшие в IVв. по Рождеству Христову. И, как известно из жития святителя Иоанна Златоуста, тогда же, в IV в., событие Воздвижения Креста Господня начали отмечать как праздник. А само слово «Воздвижение» встречается у Александра Монаха1(527-565 гг.), автора похвального слова Кресту.
Первые , да и вообще древние христиане благоговейно относились к местам, связанным с земной жизнью и смертью Спасителя — об этом свидетельствовал святой Кирилл Иерусалимский. Но в 70 г. по РХ Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с жизнью Иисуса.
Так, нарочно был изменен вид Голгофы — горы, где был распят Спаситель. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом «фундаменте» воздвигли алтарь богине сладострастия Венере.
Если учесть, что на месте полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (IIв. н.э.) отстраивал новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему обрести Святыню было непросто.
Обретение Креста Господня
Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в период царствования первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную Римскую империю в одно целое, но и прекратить гонения на христиан.
Всем сердцем желая обрести святыню — Крест Господень, который однажды явился ему в видении, возвещая победу, император Константин направил в Иерусалим свою мать — царицу Елену. Долгие поиски равноапостольной царицы увенчались успехом: царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней — именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры.
Когда языческая кумирня была до конца разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, участвующие в поисках увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. По преданию, царица Елена обнаружила и Лобное место — место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками.
Рядом с Лобным местом и нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа «эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски».
Который из трех?
Итак, место захоронения крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, было найдено. Но как определить, какое из трех распятий, Крест Господень? Иерусалимский патриарх Макарий, сопровождавший Елену, предложил поочередно прикладывать каждый к тяжело больной женщине, надеясь, что орудие казни Христовой исцелит ее. Так и случилось, причем кроме исцеленной женщины, Крест Господень вернул к жизни умершего, которого в тот момент проносили мимо, чтобы хоронить.
Весть о том, что обретен Крест Господень, быстро разнеслась по Палестине, и вскоре, как писал хронист, бесчисленное множество верующих стеклось в то место, чтобы поклониться святыне. И столь велико было число людей, что никак не могли все они прикоснуться к Кресту. И тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и несколько раз воздвигал, то есть поднимал святыню.
Именно так и изображает Крестовоздвижение русская иконописная традиция. На фоне одноглавого храма – скопление людей, над которыми возвышается стоящий на амвоне Патриарх, держащий в поднятых руках Крест Господень. А справа от него стоят святые равноапостольные Константин Великий и Елена – те, кто посвятил свою жизнь поискам и прославлениям свидетельств чудес Христовых.
Что касается судьбы самого обретенного св. Еленой честного древа Креста Господня, то она, к сожалению, не может быть указана точно и вполне определенно. Это древо Креста Господня представлвляло для христиан столь великую святыню, что христиане, уже при самом обретении его в большом количестве наполнявшие Иерусалим, не только горели желанием поклониться ему, но, если возможно и удастся, получить от него частичку.
Действительно, св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле2Огласительное слово IV, 10; XIII, 4.. И св. Иоанн Златоуст (IV в.) свидетельствует, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею»3«Творения св. Иоанна Златоуста», т. I, с. 632..
Но не все древо крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием хранить для грядущих поколений4Об этом свидетельствуют историки Феодорит, Сократ, Созомен. См. у проф. Н. Маккавейского «Археология истории страданий Господа Иисуса Христа», Киев, 1891 г., с. 291..
Почему Крест — величайшая святыня христиан?
Потому что именно на этом позорном и невыразимо жестоком орудии казни принял Крестные Страдания и Крестную Смерть Иисус. Добровольно и из любви к нам, людям, Сын Божий до конца разделяет с человеком не только человеческую природу, человеческую судьбу, всегда содержащую в себе боль и страдания, но и человеческую смертность.
Потому что безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи — так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим — «смерти было невозможно удержать Его». Христос воскресает. И этим Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления.
Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души.
(св. Григорий Богослов.)
Значения
Именно поэтому теперь, после Воскресения Христа, Крест — это уже не орудие казни, позорное и мучительное, а символ Жизни, «глава нашего спасения». Знамение нашего бессмертия. Величайшая святыня, в которой действует благодать Божья. Духовный меч, опора и защита человека в этом мире.
Крест имеет моральное значение. Он стал ободрением и поддержкой для него в тягостях личного крестоношения. «Посмотрите, – как бы говорит Христос, – на то, что совершил Мой Крест; сделайте и вы такого рода оружие, и совершите то, что хотите. Пусть (последователь Христов) будет так готов к тому, чтобы претерпеть заклание и быть распятым на кресте, говорит Господь, как готов тот, кто несет крест на своих плечах»5Слово на поклонение Кресту, приписываемое Златоусту..
Святой Крест получил для христианина и эсхатологическое значение. Тогда, сказано, явится знамение крестное на небе. Когда силы небесные подвигнутся. «Тогда украшенные знамением церковным, стяжавшие себе этот многоценный бисер, хорошо сохранившие этот образ и подобие, восхищены будут на облаках»6Пантолей, пресвитер Византийский, чтение на Воздвижение..
Помимо мистического значения для человечества, крест издревле стал проявлять спасительную силу и в чисто житейских нуждах христиан. «Это знамение и во времена наших предков, – свидетельствует св. Златоуст или современный ему писатель, – отверзало заключенные двери, оно угашало губительные яды, исцеляло укусы ядовитых зверей».