Фома. О самом требовательном апостоле
Мы знаем из Евангелия, что когда умер Лазарь, Христос высказал свои планы на будущее и сказал, что он пойдет к нему. И все стали Его отговаривать, напоминая, что они только недавно из Иудеи, где Спасителя хотели убить. Они не понимали, как можно хотеть опять туда вернуться. И вот уговариваемый апостолами Спаситель находит поддержку только в лице апостола Фомы. Он единственный говорит: «Пойдем, и умрем вместе с Ним».
(Протоиерей Игорь Фомин)
Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким.
(свт. Иоанн Златоуст)
В состоянии максимального провала, полной темноты, ощущения богоотсутствия мы понимаем, Кого нет — Бога? Значит, Бог есть.
(м. Вениамин (Федченков)
Фома1Имя Фома — «תום» — по своему происхождению арамейское, переводится как «близнец». По-гречески же оно пишется «Θωμας» и потому в Европе вошло в употреблении в транскрипции — Томас. Это имя очень популярно в Англии, Франции, Германии, Италии, Испании, на Балканах и многих скандинавских странах. Оно входит в десятку самых популярных имен практически во всех перечисленных странах. Святой апостол Фома и его тезка, богослов XIII века Фома Аквинский — одни из самых почитаемых в Европе святых. был восьмым апостолом, и он был избран Филиппом.
В последующие времена он стал известен как «Фома неверующий», однако его товарищи-апостолы вряд ли считали его неисправимым скептиком2(происходит от др.-греч. σκεπτικός «склонный к рассматриванию, размышлению; скептик», от σκέπτομαι «осматриваюсь, смотрю, обдумываю». В ряде европейских языков слово заимствовано через лат. scepticus) – в узком смысле скептицизм обозначает или античное философское направление, древнегреческую философскую школу, или современное интеллектуальное течение в рамках которого под сомнение ставится любая позитивная мировоззренческая установка. В широком смысле слова под «скептицизмом» понимают критически-недоверчивое отношение к чему-либо..
Что чувствуем в душе, то и в жизни получаем?
Действительно, он обладал логическим и скептическим складом ума.
У Святых отцов встречаются разные пояснения эпизода с апостолом Фомой. Главное, что Евангелие до нас доносит, — те, кто не видел чуда, но все равно поверил, имеют больше, чем те, кто нуждается в доказательствах. А именно — они имеют свою твердую веру, внутреннюю целостность.
Но ведь тогда все апостолы видели Христа и уверовали, всем им он явился по Воскресении и показал свои раны. Не было среди них только Фомы. И когда другие ученики рассказали ему, что видели Господа, скептик и пессимист Фома не слушал их, а хотел сам увидеть. И ради него, одного этого отсутствовавшего, терпеливый Господь снова приходит к ученикам, приходит к «невезучему» Фоме.
Что интересно, если вспомнить Успение Богородицы, то единственный, кто отсутствовал при Ее погребении, был снова несчастный Фома! Да что ж это такое?! Он опоздал к погребению…
Но ученики снова, ради него одного, отвалили камень от гроба, чтобы он мог проститься с Божией Матерью. И благодаря этому все увидели, что тела нет в пещере, что Богородица вознеслась к Сыну Своему! Снова через Фому все узнают достоверно о свершившемся чуде.
Такая роль у этого апостола — он самый требовательный, может быть, самый горячий…
Не зря Павел Флоренский называет Фому «изумляющимся апостолом». Это не неверие, это больше напоминает восторг и изумление. Не зря в Православная Церковь посвящает апостолу отдельное воскресение3Первая неделя по Пасхе называется неделею Новой или неделею Антипасхи (греческое слово «анти» значит «вместо»), т.е. обновление Пасхи. В этот воскресный день Своим новым явлением для всех одиннадцати апостолов Господь повторил и обновил явление, бывшее в первый день по Воскресении. Но так как обновление явления Спасителя было особенно ради апостола Фомы, то восьмой день по Пасхе называется неделею св. Фомы. Непосредственно следуя за Пасхальной седмицей, она завершает наиболее торжественную часть величайшего праздника. Поэтому иногда Фомино воскресение называют восьмым днем Пасхи..
Жизнь
Когда Фома присоединился к апостолам, ему было двадцать девять лет. Он был женат и имел четырех детей. Поначалу он работал плотником и каменщиком, но впоследствии стал рыбаком. Он был мало образован, но обладал острым и логическим умом и являлся сыном прекрасных родителей, живших в Тивериаде.
Из всех апостолов только Фома обладал действительно аналитическим складом ума. Он был настоящим ученым из всех апостолов.
Детство Фомы было несчастливым. Брак его родителей нельзя назвать удачным, что отразилось на нем в зрелом возрасте. Фома приобрел очень тяжелый и сварливый характер. Даже его жена была довольна, когда он стал одним из апостолов: она радовалась тому, что большую часть времени сможет не видеть своего пессимистически настроенного мужа.
Кроме того, ему была присуща некоторая подозрительность. Поэтому с ним было трудно ужиться. Поначалу Петр был весьма разочарован Фомой и жаловался на него своему брату Андрею, называя его «противным и вечно подозрительным».
Но чем лучше товарищи Фомы узнавали его, тем больше он им нравился. Они убедились в его абсолютной честности и непоколебимой преданности. Фома был в высшей степени искренним и правдивым человеком, однако он был от природы придирчив и вырос настоящим пессимистом.
Он уже терял веру в людей, когда познакомился с апостолами и, таким образом, соприкоснулся с благородной личностью Иисуса. Эта связь с Учителем сразу же начала преобразовывать весь характер Фомы, что привело к огромной перемене в его отношениях с другими людьми.
Огромной силой Фомы был его прекрасный аналитический ум в сочетании с непреклонным мужеством — если он приходил к какому-то решению. Его огромной слабостью была подозрительность в сочетании с нерешительностью, которую он так и не преодолел за всю свою жизнь во плоти.
Ему мешало его переменчивое настроение; сегодня он был одним человеком, завтра — другим. Когда Фома присоединился к апостолам, он был склонен к меланхолии, но общение с Иисусом и другими апостолами в значительной мере излечило его от этого болезненного погружения в себя.
Иисусу очень нравился Фома, с которым он провел много длительных бесед с глазу на глаз. Его присутствие среди апостолов было огромным утешением для всех честных скептиков и помогло многим смущенным умам войти в Царство небесное.
Если другие апостолы чтили Иисуса из-за какой-то особенной и выдающейся черты его многогранной личности, то Фома почитал своего Учителя из-за его характера. Фома всё больше восхищался и уважал того, кто был столь ласковым и милосердным — и столь непреклонно справедливым и беспристрастным; столь твердым, но лишенным упрямства; столь спокойным, но лишенным безразличия; столь полезным и участливым, но лишенным навязчивости или безапелляционности; столь сильным — и одновременно столь добрым; столь уверенным, но лишенным грубости или резкости; столь мягким, но столь чуждым нерешительности; столь чистым и невинным — и в то же время столь живым, энергичным и волевым; столь истинно мужественным, но лишенным опрометчивости или безрассудства; столь любящим природу, но столь свободным от какого-либо поклонения ей; столь веселым и шутливым, но столь лишенным легкомысленности и фривольности.
Именно эта несравненная гармоничность личности покорила Фому. Из всех апостолов он, возможно, обладал лучшим интеллектуальным пониманием Иисуса и способностью по достоинству оценить его личность.
Вновь и вновь он выступал против какой-нибудь идеи, считая ее проявлением безрассудства и излишней самоуверенности; он спорил до самого конца, но когда Андрей выносил вопрос на голосование и апостолы решали сделать то, против чего он столь упорно возражал, Фома был первым, кто говорил: «Пошли!» Он умел проигрывать.
Раз за разом он возражал против того, чтобы Иисус подвергал себя опасности, но если Учитель решал пойти на риск, Фома неизменно сплачивал апостолов своим отважным призывом: «Вперед, друзья — пойдем же на смерть вместе с ним».
В некоторых отношениях Фома был похож на Филиппа;но Фома был аналитиком, а не просто скептиком. Что касалось личной физической отваги, он был одним из самых храбрых среди двенадцати апостолов.
У Фомы бывали очень тяжелые дни; временами он становился мрачным и унылым. Утрата сестры-близнеца в возрасте девяти лет во многом стала причиной его юношеской печали и усугубила проблемы его характера в более поздний период жизни.
Когда Фому посещало мрачное настроение, то иногда ему помогал прийти в себя Нафанаил, иногда — Петр, а нередко — один из близнецов Алфеевых. К сожалению, в периоды наибольшей подавленности он всегда избегал прямого контакта с Иисусом. Однако Учитель знал об этом всё и с понимающим сочувствием относился к страдавшему меланхолией апостолу.
Фома служит прекрасным примером человека, который испытывает сомнения, вступает с ними в борьбу и побеждает. Он обладал великолепным умом; он не был язвительным критиканом. Это был человек логического склада ума, мыслитель; он являлся пробным камнем для Иисуса и своих товарищей-апостолов.
Он обладал острым и безошибочным чувством истины. При первом признаке мошенничества или обмана Фома покинул бы их если бы не чувствовал истины в учении Христа. Ученые могут не до конца понимать Иисуса и Его труд на земле, однако с Учителем и его человеческими соратниками жил и трудился человек, обладавший умом настоящего ученого, — Фома Дидим, и он верил в Иисуса Назарянина.
Дни суда и распятия стали тяжелым испытанием для Фомы. После Пятидесятницы он помогал апостолам мудрым советом и, когда преследования рассеяли верующих, отправился на Кипр, Крит, побережье Северной Африки и в Сицилию, проповедуя благую весть царства и крестя верующих. Фома продолжал проповедовать и крестить, пока, по приказу Рима, не был схвачен и казнен на Мальте. Всего за несколько недель до смерти он приступил к описанию жизни и учений Иисуса.
(Л. Романов, Ю. Гойко)
[…] ли он склонен к черной меланхолии изначально, по своему психическому складу, то есть […]