Был ли Иисус Христос красивым человеком?
В Новом Завете нет детального описания внешнего облика и характера Иисуса Христа, хотя в античной биографической литературе этому придавалось, как оказалось, большое значение.
По-видимому, для евангелистов внешность Иисуса имела второстепенное значение по сравнению с Его учением и деяниями.
Мнения
Однако по мере распространения христианства среди язычников церковные писатели стали задаваться вопросом, какой была внешность Спасителя. Например, авторы II–III веков буквально прочитали слова пророка:
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.»
(Ис. 52:3)
Тертуллиан же в свою очередь суммировал взгляды раннехристианских авторов на внешность Иисуса в трактате «О плоти Христа»:
«…Люди удивлялись только словам и делам, учению и добродетели Христа как человека. Если бы замечалась в Нем какая-то телесная необычность, это также вызвало бы удивление. Но в Его земной плоти не было ничего примечательного; она лишь показывала, сколь достойны удивления прочие Его свойства. Ибо говорили: откуда у Него это учение и эти чудеса (ср. Мф. 13:54)? Это говорили даже те, кто с презрением взирал на Его облик, настолько тело Его было лишено человеческого величия, не говоря уже о небесном блеске. Хотя и у нас пророки умалчивают о невзрачном Его облике, сами страсти и сами поношения говорят об этом: страсти, в частности, свидетельствуют о плоти человеческой, а поношения — о ее невзрачности».
Тертуллиан. О плоти Христа. 9, 5–6 (CCSL. 2, 892). Рус. пер.: С. 172.
Но. Уже в IV веке Иероним пишет:
«само сияние и величие скрытого Божества, Которое светилось даже на человеческом лице, при первом виде Его могло привлекать к себе смотрящих на Него»
Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея. 1, 9, 9 (PL. 26, 56).
В «Послании к императору Феофилу», сохранившемся под именем Иоанна Дамаскина (VIII в.), внешность Иисуса описывается следующим образом:
«Высокий рост, сросшиеся брови, красивые глаза, длинный нос, вьющиеся волосы приятного цвета, черная борода, лицо пшеничного цвета, как у Матери, пальцы продолговатые, голос звучный, сладкоречивый, кроткий, великодушный, долготерпеливый»
Иоанн Дамаскин (Псевдо-). Послание к императору Феофилу. 3 (PG. 95, 349). Текст не принадлежит прп. Иоанну Дамаскину.
У Никифора Каллиста (XIV в.) тоже встречается изображение Иисуса:
«Я опишу внешность нашего Господа, как она передана нам от древности и насколько можно это сделать в описании. Лицо Его было весьма прекрасно. Рост Его составлял полных семь пядей. Волосы русые, не слишком густые и слегка волнистые; брови черные, но не совсем круглые. Смугловатые и живые глаза как бы изливали из себя нежный золотой свет. Нос у Него был продолговатый; борода русая и не очень длинная. Волосы головы Он, напротив, носил весьма длинные, потому что ножницы никогда не касались их, как не касалась их и рука человеческая, кроме руки Его Матери… Он немного был согбен, но тело Его было хорошо сложено. Цвет Его кожи походил на цвет созревшей пшеницы, а Его лицо, подобно лицу Его Матери, было скорее овальное, чем круглое, с небольшим оттенком румянца; но чрез него просиявали достоинство, разумность души, кротость и никогда не нарушимое спокойствие духа»
Никифор Каллист. Церковная история. 1, 40 (PG. 145, 748– 749). Рус. пер. цит. по: Иисус Христос в документах истории. С. 451–452.
Оказывается, вопрос о том, был ли Иисус красив, неоднократно ставился раннехристианскими авторами древности. Для них он имел богословское значение.
Плащаница
Более поздние представления о том, что Иисус обладал прекрасной и привлекательной внешностью, опираются, скорее всего, на иконографическую традицию, которая, однако, развилась не только на почве человеческой фантазии. Появление иконописных изображений лика Иисуса Христа в массовых количествах датируется V–VI веками. К этому времени относится история обретения Нерукотворного образа Иисуса Христа. Его же некоторые отождествляют с полотном, известным сегодня как Туринская плащаница.
На плащанице отображается фигура мужчины средних лет, ростом приблизительно 170 см, с лицом удлиненной формы, длинными волосами, расчесанными на прямой пробор, усами и бородой. Именно таким Иисус изображается на большинстве канонических икон. Многочисленные следы крови, оставленные на плащанице, действительно свидетельствуют о том, что в нее был завернут человек, подвергнутый бичеванию, а затем распятый на кресте.
Единого мнения о том, как на плащанице появилось изображение, между учеными нет.
Одни считают, что оно появилось в результате испарения влаги с тела умершего, другие — что оно стало следствием радиоактивного излучения, третьи — появилось под воздействием солнечных лучей. Как бы там ни было, исследования показали, что на ней нет следов искусственных химических препаратов. Впрочем, никаких иных способов создания живописных образов, кроме как при помощи пигментов, не было ни в древности, ни в Средневековье. Поэтому плащаница не является изображением, изготовленным человеческими руками.
Приведенные выше текстуальные свидетельства о внешности Иисуса не находятся в канонических рамках текста четырех Евангелий, представляющих для нас основной источник сведений о Его жизни и учении.
Что касается Туринской плащаницы, то она обретает статус важнейшего документального свидетельства о том, как выглядел Иисус и какие страдания Он перенес перед смертью.
Не случайно те, кто полностью убежден в подлинности плащаницы, называют ее пятым Евангелием.
Источник: митрополит Иларион, «Иисус Христос. Жизнь и учение. Том 1».