«Ветхий» новый человек
«Для одних Рай будет позади, а для других – перед глазами. Разделение это существует доныне.»
(Протоиерей А. Ткачёв)
«Мост, по которому мы все переходим, — прощение виноватых, и если не прощаешь виновного, — разрушаешь мост, по которому ты должен был пройти.»
(Старец Иосиф Исихаст)
«– Мне нелегко прощать других, геронда.
– Ты не хочешь, чтобы Христос тебя простил?
– Хочу, геронда. Как же не хочу?
– Тогда, почему ты сама не прощаешь других? Подумай хорошенько, ведь этим ты сильно печалишь Христа. Он простил тебе долг в десять тысяч талантов, а ты не хочешь простить другому сто динариев. Говори в своём помысле так: «Как возможно, что Христос, Который не имеет греха, постоянно меня терпит, а ещё терпит и прощает миллиарды других людей, а я не прощаю одну единственную сестру?»
(Прп. Паисий Святогорец)
«Наша цель – не осудить зло, а исправить его. Если человека осудить, то он может прийти в полное расстройство, а если проявить понимание и поддержать его, то он спасется. Нужно встречать грешника с любовью и с уважением относиться к его свободе. Когда в семье кто-то роняет вазу со стола и она разбивается, нас обычно охватывает гнев. Но если в эту критическую минуту мы, проявив понимание и прощение, станем выше всего, что произошло, то приобретем и свою душу, и душу нашего брата. В этом и состоит вся духовная жизнь: одно движение ввысь среди испытаний скорбями, один переход от негодующего эгоизма к пониманию любви.»
(Прп. Порфирий Кавсокаливит)
«Сострадай тому, кто не имеет. Не осуждай его за то, что он не имеет, что он грешный, злой, лукавый, болтливый, вор, блудник и лжец. Если приобретешь это познание, никогда не сможешь никого судить, даже если видишь его смертно согрешающим. Ибо сразу говоришь: “Нет у него, Христе мой, благодати Твоей, поэтому он согрешает. Если Ты уйдешь и от меня, то сделаю еще худшее”. Он – нищ. Как же ты требуешь, чтобы он был богат? Дай ему богатство, чтобы оно у него было. Он – слеп. Дай ему глаза, чтобы он видел.»
(Старец Иосиф Исихаст)
«Некий преподобный просил и молил Бога сжалиться над осуждающими. Раз, два, три и четыре раза воссылал он моление о сем к Богу. Бог, видя такую молитву, ежедневно воссылаемую Ему (преподобным), удостоверяет его следующим чудесным образом в том, что возношение наветников (т.е. осуждающих ближнего своего) есть мерзость пред Богом. Посылает Бог ангела собрать на одно блюдо (изображения) всего того, что происходит от возделывания наветниками зла своего. Собрал все это (ангел) и, держа все в руках своих, принял образ человека, делая вид, что хочет пронести сие мимо преподобного. Преподобный же, когда ангел приблизился, отвернул от него лицо свое. Ангел сказал: «Отчего, авва, отворачиваешь ты лицо твое?» Говорит преподобный: «Не в силах выносить я сего смрада и зловония». Говорит ангел: «Ты и на малое мгновение не в силах вынести такого зловония, как же просишь, чтобы Бог ежедневно выносил его пред Лицом Своим? Т. е. не отвращал бы Лица Своего от мерзких молитв осуждающих и от душ их? Уже одно долготерпение Бога, с которым Он долготерпит подобному зловонию, есть великое милосердие Божие…»
(Прп. Нил Мироточивый)
«Чрезвычайную важность имеет этот день (Прощеное воскресенье — ред.), когда мы искренно просим друг у друга прощения. Когда это прощение дано с обеих сторон, то душа чувствует себя свободной и полна мира. И это условие свободы и мира страшно облегчает Пост… И к этому дню приготовьте себя, чтобы выбросить из сердца и ума всякую тень раздражения против брата…»
(Архим. Софроний Сахаров)
Что-то постоянно не так..
Есть известное изречение, что первородный грех – единственный из христианских догматов, доступный непосредственному наблюдению.
Люди самых разных убеждений соглашаются, что с миром что-то глубоко не так…
Буддисты полагают, что существование – это страдание, и хотят уйти от него в Нирвану; марксисты рвутся этот мир переделать; гностики (всех видов) полагают, что он изначально плох и хотят сбежать из него в чистую духовность; христиане говорят о том, что он был создан благим и пал.
Атеисты используют это состояние мира, чтобы отрицать благого Бога; аргумент “от зла” самый серьезный в атеистическом наборе, фактически, единственный серьезный аргумент. У него есть, однако, особенность, благодаря которой он, похоже, указывает совсем в другую сторону. Зло есть некая порча, что-то недолжное, что-то, на что мы реагируем словами “так не должно быть”.
Но тогда, чтобы говорить о зле, мы должны признавать что-то, что должно быть противоположным состоянием, тем состоянием мира и человека, которое нарушено злом, цель, мимо которой промахивается мир, путь, с которого он сбился.
То есть, что тогда «не зло»? И кто это определяет?
Мир и человек могут уклониться от своего подлинного предназначения, только если это предназначение существует: вы не можете сбиться с пути, если никакого пути нет. Но если это так, то есть Тот, кто предназначает, воля и замысел, начертавшая путь, с которого мы сбились.
Чтобы говорить о зле, мы должны признать две реальности – в основании мира лежит благая воля, которая задает его предназначение, то, каким он должен быть; мир от этого предназначения отпал.
Как произошло это отпадение? У нас есть не только библейское повествование о падении Прародителей, у нас есть непосредственный опыт – мы повторяем это падение семь раз на дню, когда поступаем не так, как должны. У нас есть свобода выбора, и мы традиционно выбираем неправильное.
«Марионетки»
Нам часто приходится слышать от них: «Для чего Бог создал человека свободным, ведь Он же знал, что человек согрешит?»
Поразительно, что это говорят те, кто считают человека самостоятельным и способным своими силами, с наукой, но без Бога, построить новый мир, те, кто считают человека свободным, упрекают Бога в том, что Он не создал нас марионетками, которые не в силах сами определить свой путь на земле.
Совершенно иначе говорят об этом Св. Отцы. Бог, говорят они, дал человеку «самодержавие», т. е. возможность жить на земле самостоятельной жизнью. Он создал нас для творчества, а не для того, чтобы мы были марионетками в Его руках. Человек может жить в Боге и исполнять Его волю, а может не делать этого. Человек мог впасть в грех, но мог и не совершить его.
В жизни духовной нет принуждения, оно существует только в жизни мирской, где нас могут заставить сделать что-либо вопреки нашей воле и даже лишить жизни за неисполнение того, что нам навязано.
Обычно говорят, что Бог наказывает нас за непослушание Его воле, но в действительности это не так. Сотворив человека, Господь поставил его в определенные условия и подчинил нашу природу определенным законам. Заботясь о нашем благе, Он предупреждает нас о тех последствиях, к которым неизбежно приведет человека нарушение этих законов. Давая человеку, жившему в раю, заповедь – не вкушать плодов от древа познания, Господь не сказал ему: «В онь же Аще день снесте от него, Аз умерщвлю вас». Так, несомненно, пригрозил бы человек, но Господь сказал: «В онь же Аще день снесте от него, смертию умрете»1(Быт. 2:17). Что значит: «Если ты пойдешь по пути нарушения закона, ты сам себя накажешь».
Это подобно предупреждению, которое мать делает своему ребенку, когда он тянется к огню. Если он коснется огня, то не она обожжет его в наказание за непослушание, но он сам обожжется, ибо таков закон жизни.
Так и Господь предостерегал Адама от нарушения закона. Нельзя касаться того, до чего ты еще не дорос духовно. Древо познания добра и зла было пищей совершенных, вкушение которой требовало от человека приготовления и подвига. А Адам захотел без подготовки, без труда и подвига вкушать от плодов этого дерева, чтобы сразу уподобиться Богу, ведающему доброе и лукавое.
И результат последовал естественно, как ожог следует за прикосновением к огню.
Нарушив заповедь, Адам оплакивает свой грех так же, как плачет ребенок, ожегший руку об огонь. Поэтому напрасно говорят, что Господь будет судить нас и накажет нас за наши грехи. Это неверно: каждый получит естественное воздаяние за нарушение божественного закона, которому Господь подчинил человеческую природу.
Новый Человек
Если вещь ломается и ее чинят, это уже не будет новая вещь, подобно этому и первые люди своим покаянием не могли возвратить себе первозданную красоту. Они уже не могли стать новыми, такими, какими они вышли из рук Творца в день творения. И не потому, что Бог захотел их наказать, но потому, что сами они своим грехопадением нарушили созданный Богом порядок своей природы. Для того, чтобы восстановить его, нужно было создать нового человека.
Бог – Отец, по безмерной любви к Своему творению, послал на землю Единородного Сына Своего, Который Своим рождением принес людям жизнь и воскресение.
Вместо ветхого, испорченного Адама, который сам повредил свое естество, Он создает новое творение – Нового Адама. Во Христе и мы – новая тварь. И этому новому творению Господь принес все новое. Он дает ему новую заповедь: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть»2(Лк. 6:36).
В Новом Завете, сохраняет свою силу закон свободы и самостоятельности: «Иже веру имет и крестится, спасен будет», – сказал Господь3(Мк. 16:16).
Так же, как и в Ветхом Завете, Бог не предъявляет человеку условий, не заключает с ним юридическую сделку: «Сделай то-то и то-то, и Я спасу тебя». Нет! Спасение и погибель человека – это не суд по особому назначению, а естественное воздаяние.
Господь не является ни мстителем, ни судьей, а милостивым Творцом, пришедшим на землю, чтобы создать новое творение. И здесь, в условиях этого нового творения, так же как первый человек в раю, мы не являемся безвольными куклами. Господь не берет в руки бич и не гонит нас силою в рай или ад, как это часто делают своей проповедью некоторые люди.
Начинаются дни Святой Четыредесятницы, и в эти великие дни хорошо бы вспомнить о нашей свободе.
Хорошо бы в душевной «тихой комнате» пережить тоску по Отчему Дому, и где-то в глубине нашего сердца плач Адама по утерянному раю, томление по небесной радости, по чему-то бесконечно большему чем все, что нам может дать этот мир.
Мы, конечно, можем – как некоторые это и делают – объявить эту тоску иллюзией, мир — Матрицей и решить, что человек – это не принц в изгнании, а обезьяна, которая, в силу какого-то случайного эволюционного сбоя, приобрела странные потребности, выходящие за рамки биологического – плодиться, чтобы пожирать, и пожирать, чтобы плодиться. Мы можем подавлять в себе эту тоску, ни на минуту не оставаясь в тишине и забивая всю свою жизнь хоть чем-нибудь – работой, развлечениями, политикой, препирательствами, скандалами – чем угодно, лишь бы не оставаться наедине с собой, потому что современного человека не гаджеты, ТВ и наушники, а.. тишина оглушает. Её просто невмоготу терпеть…
Но мы можем в какой-то момент успокоиться, остановиться, дать волю слезам и оплакать свою горькую потерю: “Раю мой, раю!” И тогда, с помощью Христа, мы обретем надежду вернуться домой.
(С. Худиев, К. Ванечкина, ред. N.E.W.O.D.)