Первое возвещение Великого поста
«О несказанная милость! О неизреченное человеколюбие! <…> Ибо где Христос гостит, там все изменяется в лучшую сторону. Закхее, потщався слези, днесь бо в дому твоем подобает Мы быти. Что же сказать? Дом мытаря сделался раем. Поскольку, что у разбойника, то вижу и у Закхея. Сказал разбойнику: Днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23:43), и, взяв его от древа, ввел в рай. Сказал Закхею: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти, и, взяв его, вошел в преддверие рая, соделав его дом раем. И быстро слез и подбежал <…> сын Авраама.«
(Свт. Амфилохий Иконийский)
«Радуясь не только тому, что увидел Его, чего он и добивался, но и что Тот позвал его, а он Его принял, чего он никак не ожидал.»
(Евфимий Зигабен)
«Вот, — говорит, — Господи, половину всего имения моего… отдам нищим, и все, что когда-либо получил от кого-нибудь неправедно, воздам за это четверицею» (ср. Лк. 19:8). — Потому: «ныне пришло спасение дому сему». Да посрамится неверующий народ мгновенным покаянием сего мужа, который вчера был похитителем, а сегодня (стал) дарителем, вчера (был) мытарем, а сегодня (стал) учеником. Расплавив (Закхея, Господь) перековал его, чтобы уничтожить в нем закоснелость и образовать нового человека. И дабы знал, что он теперь снова родился, говорит: «потому что и он также сын Авраама».
(Прп. Ефрем Сирин)
В день Рождества Христова оканчивается сорокадневный Рождественский пост, и святки, длящиеся до сочельника Крещения Господня, отодвигают память о прошедших постных днях. Мы радуемся великим зимним праздникам, и порой кажется, что до начала Великого поста еще много времени.
Но это первое впечатление обманчиво.
Казалось, еще нет богослужений из Постной Триоди — богослужебной книги, в которой находятся богослужения Великого поста и подготовительных недель. Да и книга эта еще лежит в шкафу на клиросе и только ждет своего часа. Еще ничего не говорит о приближающемся посте.
Но вот наступает воскресенье, когда мы слышим за Божественной литургией Евангельское чтение о Закхее1(Лк. 19, 1-10). Богослужения Триоди начнутся позже, первый раз мы откроем эту книги в следующее воскресение, после чтения о Закхее, когда будем вспоминать притчу о мытаре и фарисее. Будет и «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче…» и «На реках вавилонских…», и коленопреклонение и земные поклоны на богослужении, наконец, начнется сам Великий пост со своим особым богослужебным устройством.
Но сейчас, ровно за четыре недели до начала поста мы услышим только Евангельское чтение. Но оно настолько важно, что стоит при самом входе, в начале пути через Великий пост к Пасхе Христовой.
К каждому большому празднику Церковь готовит нас заранее — предпразднством или приготовительными неделями. Человек не может сразу перейти от одного духовного состояния к другому, поэтому задолго до настоящего подвига поста нас призывают к размышлению о его значении.
Закхей
Чтение о Закхее — это история человека, который очень хотел видеть Иисуса Христа, он был столь мал ростом, что окружающая Господа толпа не позволяла ему Его видеть. Но настолько было сильно желание Закхея это сделать, что он влез на дерево, стоящее на пути шествия Господа.
Хотел ли Закхей последовать за Иисусом? Скорее всего нет, но Господь отвечает на его любопытство к Своей Личности, и входит в дом его.
Это удивительная история и этот отрывок обращен именно к нам. У каждого пришедшего в первый раз в Церковь свои мотивы, иной раз они очень далеко отстоят от христианской веры. Но Господь, видя Закхея на дереве, не обличает мотивы начальника мытарей, Он просто принимает его таким, какой он есть — для того, чтобы он стал таким, каким должен быть!
И здесь можно вспомнить еврейского юношу Савла, который тоже начинал свою деятельность как ярый гонитель Иисуса Христа, а стал первоверховным апостолом.
Но и уже давно пришедшим в Церковь следует задуматься об этом чтении, и если вера твоя слаба, то надо залезть на дерево веры, может еще не видя самого Христа, но нужно забраться и Господь обязательно тебя увидит, а потом попросит приготовить дом сердца твоего, чтобы прийти в гости.
Всякое начинаемое дело вызывает боязнь, но нужно подняться над собой и залезть. Ссадины будут, ушибы никуда не денутся, колючки вопьются, но чем выше поднимаешься, тем скорее услышишь: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме»2(Лк. 19,5).
(Протодиакон Дмитрий ПОЛОВНИКОВ)