Сретение Господне
Праведность Ветхого Завета приносит поклонение святости Завета Нового
Никифор Каллист, византийский историк XIV века, говорит: архангел Гавриил явился святому и праведному Симеону и сказал, что он не умрет, покуда не увидит Христа Господа.
А великий историк Егезипп подробнее описывает историю этого праздника. От сотворения мира до кончины Авраама прошло 3407 лет. В древности, то есть от Сифа до Авраама, люди жили очень долго; так, Адам прожил 930 лет, Мафусаил прожил 969 лет, Сиф – 812 лет и Ева – 950. Но потом жизнь человека стала сокращаться. До потопа Бог сказал, чтобы годов человека было 120, а для праведников число это было больше, потому что мы видим Авраама, живущего 175 лет.
Ум человеческий
Итак, от Адама до Авраама жизнь человека сократилась на 755 лет. От Авраама до царя Птолемея Филадельфа, при котором жил святой старец Симеон, прошло 1700 лет. И во времена этого царя Птолемея, жившего за 283 года до Пришествия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, произошло большое событие, связанное со Священным Писанием. Тогда был сделан его перевод с еврейского языка на греческий, который называется Септуагинтой, потому что его переводили 70 великих книжников, которых царь Птолемей Филадельф посадил перелагать Писание, ибо евреи тогда у них были в рабстве.
И в числе этих 70 мужей, перелагавших Божественное Писание, был святой Симеон Старец, которому было в то время 77 лет. И Библия была разделена, как говорит историк Егезипп, на 70 частей, и у каждого книжника и священника, поставленного на переложение Писания, была своя часть. Так, один перелагал Бытие, другой Исход, этот Числа, тот Второзаконие, кто-то книги Царств и прочие книги, следующие в Писании.
А святому и праведному Симеону (который, как мы сказали, был 77-летним старцем) выпало переводить святого пророка Исаию, повествующего о рождении Спасителя от Девы. И, переводя, дошел он до места, где Дух Святой говорит устами этого пророка: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»1(Ис. 7: 14), что значит «с нами Бог». И человек этот, при том что был святым и большим книжником, услышав это слово Писания, засомневался: «Как может родить дева? Ведь дева родить не может, но только женщина, жившая с мужчиной, только она может родить».
И, как человек, сказал он себе в уме, что это место, вставленное в Писание до него, нехорошо. И взял, поскольку каждый переводил в своей комнате, экземпляры Писания, которое тогда записывали на телячьих или козлячьих кожах. А потом святой Симеон взял нож и соскоблил с тонкой кожицы этот текст: «се, Дева во чреве приимет…» – и вписал по своему разумению другое: «Молодая женщина в тайне от мужа своего приимет во чреве».
А написал он так, потому что ему показалось, что так должно быть: молодая женщина, которая без ведома мужа жила с другим, может родить, хоть она и не жена этого мужчины, но чтобы дева родила – это невозможно.
Таков ум человеческий, но не Божий.
И поскольку наступил вечер, он отправился отдыхать. А когда пришел утром в свою комнату, где работал, то нашел снова написанным, да еще красивее: «се, Дева во чреве приимет…». И удивился он, спрашивая себя: «Кто же вошел этой ночью ко мне, удалил мой смысл и написал иначе, чем я?» И во второй раз соскоблил с тонкой кожицы то, что решил Святой Дух: «се, Дева…», – и написал: «Молодая женщина в тайне от своего мужа…» И стал переводить дальше, до вечера, и тогда помысл сказал ему: «Ну вот запру я комнату, повешу замок, и тогда посмотрим, кто войдет сюда и сможет опять стереть то, что написал я!» И пошел отдыхать.
Когда он пришел на третий день, то нашел написанным во второй раз, еще ярче и красивее: «се, Дева во чреве приимет…», – и испугался, потому что знал, что дверь была заперта, и сказал себе: «Кто же смог стереть этот текст, который вставил я, и снова написать, как было раньше?» И дерзнул в третий раз стереть это, и тогда схватил его за руку архангел Гавриил, и он в страхе пал на землю.
– Стой, Симеон! Тебе что, кажется, что это невозможно у Бога? То есть Бог, Который вначале создал женщину из мужчины без мужчины – ибо Адам родил женщину из своего ребра без вмешательства женщины, – не может вывести Мужчину из Девы без мужчины и чтобы Она не нарушила печатей Своего девства? Итак, поскольку ты не поверил слову Господа, которое исполнится в свое время, вот, будешь жить и не умрешь, пока не увидишь своими глазами Христа Господа и не осяжешь Его своими руками.
Тайна длиною в жизнь
А было тогда Симеону, как я сказал вам вначале, 77 лет. И от фараона Птолемея Филадельфа до Пришествия Господа прошло 283 года. Они вместе с 77-ю и составляют 360 лет. Столько прожил Симеон Старец.
И был тогда страх в Иерусалиме, ибо столько поколений людей умерло, а этот человек всё живет не по законам естества, а по чуду Божию, и люди дивились. Ибо он был связан и никому не говорил тайны, которую знал. Однако тогдашние ветхозаветные книжники знали, что он живет уже 360 лет, тогда как в то время никто из людей не жил столько.
По составу своего естества, некоторые из людей сегодня живут до 130–140 лет, но чтобы дольше – нет. Итак, великим чудом было увидеть 360-летнего человека в период от Давида до Христа, ведь царь Птолемей жил примерно через 600 лет после Давида!
Этого святого Симеона, которого Бог связал словами архангела Гавриила, чтобы он не умирал, пока не увидит Христа Господа, в храме Иерусалимском и книжники, и архиереи называли «Симеоном бессмертным», поскольку думали, что он не умрет никогда. И спрашивали его:
– Доколе же ты будешь жить?
А он отвечал:
– Доколе пожелает Господь.
Однако не открывал тайны, что Господь связал его.
Возникновение праздника
Когда Пресвятой Бог наш, родившийся от Пречистой Девы Марии, пришел во плоти на 40-й день в храм, по предписанию еврейского закона, чтобы принести в очистительную жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных, то этот святой и праведный человек – ибо сегодняшнее Евангелие говорит, что он был праведным и богобоязненным2(см.: Лк. 2: 25), – пришел в храм, побуждаемый Духом Святым. Дух Святой сказал Симеону:
– Старче, связанный по костям этим дряхлым, иди теперь в храм и взгляни на Того, о Ком 283 года назад ты не поверил, что Он родится от Девы! Иди и посмотри на Него, иди и возьми Его в свои объятия и будь Им отвязан, ибо это Он тебя связал через архангела Гавриила!
И Симеон пошел в храм Соломонов.
А там стояли тысячи евреев с 40-дневными младенцами, пришедшие для очищения. Но когда вошел старец Симеон, сгорбленный и весьма согбенный, с ослабевшими зрением и слухом, то из того места, где стояла Матерь Божия – среди стольких тысяч женщин и мужчин, – вспыхнул луч света, подобный солнечному. И по этому сияющему лучу пошел он к Матери Божией. А Спаситель в объятиях Матери Божией сиял, подобно молнии. И когда увидел Его старец Симеон, то взял Господа на руки и со слезами сказал:
– Теперь отпусти раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром – то есть отпусти меня, чтобы я с миром отошел в мир иной, – ибо видели очи мои спасение Твое3 (ср.: Лк. 2: 29–30). Ведь Ты пришел спасти мир, «ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов»4(Лк. 2: 30–31). «Ты пришел спасти не только евреев, но все народы мира!» А еще он сказал:
– Свет к просвещению язычников…
То есть через Этого Младенца откроется свет всем народам земли. А в конце он сказал:
– …и славу народа Твоего Израиля5 (Лк. 2: 32).
Потому что Спаситель происходит по плоти из рода Давидова и Авраамова, то есть из рода еврейского. И Он – слава этого народа.
И, сказав это, старец скрылся из виду там, в храме. Потом его останки похоронили рядом с храмом, а впоследствии римский император перенес их в Константинополь.
Очистительная жертва
Но почему же женщины на 40-й день шли в храм, чтобы принести Богу очистительную жертву? Существует ли этот закон и в Законе Благодати? Да, существует, потому что в Ветхом Законе Моисей сказал в Левите: «Всякая женщина, которая зачнет и родит… нечиста»6(Лев. 12). До 40 дней пусть не ложится с мужем своим, а на 40-й день пускай принесет младенца в храм, чтобы воцерковить его, и пусть ее окропят агиасмой, а она принесет Богу очистительную жертву, и потом уже может войти в церковь.
Так было в Ветхом Законе, и тот же порядок установлен в Законе Благодати. Однако соблюдается ли он в Законе Благодати? До наших ушей доходило, что нет. Приходили к нам люди на исповедь и говорили, что у мужей не хватает терпения, а женам ничего не остается делать, и они не хранят чистоты до 40 дней. А это большой грех.
Поэтому дети, которые рождаются от таких смешений, когда муж сочетается с женой, пока она не очистилась, рождаются слепыми, рахитичными, с мягкими костями и безо всякого счастья в жизни. Это наказание Божие за то, что у них не было воздержания хотя бы на 6 недель, пока женщина не очистится от следов своих родов.
Так что возьмите в пример праздник Сретения и помните об этом, чтобы сатана не искушал вас не соблюдать чистоту после рождения ваших детей, ибо вы подпадете под клятву и будете иметь лишения и скорби в жизни сей, а на том свете – муки вечные.
Ибо в законе о браке тоже есть мера очищения. Так что не развязывайте узды – ни муж, ни жена, – как скоты, хотя и у тех есть свой порядок. Покуда жена находится в периоде своей нечистоты, мужу нельзя ложиться с ней; также и 40 дней после родов, пока она в очищении, нельзя; ни в праздники, посты, воскресенья и так далее. Это мера очищения для всех, и если она не соблюдается, мы из этого болота отправимся на дно адово.
Но зачем же ей надо приносить двух птенцов голубиных, а более богатым – агнца непорочного, не слепого, не имеющего никакого другого телесного порока? Это символ Христа совершенного, Агнца Божия. И символ совершенства нашей жертвы, принесенной Богу, которая должна быть чистой, не запятнанной воровством или иными грехами.
А самый бедный приносил в жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных. Почему же бедные приносили в жертву голубя? Потому что голубь – это птица, которая очень любит свою супругу, а она – его. Велика любовь между голубями. Так должны жить и муж с женой – в великом единении, великой любви, великой кротости. Ибо Христос говорит: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»7(Мф. 10: 16).
А что еще делают голубь, даже если он дикий, лесной, и горлица? Если умерла его жена, он до конца жизни уже не женится. Точно так же и горлица. Поэтому святой Ефрем и говорит о монахах так: «Почему же, монах, со вдовой горлицей сравнил тебя пророк, которая никогда уже супруга не ищет, но держится долин и пустынь, ища покоя? Таким должен быть и монах: всегда безбрачным, всегда ищущим Христа».
Так же поступает и дикий голубь: после того как умрет его жена, он летает по горам, холмам, полянам, долинам и плачет по своей жене. Но уже не женится на другой и никогда не садится на зеленую ветку, а всегда на сухую.
Я ходил с овцами – я ведь был пастухом в горах – и лет 10 назад у подножия одного холма наблюдал за дикими голубями. Может, они тоже были одинокими, потому что сколько раз прилетали, всегда садились на верхушку одной сухой березы. И я удивлялся: почему же они сидят на сухой, ведь кругом весь лес зеленый! А вот почему они сидят на сухом дереве: это тайна и символ. Ибо говорит Великий Василий, что у всех тварей Божиих мы всегда учимся мудрости. Ведь весь этот осязаемый и видимый мир – школа для наших словесных душ.
Знаете, почему голубь и горлица не сидят на зеленом дереве после того, как умрет их супруг? Зеленое дерево – это символ человеческой услады, ведь то, что зелено и здорово, живет в услаждении веком сим, а сухое дерево – это символ того, что жена, после того как умер ее муж, больше не услаждается с другим супругом. Пускай сидит на сухой ветке! Это символ сухости, голода, жажды, мук, изнурения – так говорят божественные отцы.
Голубь, сидящий на сухом дереве, показывает нам, чтобы мы иссушали себя постом, слезами, уничижением, голодом и жаждой. Жена, у которой умер муж, пускай молится, проводит жизнь чистую и честную, и удостоится великого блаженства, если пребудет так до конца жизни. Если же не может, тогда, по увещанию великого Павла, может выйти замуж, но лучше, если останется незамужней и пребудет в посте, молитве, голоде и жажде, труде и утомлении, плача по Христу, чтобы Он привел нас не к единению телесному, а к духовному и к радости той нескончаемой на небесах.
Благословение
Почему Евангелие говорит, что старец Симеон благословил праведного Иосифа и Матерь Божию?8(см.: Лк. 2: 34) Согласно некоторым историкам, он был священником Ветхого Закона; другие говорят, что нет, но был человеком праведным, старым и святым. Однако впоследствии он являлся некоторым святым, одетый в священническое облачение, которое носили по уставам Ветхого Закона, и с зеленым посохом в руке, свидетельствуя этим, что он был священником.
А кого благословляет Симеон? Матерь Божию и Младенца, Которого Она держит на руках. Вы видите смирение Христово? Видите Его благость безграничную? Он дает благословить Себя человеку праведному. Тот, Кто благословляет все народы земли и все нивы, все виноградники, и все вотчины, и всё, что обитает в воде, воздухе и на земле, позволяет благословить Себя человеку, имеющему благодать священства. Видите, как велико священство?
Дух Святой подает благодать священства людям, но учит нас, что Сам Бог смирил Себя, позволив благословить Себя священнику, праведному Симеону. Сегодня Бог Слово, сотворивший небо и землю, приходит, соделывается Младенцем в смирении и кротости и молча дает благословить Себя священнику Ветхого Закона. Насколько же больше тогда священник Закона Благодати? У меня не хватило бы времени рассказать вам об этом. А мы, проходя мимо священника, можем и не поздороваться с ним.
Знайте, что архиереи и священники в мире сем являются источниками благословения. Блажен и треблажен, кто всегда желает быть благословленным от архиерея и священника!
Когда проходишь мимо священника, даже если он далеко, сними шапку с головы, подойди и скажи:
– Благослови меня, отче святый!
Ибо говорит божественный Златоуст: «Священнику надо только уста открывать, а благодать делает всё». И еще говорит он же: «Свят язык священника и пресвяты уста его».
И когда ты подошел к нему и он тебя благословил, Господь наполняет тебя всем благословением Духа Святого, ибо это не он благословляет, а Дух Святой, Которым он облечен.
Вот какой пример подал нам Спаситель в нынешний праздник. Он, благословляющий всех святых и архиереев, всех святых ангелов, благословляется на земле священником! Честным старцем!
Христиане — Богоносцы
Кого держит святой Симеон в своих объятиях? Младенца. А Кто Этот Младенец? Это Тот, Кто держит в Своих объятиях в равновесии небо и землю, и все небеса небес, и все воздухи, и пучины, и ветры, и горы, и все чины горние, и всю тварь дольнюю, – а теперь Он со смирением приходит, чтобы Его взял в свои объятия немощный старец, с воздыханиями и в уничижении ждавший Его Пришествия 360 лет.
Вот до чего нисходит благость и милость Бога, что Он желает быть благословленным от человека, Он по бескрайней Своей любви хочет, чтобы Его носил человек, чтобы и мы со временем возжелали Его благословения и носили Бога. Разве только старец Симеон носил Его? Мы носим Его больше, чем святой Симеон.
У души человека – образ и подобие Божии, ибо у него имеются ум, мысль и слово. Ум наш, наша душа являются образом и подобием Бога, Который находится в уме и сердце и излиялся на всё естество плоти, как огонь на железо, как показывает божественный Иоанн Дамаскин. Итак, каждый христианин, который омылся в храме и облекся во Христа, – как поет Церковь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа!», – носит в себе Христа. Мы потому все называемся христианами, что носим Христа в себе, и с нами Бог Слово и вся Святая Троица.
Святой Симеон носил Его в объятиях, а мы всегда носим Христа в своем сердце и уме. Мы все богоносцы, как сказал святой Игнатий, ибо когда император Траян спросил его: «А почему ты так называешься – Теофор?» (то есть «богоносец»), он ему ответил:
– Не недоумевай, император! Я называюсь богоносцем, потому что ношу Бога в себе; ибо все христиане, которые крестились, носят в себе Бога.
Итак, если мы носим Бога в себе и если это правда и никто отрицать этого не может, тогда каким же должно быть наше поведение, какими должны быть наши мысли, какими должны быть наши слова, какие движения мы должны совершать? Чего не знает Бог, Который в нас и Которого мы носим до смерти? Чего Он не знает из нашей жизни? Ведь Он сказал Иову: «Кто же сей скрывающий от Меня совет?».
Какой совет? Совет сердец. Об этом пророчествовал святой Симеон. Ибо, произнеся вышесказанное, он сказал Матери Божией:
– Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле9(Лк. 2: 34).
Что же это за падение и восстание во Христе? Все хулящие Его отпадут от Него, ибо добровольно отделяются от Его любви.
А потом, что он еще предсказал Божией Матери?
– И Тебе Самой оружие пройдет душу10(Лк. 2: 35).
Когда же меч прошел через сердце Богоматери? При Святых Страстях Господних. Матерь Божия родила по закону естества, но в то же время превыше естества, ибо не испытала боли. Однако ту боль, которая должна была быть у Нее при родах, Она перенесла при святых и престрашных Страстях, когда увидела Спасителя распятым, испытывающим неописуемые мучения и умирающим. Итак, меч прошел через Ее сердце не при родах, поскольку Она никогда не знала мужа и потому родила без боли. Но муки рождения Ей надо было претерпеть при Страстях Господних, чтобы быть Причастницей Его мук и страданий.
Христос пришел для низвержения и сдерживания. Все, кто противятся, все, кто богохульствуют, все, кто порочат Его заповеди, отпадут от Него. А все, кто стремятся любить Его сердцем и исполнять Его заповеди, вознесутся, по Его любви, в обители, превысшие небес.
Из этого праздника следует запомнить, что надо соблюдать чистоту после рождения детей до 40 дней. А если которая останется вдовой, пускай «сидит на сухом дереве».
Если же не сможет воздерживаться и выйдет замуж, пускай выходит за мужа-христианина, который не оставляет супругу запутавшейся, и чтобы у них было венчание. Но только венец не возлагается во второй раз на головы тех, кто вступают в брак во второй раз, по установлению святых отцов.
Будем же, далее, желать благословения священников и архиереев, ибо Сам Бог сошел свыше, чтобы быть благословленным святым священником Ветхого Закона.
О сомнении
Мы никогда не смогли бы говорить о сомнении больше, чем сегодня, однако времени нет. Почему же святой Симеон Старец страдал 283 года, прошедших от фараона Птолемея до Христа? Потому что усомнился. Не поверил, что Христос может родиться от Девы. И Бог дал ему епитимию жить еще 283 года, чтобы увидеть Рожденного от Девы.
Так сомневался и Авраам. Ибо когда Господь сказал ему: «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение», – Авраам сказал: «Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?» Тогда Господь сказал Аврааму: «Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет»11(Быт. 15: 7–8, 13).
Однако он пробыл в плену целых 430 лет. Поэтому Моисей и спросил: «Почему же, Господи, прошло больше 400 лет, ведь годы уже исполнились?» И Бог отвечал: «Годы исполнились, но грехи народа – нет». Итак, вместо 400 лет Он дал им епитимию сидеть в плену 430 лет.
Но почему Моисей не умер в земле обетованной, но на горе Нево? Ведь Моисей, водивший народ тот, был самым кротким человеком на лице земли, как говорится в Числах: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле»12(Числ. 12: 3).
Из-за одной ошибки он не вошел в землю обетованную, за одну ошибку его наказал Бог, чтобы он не перешел реку Иордан: из-за того, что он засомневался на скале Рафидим. Ибо Бог сказал ему: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его». И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» И затем Моисей поднял руку и ударил по скале жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. Тогда Господь сказал Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему»13(Числ. 20: 8–12).
«По мнению р. Йосефа Херца14Главный раввин Британской империи (1913—1946), автор популярного комментария к Пятикнижию. (здесь он опирается на толкование Раши15(крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из классических комментаторов Танаха; духовный лидер и общественный деятель еврейства Северной Франции)), если бы Моисей «приказал скале, и она подчинилась бы ему, дав поток воды, чудо вышло бы на другой уровень — тот, которого требовал от Моисея Всевышний. Бог Израиля хотел, чтобы народ, увидев, что неживая природа подчиняется слову пророка, сделал бы простой вывод: «Если камень подчиняется приказу Моисея, то тем более он всегда подчинится приказу Всевышнего. Если будет на то Его воля, то в любом месте разольются потоки воды — нужно только верить и следовать приказам Бога Израиля, ибо Он превращает камень в воду, чтобы дать благо Своему народу, требуя лишь понимания происходящего и благодарности».
Т.е. можно сказать, что из-за этого поступка Моисея, Израиль лишился поистине Божественного дара — дара, которым обладал безгрешный Адам, — словом преображать этот мир. И это, конечно, отразилось на всей последующей судьбе народа Божьего.»
(В. Киров)
Так засомневался и Фома в Воскресении Христа, и Христу пришлось некоторым образом упрекнуть его: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие»16(Ин. 20: 29).
Таким образом, Христос установил десятое блаженство после Воскресения, чтобы укрепить веру тех, кто не видит и верует, каковыми являемся и мы и каковыми должны быть все христиане до конца. Что же говорит апостол Иаков? «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих»17(Иак. 1: 8).
Сомневающийся человек, который говорит: «Существует ли Бог или нет? Существует ли ад или нет?», похож на облако, которое сатана носит как захочет, ведь он не верит в существование Бога твердо, решительно. Поэтому сатана и ведет его куда угодно.
Что говорит Писание? «Вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять»18(Пс. 49: 16–17).
И еще Он говорит в псалмах: «Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя»19 (Пс. 49: 21). А Христос сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их»20(Мф. 7: 13–14). Многие ходят на танцы, тех, кто идет к лучшему по узкому пути, мало. Всё, что хорошо, встречается редко.
Если не будем веровать, что имеем Христа в себе и что Он живет в нас и знает и наши слова, и наши мысли, и наши дела, будем мучимы во веки.
Спаситель Христос и Его Пречистая Матерь да помогут нам всем не забывать, что мы всё время несем Его в себе.
(Архимандрит Клеопа (Илие), перевод с румынского — З. Пейкова, ред. N.E.W.O.D.)