Жан-Клод Ларше: Бог не хочет нашего страдания. Цикл публикаций. Часть IV. Поведение Христа в страдании и победа.

Жан-Клод Ларше: Бог не хочет нашего страдания. Цикл публикаций. Часть IV. Поведение Христа в страдании и победа.

Продолжаем серию публикаций по материалам книги «Бог не хочет страдания людей»1Изд. Паломник, 2014.- 160 ст. французского православного философа, патролога, богослова и писателя, доктора теологии, доктора философии, хабилитированного доктора, профессора Жана-Клода Ларше.

Часть 3. Начало здесь.

Изначальная бесстрастность

Отношение Христа к страданию является, очевидно, главным в определении точки зрения на него и самого христианства или как оно должно было бы на него смотреть.

Это отношение должно рассматриваться с двух точек зрения: с точки зрения страдания, которому пришлось противостоять Ему Самому, особенно во время Своего крестного страдания, и с точки зрения поведения людей во время страдания, в первую очередь тех, кто был или вступил в отношения с Ним.

Христос по Своей человеческой природе мог бы избежать всякого страдания. В самом деле, в связи с Его непорочным зачатием Он не подпадал под закон греха, которому из-за прародительского греха подвержены все люди, то есть последствиям этого греха, которые передаются из поколения в поколение через сексуальное продолжение рода, а именно страстности (говоря иначе, естественным страстям, в первом ряду которых находится скорбь), тленности и смерти, а также склонности к греху.

Вспомним первоначального устроения Адама, который, как мы знаем, был задуман и создан Творцом без страстности, тленности и смертности, которые появились как следствие его греха.

Добровольное принятие страдания

Однако Христос пожелал спасти нас целиком, принимая на Себя все беды, от которых Он хотел нас освободить и исцелить, так как, в соответствии со словами свт. Григория Богослова, повторенными преп. Максимом Исповедником и преп. Иоанном Дамаскиным, «нельзя исцелиться от того, чего нет»2Свт. Григорий Богослов. Письма богословские. I, 32; Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. II, 18..

Христос, изначально свободный (благодаря не связанному с сексуальностью способу Своего зачатия) от страстности, тленности и смерти, которые познали все остальные люди, добровольно принимает их, становясь во всем подобным нам, за исключением склонности ко греху.

Христос принял состояние падшего человека в течение всей Его земной жизни, начиная с ее первых мгновений. Он «воспринял безгрешность по происхождению от первого устроения Адама и имел ее без нетления; а от рождения, введенного впоследствии грехом в естество, воспринял одну только страстность, без греха»3Ср.: Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 21..

[Страсти и тление] никоим образом в воплощении в Себя не приняв, а последствия их восприняв, Спаситель соделал рождение спасительным для сотворения, его страстностью парадоксально обновляя нетленность сотворения; и также обратно — сотворение соделал ограждением рождению, его безгрешностью освящая страстность рождения, дабы совершенно восстановить сотворение, твердо содержащее своим богосовершенным логосом естество, и совершенно освободить от рождения подпадшее ему по причине греха естество, само по себе по справедливости не содержимое общим для остальных животных на земле способом [рождения от] орошения семенем.

(Преп. Максим Исповедник.  Амбигвы к Иоанну. 42 (PG. Т. 91. Col. 1317АВ))

Преп. Максим Исповедник пишет, что, поскольку «зачатие Его невероятным образом было бессемейным, а рождение Его сверхъестественным образом было нетленным, Воплощенное Слово «чистой от закона греха»4Рим. 7:23, 25; 8:2 творит природу [человеческую] посредством того, что не попустил, чтобы Воплощению Его ради нас предшествовало плотское наслаждение»5Преп. Максим Исповедник. Толкование на молитву Отче наш. Ср.: Различные богословские и домостроительные главы. 14 (PG. Т. 90. Col. 1185А).

И в самом деле, этот новый способ рождения не предполагал для Него естественно и необходимо, как закон природы, страстность, тленность и смертность, поразившие человеческую природу в качестве следствия Адамова греха и передающиеся от поколения к поколению посредством плотского рождения. Иначе говоря, Воплощенное Слово не было подвержено этим несовершенствам и приняло их на Себя свободно и добровольно, по Своей воле для спасения человека, оставаясь полностью свободным по отношению к ним, имея полную власть постоянно держать их под контролем благодаря тому что Он был одновременно и Богом и человеком.

Вот почему Он смог избавить от них человеческую природу.

Добровольное принятие Воплощенным Словом естественных страстей, в частности страданий, и Его смерти , Им не заслуженных, оказывают спасительное действие на начало человеческой жизни. Но оно также влияет и на ее конец: незаслуженная смерть Христа означает осуждение и смерть смерти.

Эта смерть оказывает также спасительное влияние на «среду» человека, потому что она означает разрушение страстности и ее власти приводить человека к греху:

…добровольно облачившись в осужденное на страдание [наше] естество и само это осуждение сделав оружием для уничтожения греха, а вслед за ним и смерти, то есть наслаждения и возникшей вследствие него муки, — в этом была сила греха и смерти, тирания соответствующего наслаждению греха и владычество соответствующей муке смерти. Ибо очевидно, что сила наслаждения и муки содержится в страстности естества.

(Преп. Максим Исповедник.  Вопросоответы к Фалассию. 61.)

Поведение в страдании

Новый способ прихода Христа в этот мир позволил Ему в принципе получить власть над страстностью, тлением и смертью и освободить человеческую природу от их власти прежде, чем освободить ее от самих страстей.

Но это освобождение совершилось на деле, когда Христос столкнулся со страстями, тленностью и смертью.

Бог Слово, восприняв на Себя страстность падшей человеческой природы, но без влечения к удовольствию, и без отвращения от скорби, и без удобопреклонности ко греху, использовал ее как ловушку, чтобы победить бесовские силы и освободить человеческую природу от власти, которую они имели над ней через посредство этой страстности.

Смотря на Христа в Его человеческом лице, считая страстность естественной для тела, веря, будто и Господь, как простой человек, по необходимоси взял на себя закон естества, а не движется самоопределением воли, напали на него, надеясь убедить и внедрить в Его воображение посредством страстей естественных неестественные страсти.

Но, обращаясь к злым силам, Он «позволил им поиграть своими кознями»: «совлек их с Себя и изверг из естества, Сам оставшись недоступным и недосягаемым для них»6Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 21..

Господь, подвергнувшись первому искушению (в пустыне) наслаждениями, истощил лукавые силы, начала и власти. Затем Он попускает им сделать второе нападение и причинить другое испытание искушениями — через муку и страдания (на кресте), чтобы, совершенно истощив в Себе пагубный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить этот огонь в естестве человеческом и сбросить с Себя во время крестной смерти нечистые начала и власти.

Оставшись неодолимым для страданий и, более того, явившись страшным для смерти, Господь изгнал из естества человека страстность в отношении к боли, от которой малодушно убегала наша воля, в силу чего он постоянно и против желания был под гнетом страха смерти, придерживаясь рабства наслаждения ради жизни.

Неизменность человеческой воли Христа

Как можно видеть в приведенных ранее текстах, неизменность человеческой воли Христа в добре, Его постоянное и полное согласие с Божественной волей играют в учении преп. Максима о спасительном деле Христа существенную роль.

Бог Слово в человеческой природе, которую Он воспринял, оказался без свободной воли, запятнаной грехом, развращенной, переменчивой, противящейся Богу и склонной ко злу, которая характеризует других людей, начиная с греха Адама.

Его расположение воли и Его выбор остаются безупречными, неизменными, непреложными, несокрушимыми и не отворачивающимися от добра , потому что в Его Лице человеческая природа соединена с Божественной природой и получает от нее устойчивость своих способностей и расположений.

Вот почему Христос отринул злые силы и победил их, когда они приступили к Нему для происков, и сделав их посмешищем на кресте при исходе души, после того как они вообще ничего не нашли в его страстности, чего-либо свойственного естеству, хотя особенно ожидали найти что-нибудь человеческое ввиду естественной страстности по плоти.

Поэтому, разумеется, Он Своей силой и через воспринятую от нас святую Свою плоть, как через некий «начаток»7Кол. 1:18, освободил и все естество человеческое от примешавшегося к нему по страстности зла.

Адам, обратив расположение своей воли и свой выбор к злу, ввел в человеческую природу страстность, тление и смерть, Христос неизменностью расположения Своей воли и Своего выбора освобождает ее от греха и восстанавливает в человеческой природе бесстрастие, нетление и бессмертие.

Победа над страданием

Христос победил страдание, поскольку противостоял ему.

…изгнал из естества [человеческого] страстность в отношении к боли.

(Преп. Максим Исповедник.  Вопросоответы к Фалассию. 21.)

Он лишил бесов силы и влияния, которое они имели на падшего человека, легко порождая через скорбь порочные страсти и грехи. Таким образом, Он освободил и природу человека от влияния, которую оказывал на нее грех через скорби и деятельности бесов.

Победа Христа над страданием является в то же самое время победой над бесовскими силами и над грехом.

Как Адам, неся в своей природе природу всех людей, вынудил всех пасть в нем, так и Христос, Новый Адам, возглавляя все человечество в человеческой природе, которую Он воспринял, предоставил всем людям возможность пользоваться победой, которую Он одержал в Самом Себе.

Для всех людей, которые будут едины с Христом, страстность (источник страдания) не будет больше местом, которое укроет силы порока, ни той силой, с помощью которой они могли бы господствовать над человеком и подчинить его греху и страстям, но, напротив, частью их самих, которой верные вновь овладеют. С помощью которой, благодаря Ему, смогут одерживать верх над злом, отбрасывать лукавые силы и побеждать грех:

Своей силой и через [воспринятую] от нас святую Свою плоть, как через некий начаток (Кол. 1:18), освободил и все естество человеческое от примешавшегося к нему по страстности зла, подчинив самой этой страстности естества царствовавшее некогда в ней, то есть в страстности, над естеством лукавое владычество.

(Преп. Максим Исповедник.  Вопросоответы к Фалассию. 21; ср.: «Он совлек их с Себя… восторжествовав над ними (Кол. 2:15)»)

(продолжение следует)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x