Метанойя. Позволял ли Бог падение ангела?
Метанойя — (др.-греч. μετάνοια — «сожаление (о совершившемся), раскаяние», греч. μετάνοια — «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление») — термин, обозначающий перемену в восприятии фактов или явлений, обычно сопровождаемую сожаление.
Ангелы и грех.
Какова роль ангелов и самих людей в истории спасения человеческого рода?
Предвидел ли Бог, что часть отступит от Него?
Закон Божий есть закон Любви, отступление от него порождает грех, значит ли это, что отпадение Денницы от Бога и появление зла было неизбежным явлением?
Можно ли считать, что грех имеет собственное начало в мире Всемогущего, непостижимого Господа? Ответ — невозможно.
Однако в таком случае нас интересуют два ключевых вопроса: для чего Бог попустил падение Ангела Света и какова роль свободной воли человека в искупительной жертве Христа?
Опорные богословские точки.
Для ответа на эти вопросы нам понадобятся несколько понятийных точек:
- Денница до отпадения божественное знание со свободной волей;
- Гордыня, положившая отпадение от Бога — следствие отрицания промысла Божиего и бесконечности божественного знания;
- Любовь, бесконечное знание — истина и отражение свободной воли;
- Божественное знание есть любовь, и оно также истинно, как и образ Божий, отрицание этого — хула;
- Человек имеет возможность наследовать спасение, но для поворота к Богу была необходима «метанойя» — крестное искупление;
- Бог непостижим, Его промысел невозможно понять, но в доверии к божественной любви совершается становление истинной свободной воли.
Кто такие ангелы
Епископ Серафим (Звездинский) в своей работе «Ангелы»:
По своей природе, учит нас слово Божие, ангелы — это духи. „Не все ли суть служебные духи, — говорит ап. Павел, — посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение“ (Евр. 1:14).
Блаженный Феофилакт Болгарский трактует это следующим образом:
Посмотри, какое небольшое различие полагает Он между тварями; хотя большое расстояние между ангелами и людьми, однако он поставил их близ нас, ибо твари не много возвышаются над тварями. <…> Заметь, что ангельское дело — служить спасению людей, больше же делу Самого Христа. Посему не должно пренебрегать таким служением.
Таким образом, главное, что нам следует понимать сейчас о природе ангелов — Бог полагает их служить наследующим спасение. Остановимся на нем подробнее.
Как становится ясно из толкования блаженного Феофилакта, под словами этими подразумевается человечество с оговоркой: все люди имеют возможность наследовать спасение, но только по закону Божьему.
Согласно учению блаженного Августина, ангелы созданы были Богом с возможностью грешить, затем, неуклонным упражнением своей воли в добре, они перешли в состояние возможности не грешить, и, наконец, укрепившись в послушании Богу, силою божественной благодати, настолько усовершенствовались, что достигли состояния невозможности грешить.
Почему отпал Деница
Кажется, что правильным будет сказать о непостижимой человеческому и никакому другому тварному пониманию силе милости Божией, дарующей спасение наследующим Царствие и являющей бесконечное знание.
Итак, для чего Бог попустил отпадение Денницы, возникновение зла в созданном Им мире?
И, говоря об отпадении ангела Божия, следует теперь обратиться к главному источнику христианского вероучения — Библии.
Глава 28 Книги пророка Иезекииля, и глава 14 Книги пророка Исаии:
Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иез. 28:12-15).
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему“. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:12-15).
Из приведенных отрывков ясно, что причиной отпадения ангела Божия стала гордыня. Здесь необходимо отметить: отпадение не было неизбежно, поскольку зло не имеет собственного начала в мире Божием. Но там, где возникает гордыня, неизбежно отпадение от Бога.
Что говорит Библия
Денница до отпадения — божественное знание, отражение свободной воли. Ангелы — духи, они есть из мира небесного, наделены Богом свободной волей. Как мы уже отмечали, изначально они могли грешить, однако здесь важно указать еще один важный момент: ангелы призваны служить людям.
Свободная воля ангелов столь же имеет божественное происхождение, сколь и воля человека, однако ангелы не знают материальной жажды или голода, а только духовную жажду, отчего возможность грешить их имеет иное качество, поскольку проистекает все в нетварной плоскости.
Гордыня, положившая отпадение от Бога, есть следствие отрицания промысла Божьего и бесконечности божественного знания. Мы вновь должны обратиться к понятию божественной благодати. Говоря о непостижимой человеческому и никакому другому тварному пониманию силе, идущей из божественной Любви, и являющей бесконечное знание, нельзя не отметить, что гордыня, послужившая отпадению Денницы от Бога, противопоставляется и самой ангельской природе, делает невозможным постижение Истины. Истина, в свою очередь, есть явление сугубо промысла Божиего.
Согласно христианскому вероучению, Бог сам есть Истина, однако без отождествления с Непостижимым. Всемогущий и непостижимый Господь есть первичное, бесконечное и безначальное, Истина — вторичное.
Мы можем придти к выводу, что Истина есть отражение божественной Любви, которой даруется свободная воля тварям Божиим, а падение ангела — в противопоставлении Истины к Богу, что Истина может быть и без Бога и даже больше Бога. В этом и заключается гордыня Денницы.
Ньюанс.
Если зло не может иметь собственного происхождения в мире Божием, то как стала возможной извращенная воля Денницы, совершенного ангела?
Сам блаженный Аврелий Августин задается этим вопросом:
Если же и сам он, по извращенной воле своей, из доброго ангела превратился в дьявола, то откуда в нем эта злая воля, сделавшая его дьяволом, когда он, ангел совершенный, создан был благим Создателем?
И находит ответ:
Мне стало ясно, что только доброе может стать хуже. Если бы это было абсолютное добро или вовсе бы не было добром, то оно не могло бы стать хуже. Абсолютное добро не может стать хуже, а в том, в чем вовсе нет добра, нечему стать хуже.
И для Тебя вовсе нет зла, не только для Тебя, но и для всего творения Твоего, ибо нет ничего, что извне вломилось бы и сломало порядок, Тобой установленный. Злом считается то, что взятое в отдельности с чем-то не согласуется, но это же самое согласуется с другим, оказывается тут хорошим и хорошо и само по себе.
Становится понятно, что абсолютное добро — это то, к чему твари Божии должны стремиться произволением своим. В этом и заключался труд ангелов.
Падение Денницы оттого стало возможным, что, невозможно быть в истине, своей волей ответы находя. Только божественной благодатью. При попытке только лишь своей волей постигнуть ответы, воля делается несвободной, а порабощенной грехом. Происходит отпадение от Бога.
Так для чего же попустил всемогущий Господь отпадение Денницы?
Для того, чтобы спасение имела свободная воля созданий Божиих, чтобы не была погублена грехом.
Почему мы будем спасены
Человек имеет возможность наследовать спасение. Но из Священной истории мы знаем, что для поворота к Богу была необходима метанойя — крестное искупление.
В книге пророка Исаии сказано:
Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: „не обман ли в правой руке моей?“ Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле (Ис. 44:20-23).
Искупление обманутого сердца совершено кровью Христа. Ни одна правда человеческая не способна притронуться к божественной истине, и потому не под силу обманутому сердцу искупить свою немощь, греху уподобленную, но Господом даруется:
«Ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены» (Ис. 52:3).
Но какова же роль свободной воли человека в искупительной жертве?
Здесь мы подходим к последнему тезису настоящей работы: Бог непостижим, Его промысел невозможно понять, но в доверии к божественной любви совершается становление свободной воли — истинной.
Преподобный Исаак Сирин в беседе «О доверии к Богу, рождающемся от знания истины и от истинной веры…» отмечает:
Тот, кто боится греха, не боится сатаны. И все, кто жаждут дарования, не боятся искушений. И тот, кто твердо верует, что перст <Бога> управляет всем творением Его, ничем не бывает обеспокоен.
Ибо знание истины наполняет сердце миром и укрепляет человека в радости и уверенности. Многи и восхитительны советы его: они истинны и просвещают очи. <…>
Ибо отсутствие веры лишает человека истинного знания о Боге и того доверия к Нему, которое должен он иметь на всякое мгновение.
Становится ясно, что вера возможна только при доверии к Богу, к признанию Его Истиной и Истину неотделимой от Него своей волей, в признании непостижимости Господа.
Только в решимости спастись заключается роль человечества в искупительной жертве. И совершается становление свободной воли — истинной, такой, которой она была согласно Промысла. Когда уже искупается гордыня, достигается ангельское совершенство — абсолютная добродетель, когда человек уже не сможет грешить.
(Оригинал текста: теолог, Дарья Фроловская)