Как сделать свою повседневную жизнь духовной
Профессиональный взгляд психолога
Жизнь Духа
Придя в мир в человеческом теле, Христос отменил традиционное деление на сакральное и мирское. Бог открывается нам в обыденной жизни и наполняет ее своим присутствием. Именно поэтому не существует никакой отдельной «духовной жизни» — Дух неотделим от нашей человеческой природы и наполняет каждое наше действие, а не только особые мистические практики. Нам не нужно экзальтировать себя, пытаться попасть в какое-то отдельное духовное измерение.
В то же время, мы не можем управлять в себе жизнью Духа, который «дышит, где хочет» 1(Ин. 3:8). Даже самый строгий пост и десяток прочитанных подряд акафистов не сделают нас гарантированно более «высокодуховными» людьми и не приблизит автоматически ко спасению. В наших силах — уповать на Бога, участвовать в таинствах Церкви и достигать осознанной, гармоничной жизни.
Что такое «практики осознанности» и для чего они нужны?
Практики осознанности базируются на трех навыках:
- Сосредоточенность — способность концентрировать внимание;
- Ясность восприятия — видеть вещи такими, какие они есть, воспринимать безоценочно;
- «Равностность» — удерживать внимание ненасильственно, не привязывать его ни к какой идее и специально не отгонять.
Осознанность нужна нам, чтобы:
- Ценить то, что воспринимаешь, позитивно воспринимать мир;
- Улучшать себя и свое окружение
- Встречаться с чем-то большим, чем мы сами.
Под практиками осознанности понимается в первую очередь медитация. Очищенная от налета эзотерики и магии, она доказала свою эффективность в психотерапии, борьбе с депрессией, хроническими болями
Но осознанность – не просто упражнение, а создание новой культуры жизни. Эти практики работают лишь тогда, когда становятся частью мировоззрения.
Как встроить медитацию в христианскую жизнь?
Существуют разные методы медитации:
- Ничего не делать, внимать происходящему;
- Осознанно сфокусироваться на своих переживаниях — «разложить», понять их происхождение;
- Культивировать доброе, позитивное — аутотренинг, визуализация.
Практика медитации гораздо более привычна нам, чем может показаться. Успокоить гнев глубоким дыханием; отбросить все мысли и любоваться пейзажем; пытаться понять, отчего тебе грустно — это все виды медитации, которые мы используем неосознанно.
Христианство имеет мощную созерцательную традицию, которая не уступает восточным практикам. У афонских монахов мы видим работу с телом и дыханием, которая, впрочем, не дошла до нас в полной мере из-за особенностей перевода. В молитвословах встречаем предписание «встать и успокоить помыслы», прежде чем начать чтение молитв. И сегодня существуют христианские сообщества, которые практикуют молчаливую молитву.
Православные верующие справедливо опасаются медитации из-за ассоциаций с восточными практиками.
Но мы можем заменить эзотерический подход на христианский — вместо мантр читать Иисусову молитву или стих из Писания, думать о Боге.
Таким образом, эффективные практики осознанности можно сделать еще полезнее — поскольку мы обращаемся не в пустоту, не к условному «вселенскому разуму», а к живому и любящему Богу, который нас слышит.
Реально ли всегда бодрствовать?
(Психолог, диакон Иоанн Мыздриков)