«Святой огонь» и Туринская плащаница

«Святой огонь и Туринская плащаница» — Достаточно большая статья из научного журнала «Global Journal of Archaeology & Anthropology» (Giulio Fanti,
Кафедра промышленной инженерии, Университет Падуи, Италия).
Том 10, выпуск 2 · июль 2019 DOI: 10.19080/GJAA.2019.10.555782
«Явление «Святого огня» (или «Святого света») [1–4, 18] повторяется ежегодно в Кувуклии (Anastasis, Гробница Христова) Храма Гроба Господня (Церкви Воскресения) в Иерусалиме не менее 1200 лет. Это происходит в послеобеденное время Великой Субботы (около 14:00).
Перед началом церемонии проверяют, чтобы внутри не горели масляные лампы. Патриарх вместе с клириками дожидаются появления внутри и снаружи Кувуклии световых разрядов (молний). Затем он зажигает свои свечи от так называемого «чудесного пламени», появившегося, вероятно, от одного из этих разрядов, и раздаёт огонь верующим по цепочке—так что весь собор наполняется светом.
Считается, что этот огонь — дар Божий, освящающий людей.
В 1999 г. при входе в внутреннюю камеру Кувуклии епископ Христодул1[4, с. 242] отметил, что из-под надгробного камня появлялось жидкое миро, а одновременно вся поверхность покрылась интенсивным синим светом.
После контроля помещения (уверенности в отсутствии горящих ламп) Патриарх и священники являются очевидцами серии световых разрядов с частотой 3–10 Гц сразу перед выходом Патриарха из Кувуклии с огнём2[5, 6]. Такие «молнии» не похожи на вспышки фотокамер ни по частоте, ни по количеству разрядов за цикл, и их трудно объяснить автозажиганием свечи.
Сообщается, что в первые несколько минут СО горит «тёплым» пламенем, не обжигающим волосы и кожу [7, 8]: паломники могут держать огонь у лица без ожогов3[9].
42 °C
Протопресвитер Геннадий Заридзе (Российская ассоциация православных учёных, Воронеж) в 2016 г. измерил температуру Святого огня инфракрасным пирометром: серебряная пластина (5 мм × 1 мм) показала 42 °C в первые минуты и 320 °C спустя 15 минут4[5, 6].
Профессор материаловедения Андрей Волков (НИЯУ «МЕФИ»), исследовавший явление на Пасху 2008 г., отметил появление перед огнём плазмы — сильно ионизированного газа, крайне редко встречающегося в природе, а также предварительный электрический разряд, что указывает на связь между ионизацией и возникновением пламени. Замеры электромагнитного излучения на определённых частотах проводились осциллографом Picoscope, расположенным примерно в 15 м от Кувуклии».
«Ты ли Христос, Сын Бога Живого?»
Почитайте статью и решайте для себя, кто прав — те, кто пытается доказать человеческое происхождения Благодатного огня, или те, кто верит в его происхождение из другого Источника. Аргументы есть и у одной, и у другой сторон. Так что, тут весь вопрос точно такой же, какой звучал 2000 лет назад: «Ты ли Христос, Сын Бога Живого?».
Интересно, что вспышки света в храме Гроба Господня наблюдались и триста-четыреста лет назад, когда никакого электричества не было. Также, о Благодатном огне сохранилось огромное количество свидетельств — на протяжении полторы тысяч лет (более ранние до нас не дошли).
Например, вот свидетельство выдающегося исламского ученого Аль-Бируни (973–1048).
В своём произведении «Хронология древних народов» (ок. 1000 г.), сохранившемся в пяти рукописях и впервые изданном в 1878 году, Аль-Бируни пишет:
«О Субботе Воскресения рассказывается история, поражающая исследователя природных наук, причина которой не поддаётся объяснению. Если бы не было согласия между противниками [этого чуда], если бы они не утверждали, что сами его видели, если бы выдающиеся учёные и другие люди не упоминали бы об этом в своих трудах, можно было бы не поверить.
Я узнал об этом из книг и слышал от аль-Фарадж ибн Салиха из Багдада, что посреди Храма Воскресения в Иерусалиме, в скале, высечен Гроб Иисуса, над которым возведён купол. Над ним — ещё один, больший купол. Вокруг скалы имеются галереи, откуда наблюдают мусульмане.
Христиане и все, кто приходит в этот день к Гробу, молятся и взывают к Всевышнему Богу с полудня до вечера. Приходят также муэдзин мечети, главный имам и эмир города. Они садятся у Гроба и приносят с собой лампады, которые ставят там, пока Гроб ещё заперт.
Христиане тем временем гасят свои лампады и факелы и ожидают, пока не увидят чистое белое пламя, зажигающее одну лампаду.
От этого огня зажигают лампады в мечетях и церквях.
Затем делают письменное донесение халифу [в Багдад] о времени схождения огня. По скорости его появления — если оно ближе к полудню — делается вывод о плодородии года. Если появление задерживается до вечера — год считают малоплодородным.
Тот, кто сообщил мне это, рассказывал, что один султан вместо фитиля вложил в лампаду медную проволоку, чтобы она не загорелась и чудо не произошло. Но когда Огонь снизошёл, он зажёг и медь.
Схождение в тот день этого небесного огня, происходящего в определённое время и в определённом месте, повергает нас в изумление».
(G. S. Strohmaier, Al-Biruni, In den Gärten der Wissenschaft, Лейпциг, 1988, стр. 125–126; в: Харис Скарлакидис, «Святой Огонь: чудо схождения Света Воскресения на Гроб Христа», Афины, 2021, стр. 61–62; DOGMA HACKER, ред. N.E.W.O.D.).