«Мой Старец Иосиф, Исихаст и Пещерник». История появления книги. Неопубликованные рассказы. Часть І. Перевод.
(Иеромонах Ефрем, скит преподобного Нила Сорского, Аляска)
В 2008 году в Греции вышла книга воспоминаний Старца Ефрема Филофейского «Мой Старец Иосиф, Исихаст и Пещерник». Русское издание, кроме того, что полнее греческого, имеет другое название1«Моя Жизнь со старцем Иосифом» — — https://coollib.com/b/466050-arhimandrit-efrem-moraitis-moya-zhizn-so-startsem-iosifom/read, а также другое распределение материала. Она стала событием в духовной жизни православных греков. Все ее приобретали, все о ней говорили, во всех монастырях книга читалась во время трапезы. В этом нет ничего удивительного. Старец Иосиф Исихаст, как становится все более очевидным, – один из самых выдающаяся личностей в духовной истории XX века.
Прежде всего — «познай себя», то есть узнай самого себя, каков ты. Каков ты воистину, а не каков ты по твоему мнению. С таким познанием становишься мудрее всех людей, и в смирение приходишь, и благодать получаешь от Господа.
(Прп. Иосиф Исихаст)
Старец Иосиф Исихаст (Спилиот) был одним из величайших монахов Святой Горы в XX веке. Его жизнеописание и поучения переведены на многие языки и тронули сердца тысяч и тысяч людей. Особенно читатели были растроганы историями, рассказанными его учеником старцем Ефремом Аризонским в книге «Моя жизнь со старцем Иосифом». В связи с тем, что эта книга очень популярна, меня попросили написать статью, излагающую историю ее создания. Во второй, третьей и четвертой частях этой статьи я поделюсь несколькими неопубликованными историями из жизни старца Иосифа.
Когда я был монахом в монастыре Филофей, у меня был доступ к более чем сотне частных кассетных записей бесед старца Ефрема с его монахами. В них он рассказывал о духовных вопросах, которые волнуют начинающих и преуспевших монахов, и иллюстрировал свои поучения примерами из житий святых, а особенно – из жизни его святого старца Иосифа. Меня так вдохновили эти истории, что я захотел поделиться этим сокровищем с другими людьми.
Так что в 2000 году я спросил старца Ефрема, могу ли я напечатать все эти истории о старце Иосифе из его проповедей и собрать их в биографию, и он с радостью благословил меня на это. Я провел целый год, переслушивая все проповеди старца Ефрема и записывая слово в слово все то, что он говорил о старце Иосифе. В течение всего того года я также параллельно записывал истории других людей, которые жили со старцем Иосифом, в первую очередь старца Ефрема Катунакского и старца Харлампия Дионисиатского. Но, поскольку большая часть историй, которые я собрал, были основаны на рассказах старца Ефрема Аризонского, в качестве автора этой составной книги я указал его.
Результатом этих трудов стала 700-страничная биография старца Иосифа на греческом языке. Я поделился ею с игуменом нашего монастыря преподобного Антония в Аризоне архимандритом Паисием, и он, основываясь на проведенных им исследованиях, прояснил и исправил несколько деталей, относящихся к жизни старца Иосифа, когда тот был еще мирянином. Я поделился этим совсем еще сырым черновиком с насельниками других наших монастырей, основанных старцем Ефремом. Отец Антоний (иеромонах в монастыре преподобного Антония) в числе прочих прочел мой первый черновик и получил благословение от старца Ефрема расширить его. Он добавил множество ценных исторических деталей, чтобы дать читателю более полную картину того мира, в котором жил старец Иосиф. Он также усовершенствовал мой черновик, добавив в него подходящие по смыслу цитаты святых отцов. Более того, он нашел десятки фотографий и добавил их в книгу.
На этом этапе книга была практически готова к публикации. Но, поскольку такая важная книга, как эта, перед публикацией должна быть буквально отшлифована, я хотел найти носителя греческого языка, который мог бы прочитать книгу целиком и стилистически отредактировать ее там, где это необходимо, а также сгладить резкие переходы между абзацами и так далее. Так что я отправил этот черновик в два наших монастыря в Греции, но ни в одном из них у насельников не было времени, чтобы отредактировать и опубликовать книгу. Поэтому, после того как несколько лет книга оставалась в забвении, отец Стефан Анагностопулос из Пирея принял решение взяться за этот огромный труд по ее корректуре, полированию и публикации.
Он тщательно исследовал весь мой черновик, расширенный отцом Антонием, и улучшил общую драматургию и стиль текста. Он также добавил дополнительную информацию о монахинях старца Иосифа. Таким образом, в 2007 году он завершил работу и опубликовал книгу на греческом языке. После того как он ее опубликовал, старец Иосиф явился ему во сне и обнял его, ясно показывая, как доволен он был его трудами.
Как только греческая версия книги была опубликована, меня попросили перевести ее на английский язык. Но, приступив к переводу, я начал замечать некоторые проблемы. В тексте не только отсутствовали многие истории из моего черновика, но также были некоторые вставки, которые явно были включены специально для того, чтобы приукрасить реальные события. Например, в истории о том, как старец Иосиф, будучи ребенком, послушно подошел к отцу, когда тот сказал, что отшлепает его, в греческом варианте говорится, что его отец был так растроган послушанием сына, что расплакался. Этой детали не было в первоисточнике, она была добавлена редакторами.
Что касается историй, которые присутствовали в моем первом черновике, но были исключены из греческого варианта, то, по-видимому, редакторы книги на греческом языке были уверены, что вскрытие человеческой слабости старца Иосифа (например, того, как он боролся с гневом) отвлечет читателя от его безупречной репутации святого. Поэтому они решили опустить такие истории. Я же, напротив, уверен, что мы, христиане, пребывающие в борьбе, должны видеть именно эту борьбу. Мы можем брать пример со святых, когда видим, как они сражаются с искушениями.
Напротив, когда биограф представляет святого как кого-то, кто всегда был безупречен, мы не только теряем возможность соотносить себя с ним, но, более того, появляется опасность падения в ошибочную уверенность, что духовное преуспеяние нам недоступно. Потому что, если святые были всегда совершенны, тогда мы, такие несовершенные, не имеем надежды стать хоть чем-то похожими на них. Таким образом, из-за всего этого и поскольку я верю, что люди получают пользу от истины, я решил включить все эти опущенные истории, когда переводил эту книгу на английский.
Я также обратил внимание на некоторые человеческие ошибки, которые проникли в окончательную греческую редакцию. Например, в истории о том, как отец Афанасий размышлял, совершил ли старец Иосиф ошибку, приняв решение отделиться от монастырей из-за спора о старом и новом календарях, в моем исходном черновике (основанном на устном свидетельстве старца Ефрема) было написано, что отец Афанасий спросил себя самого: «Ἄραγε, λέει καλὰ ὁ Γέροντας? Δὲν λέει καλὰ ὁ Γέροντας?» – «Интересно, старец прав? Старец не прав?» Но в черновике греческого издания второй знак вопроса случайно был заменен на точку, что поменяло смысл на: «Интересно, старец прав? Старец не прав». А потом в печатной греческой версии точка в этой цитате и вовсе была заменена на три восклицательных знака: «Старец не прав!!!»
Прежде чем я окончил перевод книги на английский язык, в 2010 году в Аризону из Украины приехал игумен Симеон (Гагатик), чтобы узнать побольше о старце Иосифе и перевести его опубликованную биографию с греческого на русский. Я рассказал ему всю эту историю и дал ему свой собственный черновик, расширенный отцом Антонием, чтобы он мог сам увидеть, насколько текст эволюционировал, и мог выбрать лучшие части каждой из трех версий для перевода на русский язык.
После сравнения двух черновиков с опубликованной греческой версией книги он пришел к выводу, что мой исходный черновик был наиболее точной версией, так что он принялся переводить его на русский язык. Существенная перемена, которая произошла в русской версии, – это то, что отец Симеон разделил книгу на две части, вместо того чтобы держаться хронологического порядка. Он также решил изменить название книги с «Мой старец Иосиф Исихаст» на «Моя жизнь со старцем Иосифом».
Что касается издания этой книги на других языках (румынском, грузинском, арабском и иных), у меня не было возможности связаться с их переводчиками, чтобы поделиться с ними моим черновиком, так что, вероятнее всего, для перевода они использовали опубликованную греческую версию.
Когда русская редакция книги уже вышла в свет, а я все еще работал над английским переводом, в 2011 году в наш монастырь в Аризоне на две недели приехал отец Нектарий из Виглы (местности на Афоне). Он был близким учеником старца Ефрема Катунакского, и у него был дар в потрясающих подробностях помнить многочисленные истории, которые рассказывал ему его старец.
Так что он поведал нам много историй о старце Иосифе, которые мы никогда раньше не слышали от нашего старца Ефрема. Это было ожидаемо, учитывая то, что старец Ефрем Катунакский начал общаться со старцем Иосифом за десять лет до того, как старец Ефрем Аризонский приехал на Святую Гору. Более того, старец Ефрем Катунакский много лет исповедовал старца Иосифа, так что ничего удивительного нет в том, что старец Иосиф рассказывал ему о чем-то, что не рассказывал старцу Ефрему Аризонскому.
У меня появилась возможность добавить в английскую редакцию этой книги несколько историй, которые я услышал от отца Нектария. Но было также и несколько рассказов, которые я, к сожалению, не вставил в книгу.
Я перевел несколько таких историй сейчас, и их можно прочитать в другой части этой статьи. Для пользы же всех тех, кто не читал английскую версию книги о жизни старца Иосифа, я написал третью часть, которая содержит рассказы отца Нектария о старце Иосифе, не включенные ни в русский, ни в греческий, ни в румынский, ни в арабский переводы.
А для пользы всех тех, кто читал только опубликованную версию этой книги на греческом, румынском, арабском и других языках, в четвертой части статьи я собрал истории, отсутствующие в этих изданиях (но имеющиеся в английской и русской редакциях).
Да укрепят нас в духовной брани святые молитвы старца Иосифа, и да вдохновит нас его сияющий пример на благую битву во славу Христа, Бога нашего.
(Архимандрит Ефрем Филофейский (Мораитис) )
Продолжение во второй части