Псалтирь
Новый перевод статьи коптского монаха Матфея Бедняка.
На русском публикуется впервые.
«Псалом — радость боголюбцев, он отгоняет празднословие, прекращает смех, напоминает суд, возбуждает душу к Богу, сликовствует с Ангелами.»
(Ефрем Сирин)
«Один человек говорит:
(Варсонофий Оптинский (Плиханков))
– Читаю я, читаю Псалтирь, да ничего не понимаю. Так я полагаю, что мне гораздо лучше положить эту книгу на полку.
А старец ему говорит:
– Нет, не надо.
– Почему же? Я ничего не понимаю!
– Да бесы понимают. Они понимают, что там про них говорится, не могут вынести и бегут. Следовательно, чтением Псалтири мы прогоняем от себя бесов.«
«…Имеющим уста, день и нощь отверстые на песнословие Божие, с готовностию отверзается сокровище небесных благ.»
(Нил Синайский)
«Требуется подвиг и великая бдительность, чтобы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, чтобы в молитве нашей к благовонию не примешивалось зловоние. Ибо Господь гнушается сердцем с нечистыми помыслами. Закон говорит: «Не паши на воле и осле вместе» (Втор. 22:10), то есть с помыслом чистым и нечистым не приноси молитвы.»
(Серафим Саровский)
«Путь к блаженству указан нам высоким любомудрием в псалмах, и путеводимых ими на высоту возводит он всегда к тому, что еще важнее и выше в добродетельном житии, а именно человеку указывает возможность достигнуть такой меры блаженства, что о превышающем эту меру и разум не в состоянии по каким-нибудь догадкам и предположениям заключить что-либо, и слово не находит, что сказать о следующем за нею по порядку, да и сама надежда, которая во всем простирается далее и далее, оставляя позади себя наше пожелание, как скоро приближается к превышающему надежду, остается в бездействии, а что выше этого, то лучше ожидаемого, как свидетельствует и само любомудрие псалмопения усмотренным в нем порядком.»
(Григорий Нисский)
«Любовь к псалмопению породила монастыри».
«Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню… диавола постыждает, Бога показует… гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!»
(Блаженный Августин)
«Своим настоящим приношением миру я считаю те полтора часа, в течение которых читаю Псалтирь. На все остальное я смотрю как на развлечение: придут, несчастные, выговорят мне свою боль, ну, дам им какой-никакой совет. Поэтому я не считаю помощь своим собственным приношением: людям помогает молитва. Если бы я мог отдавать молитве все свое время, то помогал бы миру больше.
Действительно, псалмопение вместе с Иисусовой молитвой очень помогает в подобных случаях. Оно делает душу нежной, услаждает её, потому что постоянные скорби и боли угнетают душу, и она охладевает»
(Прп. Паисий Святогорец)
Открываем Псалтирь
Читая Псалтирь, я увидел, что она является источником утешения и благословения для Церкви со дней Моисея и доныне. Во все времена в Псалмах Церковь находила силу, утешение и поддержку. Прежде именно псалмы направляли Церковь.
По-еврейски “псалмы” – tehilim – значит “хваления”. Во времена Ветхого Завета само это понятие было более весомым, чем сегодня. Я говорю не о богословском значении псалмов, а о том, как мало мы к ним обращаемся. В Ветхом Завете псалмы возносились, как жертва живая – жертва хвалы и плод уст, как говорит апостол Павел1(Евр. 13:15).
В богослужениях Ветхого Завета принесение жертв занимает очень важное место. Для жертвоприношения требуются огромные усилия. Представьте, сколько труда нужно, чтобы заколоть и изжарить тысячу ягнят! Жертвоприношение сопровождается необычайно сложным обрядом, а для подготовки и обучения священников требуется много времени. Удивительно, но при этом “жертва хвалы” занимает равное по важности место в ветхозаветном богослужении.
Я не могу сейчас подробно останавливаться на том, что такое “хваление” в Ветхом Завете. Это потребовало бы от нас рассмотреть множество мелких деталей и глубоко их проанализировать – тогда у нас сложится четкая картина. Но есть одна особенность псалмов, о которой я хотел бы кратко рассказать. Псалмы, возносимые к Господу в Ветхом Завете, могут быть разделены на две группы: составленные до Вавилонского плена, так называемые “допленные”, и те, которые были составлены после – “послепленные”. Каждая группа обладает своими характерными чертами. Думаю, вы будете рады получить от меня некоторые ключи, позволяющие понять, к какой группе принадлежит конкретный псалом. Вы можете столкнуться с серьёзными ошибками в современных научных работах, где говорится, что Псалтирь была составлена лишь в эпоху Второго Храма. Это совершенно неверное утверждение, поскольку псалмы точно так же использовались для хвалений и во времена Первого Храма. Первый Храм – тот, который был до Вавилонского плена, а Второй Храм был заново отстроен уже после возвращения из Вавилона.
Псалмы охватывают эпоху почти в 700 лет. Удивительно, но несмотря на такой долгий период, они предстают перед читателем так, словно были написаны одним единственным автором. Распространено мнение, что все псалмы были составлены царем Давидом, но на самом деле в их создании участвовало множество различных авторов. Даже те, которые имеют надписание “Псалом Давида”, были просто собраны Давидом либо исполнялись им, либо использовались им в праздничных богослужениях.
В своей нынешней форме все 150 псалмов были собраны Церковью приблизительно за 300 лет до Р.Х. Когда я говорю “Церковь”, я не провожу границы между Ветхим и Новым Заветом.
Повторюсь, многие исследователи утверждают, что псалмы дописывались и в I веке по Р.Х., но это ошибка. Примерно за триста лет до Р.Х. псалмы были переведены в корпусе Септуагинты, которую мы с вами сейчас держим в руках. Как видите, все 150 псалмов в ней присутствуют.
Не оставляй молитву!
Теперь давайте поговорим о том, какое важное место занимают псалмы в нашей жизни. Мы монахи, а монах это тот, кто по собственной воле стал странником на земле. Псалмы дарят страннику утешение. Например, как прекрасно читать псалом, написанный на берегах вавилонских рек. Очевидно, он был написан во времена плена: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы»2(Пс. 136:1-2). Да, у нас с вами нет никаких арф, но наш голос это тоже музыкальный инструмент. Итак, голос умолк, радость ушла, осталась только печаль. Однако псалмы превращают нашу сердечную печаль в молитву.
Как я уже говорил, псалмы это утешение для монаха. Когда Дух Святой создавал эту книгу для святых Своих, Он задумал рассказать в ней обо всех возможных состояниях человека: радость и горе, трудности и изобилие, сила и немощь, гонение и благополучие. В псалмах описаны все обстоятельства, в которых может оказаться человек. Это книга на всю жизнь. Это верный друг, на каждом шагу сопровождающий человека во всех путях его.
Если монах положил в сердце своём быть жителем небес, тогда он всегда и во всём будет жить ради Царства. В таком случае время будет видеться ему совсем не так, как человеку мира сего, и относиться ко времени он будет иначе.
Для жителя мира сего каждая секунда имеет определенную стоимость. Он должен постоянно сражаться со временем – чтобы зарабатывать на жизнь, питаться и удовлетворять свои земные нужды. Но для жителя небес время не играет такой роли. Оно предназначено, чтобы стать чем-то гораздо большим. Час для монаха не равен пачке денег или куску хлеба. Его нельзя “конвертировать” в земные вещи. Но его возможно обменять на сокровища небесные. Эти слова могут казаться слишком абстрактными или философскими, но они крепко связаны с нашей жизнью.
Апостол Павел говорит: “Дорожите временем, потому что дни лукавы”3 (Еф. 5:6). Сказанное мною выше просто поясняет слова апостола, которые он изначально написал для людей, живущих в миру.
Дорожите временем…
“Дорожить” означает приобретать и во что-нибудь инвестировать – можно сказать, инвестировать в небесную валюту. Эта небесная валюта и есть вечная жизнь.
Я призван мою временную жизнь инвестировать в жизнь вечную. Все эти похожие друг на друга часы, ночи и дни я призван обменять на вечность.
Как это сделать? Молитвой и псалмами! Когда в некоторый час дня я начинаю молиться, я превращаю его в час вечности. Например, я могу сказать этому часу: “Здравствуй! Как твоё имя?“ И он ответит: “Я третий час дня”. Тогда я спрошу его: “Что это значит?” И он скажет: “Это время, когда солнце встаёт, и люди выходят на работу свою, чтобы заработать денег”. Я скажу: “Нет, нет! Лично для меня ты тот час, когда Господь ниспослал Духа Своего Святого. Мне нужно помолиться!”
Тогда я выхожу из земного времени, запираюсь в келье, закрываю дверь и как будто умираю – словно гусеница, которая забирается в свой шёлковый кокон и кажется мёртвой. Так же и человек, который хочет вознести хваления — монах — входит в свою келью, а возвращается уже облаченным в новые яркие одежды. Он превратил обычное земное время в преизбыток вечной славы.
Представьте себе прилежного монаха, который каждый день возносит молитвы семи положенных часов, то есть, молится целые сутки. Весь свой день он преобразует в жизнь вечную и от того радуется — ведь он делает то, что так важно для него, и чувствует, как от этих трудов его переполняет жизнь.
А что же монах, который не исполняет своего молитвенного правила? К концу дня он приходит в состояние глубокой скуки и начинает терзаться вопросами о смысле своей жизни. Он приходит и спрашивает меня: “В чём смысл жизни монаха?” И я в простоте своей, полагая, что он прилежно совершает своё молитвенное правило, начинаю долго и подробно ему отвечать. А на самом деле всё, что ему нужно — это вернуться к элементарным основам монашеской жизни.
Ему нужно, чтобы я сказал ему: “Авва, не спрашивай меня об этом сейчас. Пойди сперва в свою келью и правильно исполняй молитвы семи часов. А затем приходи ко мне месяца через два или три, и мы поговорим”. Тогда он уходит, а возвращается со словами: “У меня больше нет вопросов”. Он осознал, что монах создан для молитвы, и в молитве он понял цель в своей жизни.
Потому я говорю вам со всей откровенностью, что молитва предельно важна – особенно положенные молитвы часов. Никогда не верьте человеку – каким бы святым он ни казался – который скажет, что вполне нормально пренебречь положенными молитвами и псалмами, потому что в молитве нужно “чувствовать себя свободным”. Это лжеучитель!
Этот монах уже оступился на своём пути, потому что пренебрегал духовным правилом, а теперь хочет прикрыть свою лень и утянуть других вниз за собой.
Невозможно человеку пренебрегать молитвой и при этом оставаться в радости. Присмотревшись, вы заметите признаки беспокойства, наполняющего его жизнь. Неважно, как тщательно он скрывает их, время от времени они будут пробиваться на поверхность.
Вы можете спросить: “Авва, неужели это возможно, чтобы кроме вознесения хвалы человеку не нужно было ничем другим заниматься?” Вот что я вам отвечу: если вы сможете достичь такого состояния, то это будет вершина вашей жизни. И более того: вы должны достичь этой вершины! У вас в жизни могут быть различные обязанности, которые соперничают с молитвой и не оставляют времени для неё, но на самом деле они глубоко вторичны.
Например, монах служит привратником. Ему можно посоветовать петь псалмы, пока он стоит при дверях. Он пробует, обнаруживает в этом неописуемую сладость, и затем просто парит от счастья. Таким образом, если нам удастся завоевать время, охватить его целиком — если можно так выразиться — и полностью погрузить его в молитвенное служение, воистину мы станем как ангелы на земле. И тогда наша жизнь наполнится утешением и радостью без меры. Подумайте: вы молитесь стоя один-два часа во время полуночных хвалений, и этот малый труд доставляет вам столько удовольствия.
А теперь представьте всю чистоту и высоту той радости, которая открылась бы вам, если бы молитвы и хваления вовсе не требовали труда и возносились во всякий час дня. Что остаётся монаху в этом случае? Только отрастить крылья и улететь.
Как я говорил, не слушайте никого, кто призывает вас оставить псалмы или любую другую молитву и говорит, что это “просто рутина”. Это новое словечко, которое я слышу от людей века сего — слово, напитанное ядом, и оно исходит, как я полагаю, от дьявола. Сатана нашептывает его в уши людей, и они приходят и спрашивают: “Зачем нужна эта рутина, Авва? Это всё так скучно!”
Но на самом деле рутина – это то самое окошко, через которое в вашу жизнь будет изливаться небесное благословение. Как говорили святые, без постоянной молитвы невозможно обрести дары благодати. Насколько человек обращает в молитве своё сердце и разум ко Христу, настолько же он преображается в Его образ. Даже если сам человек этого не понимает. Это правда, особенно, если сердце свободно от бремени, которое препятствует молитве – например, от беспокойства и желаний мира сего.
Если сердце пребывает в простоте и открыто для Духа Святого, определённо, человек будет меняться через молитву.
Псалмы и откровение Божье
Бог открывает себя человеку постепенно. Например, Божье откровение о Самом Себе во времена Авраама отличалось от откровения времён Моисея, а оно в свою очередь отличалось от откровения времён Давида, которое, безусловно, отличалось от откровения времён пророка Малахии. Когда Бог открывает Себя, Он делает это через Духа Святого, Который нисходит на человека, и действует в нём соразмерно его духовному состоянию.
Потому и псалмы, которые составлялись на протяжении семи веков, различаются по глубине дарованного в них откровения. Бог использовал естественный ход времён – все эти эпохи и столетия – чтобы постепенно открыть Себя человечеству. Подобным образом и каждый отдельный человек постепенно возрастает в своих отношениях с Богом. Начало твоего пути с Богом будет отличаться от финала твоей жизни с Ним. Каждый день эти отношения обновляются, углубляются, меняются. В псалмах мы обнаруживаем соответствие разным этапам духовного возрастания человека.
Вы могли бы спросить меня: «Что же получается? Если я каждый день молюсь одним и тем же псалмом, я не возрастаю?» Но нам следует воздерживаться от таких маловажных вопросов, которые вдобавок приводят к бесполезным ответам.
Пробираясь сквозь псалмы, ты можешь встретить среди них такой, который тебе «не открывается», а затем перейти к другому псалму, который внезапно «откроется» и поведёт тебя дальше. Некоторое время ты просто стоишь перед ним и удивляешься тому, насколько ясной для тебя стала его глубина.
Что же произошло? Это не случайно. Когда ты ещё был у первого псалма, твоё духовное состояние – именно в этот день и в это время – не соответствовало ему. Но зато оно соответствовало второму псалму. Он открылся тебе вовсе не потому, что ты потратил на него больше времени или очень старался что-то из него выудить.
Это очень важно! Почему этот псалом оказался для тебя полезным? Потому что ты пребывал в таком духовном состоянии, которое необходимо, чтобы молиться в полной готовности идти туда, куда поведёт тебя Дух Святой.
Итак ты пробираешься от одного псалма к другому до тех пор, пока не находишь тот, от которого твоя душа начинает трепетать – это момент глубокого внутреннего потрясения и одновременно великой радости. Сейчас твоё духовное состояние соответствует именно этому псалму. В такие моменты ты очень много получаешь, и это тоже приводит к изменениям.
Но на следующий день ты возвращаешься к этому псалму и обнаруживаешь, что не можешь ничего получить. Ты говоришь себе: «Бедный я, несчастный! Наверно, моё духовное состояние сегодня просто ужасно!» Вовсе нет! Причина необязательно в ухудшении твоего духовного состояния. Просто в этот день псалом снова стал для тебя бесполезен. Но есть какой-то другой псалом, который ожидает тебя и который будет тебе полезен.
Ну а что же, если ты стоишь на молитве, и ни один из псалмов не открывается тебе? В таком случае нужно внимательно проверить себя: ты сейчас явно пребываешь не в Духе. Видишь? Псалмы похожи на градусник, которым пользуется врач.
Если у пациента растёт температура, это означает, что в его организм попала инфекция или инородное тело и вызывает лихорадку. Так же и мы. Если приходим молиться и чувствуем движение в сердце, это означает, что мы пребываем в Духе и можем быть уверены: молитва подарит нам необходимое насыщение.
Псалмы и Христос
Помимо этого нам нужно уяснить, что центральной фигурой, вокруг которой строится каждый псалом, является Христос. В Ветхом Завете мы называем его Мессия, а в Новом — Христос. Как я только что сказал, именно Он составляет сердцевину каждого псалма. Ты спросишь: “Как это?” Например, если псалмопевец говорит о духовном утешении, то источником этого утешения, естественно, является Мессия.
Если человек приходит к пророку в Ветхом Завете и спрашивает его: “Ты всё время говоришь нам об утешении, но так и не сказал, когда же мы обретём его”, — то пророк ответит: “Имейте терпение. Это случится, когда придёт Мессия!” Вспомните слова: “Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё”4(Ин. 4:25). Источником всякой мудрости и утешения в Ветхом Завете является Мессия. Поэтому нет ни одного псалма, где Христос не находился бы в центре внимания.
Ты мог бы сказать мне: “Авва, тебя послушать, так чтение Псалтири становится грандиозным делом!” И я отвечу: “Истинно, истинно так!” Псалтирь, как духовный отец или наставник, учит нас каждый день. Если псалмы были написаны содействием Духа Святого, кто дерзнет назвать себя духовным отцом или наставником в Его присутствии? Если Дух знает все пути твои, питает тебя и каждый день пребывает с тобой и дает новые силы, то подумай только: насколько благословен и счастлив ты!
Псалмы совершенно чётко указывает путь спасения во Христе. Бывают дни, когда ты можешь сказать: “Я так близко знаю Христа!” Ты чувствуешь радость и утешение при мысли, что Христос всегда незримо рядом с тобой. Но вот, ты согрешил. Ты начинаешь читать псалмы и видишь, что они закрыты для тебя. Они захлопываются прямо у тебя перед носом, а вся прежняя любовь исчезает.
Ты обращаешься к псалму и просишь: “Пожалуйста, дай мне напиться! Иссохла гортань моя! Сколько раз ты утолял мою жажду! Дай мне хотя бы одно единственное слово, чтобы успокоилось сердце мое!” А псалом отвечает: “Нет, поищи другой псалом”. Ты продолжаешь: “Псалом, миленький, пожалуйста, ведь раньше я так много получал от тебя!” Но он говорит: “Нет, не сегодня”. Например, это могла быть молитва “Господь — пастырь мой”. Раньше она так щедро питала тебя, и ты молился ею, пребывая со Христом, покоясь у Него на плечах, как белая, непорочная овечка. Теперь этот псалом отказывается отвечать тебе. Ты отправляешься на поиски другого псалма, но ничего не открывается тебе, кроме “Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей… Омой меня от беззакония моего”. И глаза наполняются слезами.
Тайна Псалтири
Одна из главных тайн Псалтири состоит в том, что Бог ищет человека — самую душу его, и желает, чтобы через Христа душа обновила свое общение в Нем. Именно так: ради каждого человека — или, другими словами, ради Церкви, которая, как новый Израиль, имеет послушание через Христа — Бог наполнил псалмы голосом Духа Святого. Он желает, чтобы душа каждого человека навсегда прилепилась к Нему.
В книге “Жизнь в православной молитве” я уже писал о таком образе: Бог посылает ангела, который громко трубит и тем самым призывает человека к молитве.
Молитва — это всегда ответ человека.
Никто не может начать молиться перед Богом, не ответив прежде на этот Божий призыв в своем сердце. Псалом и есть такой ангел. Это вестник с трубой! Ты можешь сказать: “Прекрасно! Значит мне не нужно вставать на молитву, пока Господь звуком трубы не позовёт меня!” И я отвечу тебе: “Нет, ты не понял”. Как только ты начнешь молиться, начнешь читать псалом и почувствуешь прикосновение Духа, ты поймешь, что это и есть внутренний призыв к молитве и одновременно разрешение свыше говорить перед Богом.
Вспомним Самуила. Он прибежал к священнику Илию и сказал: “Вот я!” “Что тебе, сын мой?” — спросил Илий. “Ты звал меня?” “Нет, я не звал тебя”. Когда это повторилось несколько раз, старец понял, что Дух зовёт отрока, и сказал ему: “Сын мой, когда Зовущий позовёт тебя, ты скажи: Говори, Господи, ибо слушает Тебя раб Твой!” Самуил сделал так, и Господь начал говорить с ним.
Ты можешь подумать: “Хотел бы я быть Самуилом! Или хотя бы жить в те времена! Тогда я своими глазами увидел бы все эти чудеса. Может быть, и со мной произошло бы что-то чудесное”. Вот что я скажу тебе. То, что ты имеешь сегодня, в сотни раз лучше того, что имел Самуил. Каждый псалом зовёт тебя! Каждый псалом приглашает встать пред Богом! Если ты должным образом прочтёшь его, должным образом воспоёшь, должным образом встанешь на молитву и откроешь уста свои в хвалении со смиренным и послушным сердцем, в готовности услышать голос Божий — ты почувствуешь этот зов.
Возлюбленные отцы, вы все почувствуете его. Воистину, вы по-настоящему ощутите божественный призыв молиться и говорить, а в это время Господь будет внимательно слушать всякое ваше прошение.
Такие разные хваления
Давайте на мгновение представим себе молящегося человека. Я вижу одного из наших братьев, который в своей келье обращается к Богу. Пока он молится, духовные нити сплетаются в прочный шнур и связывают его с Господом. Когда же он выходит на улицу, нити остаются с ним, связывая его со Христом, хотя он и не видит их. Эти нити всегда сопровождают его.
Я обращаюсь к нему: “Посмотри! Ты видишь это?” Он спрашивает: “Что?” Я говорю ему: “Вот эти золотые нити, протянувшиеся от твоего сердца. Ты видишь их?” “Я ничего не вижу”. “Дорогой брат, вот же – золотые нити. На каждой из них написано имя Господа Иисуса! Они всегда с тобой”. В абсолютно любое время я встаю пред Господом Богом, погружаюсь в псалмы и говорю с Ним, а Он тем временем говорит со мной – я сейчас не воздух сотрясаю, а говорю совершенно серьезно – и дарит мне Свое живое и действенное Слово. Небо и земля, и тело моё прейдут, но Слово, связывающее моё сердце с Богом, не прейдет никогда.
Ты можешь удрученно сказать: “Авва, в последнее время моё духовное состояние просто ужасное!” Я отвечу тебе: “Не бойся! Господь с тобою, и в тебе есть жизнь и твердость. Просто сейчас это скрыто от твоих глаз”. Ты можешь усомниться: “Авва, ты всегда находишь для меня слова утешения, но ведь это всё не про меня”. Тогда я скажу: “Нет, я уверен в своих словах. Я знаю твою прошлую жизнь и знаю, как ты общался с Богом в твоих молитвах. Твое духовное общение с Ним было настоящим. Верно ведь сказано: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает5 (Мк. 10:9). И дьяволу это не по силам. Молитва – это и есть общение с Богом, а псалмы – это линии связи. Каждый псалом – это небесное кольцо, которое обручает меня со Христом.
Хваления и прошения – всё это средство связи. И неважно, какое именно хваление: хваление радости или хваление горя. Может быть, ты обращаешься к Господу со словами: “Господи, Ты совсем забыл меня? Где же слово Твоё, на которое я уповаю? Душа моя в прах рассыпается. Глаза мои изъедены слезами. До каких пор Ты будешь оставлять меня?” Я скажу тебе: “Ах, брат, какое великолепное хваление!” Ты возмутишься: “Хваление?! Я жалуюсь Богу! Я плачу, кричу и укоряю Его!” “Нет, – отвечу я, – это хвала в высшей степени”. Хваление не состоит из одних лишь “Свят, свят, свят”, “Аллилуйя”, “Седяй на херувимех” и прочих замечательных слов.
Всякая жалоба и всякий плач – это тоже форма хваления. А всякое хваление сплетается в те самые нити, которые связывают нас с Богом, и однажды эти нити станут для нас явными. Каждая молитва, которую мы день за днём и от часа к часу возносим Богу, записывается и хранится у Него.
Уже много раз я говорил вам об этом и сейчас снова повторю: всё, что у вас есть, может быть украдено или потеряно – кроме ваших молитв! Всё, что вы приносите – неважно, заняла молитва всего пять минут или же целый час – всё сохранится в вечности.
Псалмы и Дух Святой
Псалмы – это светильник, который освещает человеку путь к Господу и являет спасение, связывающее человека с Богом: “Светильник ноге моей и свет стезе моей”. Разве ты полезешь ковыряться в масляной лампе и исследовать её части, чтобы понять, куда тебе идти? Нет, конечно. Ты возьмёшь её в руку и выставишь перед собой, чтобы она освещала дорогу впереди. Твое отношение к псалмам должно быть таким же.
Боюсь, мой пространный разговор о псалмах навел тебя на мысль, что их нужно препарировать, как на лабораторном столе, в надежде найти сокрытые в них глубины. Но я никогда не читал Писание подобным образом. Слово Божие не сокрыто, и Дух Святой не нуждается в том, чтобы кто-то изъяснял Его. Иначе это была бы трагедия! Дух Святой Сам всё объясняет человеку! Если бы Он нуждался в ком-то, чтобы изъяснять Его, то горе нам всем!
Каждый псалом это прекрасное обиталище Духа Святого, и твоя задача тихонько стоять у дверей. Ты увидишь, что Дух выходит навстречу тебе, раскрыв объятия и говоря: “Добро пожаловать, Мой дорогой гость! Как же Я ждал тебя! Заходи, заходи! Ешь и пей со Мной!” Потому псалмы настолько просты и привлекательны: они написаны Духом Святым. Нам требуется лишь немного узнать об истории и переводах конкретного псалма, и тогда мы поймем общую идею и смысл.
Не нужно мучиться до истощения разума, чтобы узнать, что Бог хочет от тебя. Необходимо лишь одно – чтобы твоё сердце было открыто и готово к чтению.
Повторюсь, чтение псалма это не умственное упражнение, которое требует системного подхода и следования строгим правилам извлечения смыслов. Всё ровно наоборот: это дар! Нет ничего сложного в том, чтобы насытиться от дара. От тебя потребуется лишь проложить путь к сердцу псалма.
Позволь мне проиллюстрировать это на примере. Представь, что псалом состоит из нескольких концентрических колец: первое – очень большое, затем внутри него ещё одно – поменьше, а затем ещё одно – ещё меньше, и так до самого центра. Внешнее кольцо – это первый уровень понимания, и каждое следующее кольцо открывает тебе более глубокий смысл. Обмолвлюсь, что первый стих далеко не всегда будет частью первого кольца. Им вполне может оказаться второй или третий. Вообще я не люблю возиться с цифрами и поверять ими духовные размышления. В центре же находится смысловое ядро – главная тайна псалма.
Прежде я уже говорил, что в центре каждого псалма стоит Христос. Так и есть, но тайна в центре псалма соответствует еще и тому дару, который он готов преподнести тебе. Псалом подарит тебе смирение, любовь, радость, утешение, ясность, покаяние, решимость – с избытком он подарит тебе множество самых прекрасных вещей! Но с самого начала ты должен сдаться ему в плен! Тогда он направит тебя к центру. Если ты попытаешься расчленить псалом на отдельные стихи, ты не достигнешь глубины. Сдавайся!
У псалма для тебя есть особый тайный путь. Каждый стих знает, как помочь тебе продвинуться дальше – в глубину, ко встрече с божественной тайной в самом центре, в сопровождении Духа, Который будет говорить с тобой.
Если ты попытаешься взять псалом силой, если начнешь спрашивать, каково точное значение того или этого стиха, то в конце концов ты превратишься в толкователя, и тебе будет невероятно сложно таким образом принять приготовленный для тебя дар. Толкование псалмов – это одно, а хваление псалмами – это нечто иное.
Повторюсь, толкование псалма – это одно, но литургическое принесение его Богу – это совершенно другое.
Если ты пойдёшь путем толкования псалмов и анализа комментариев, например, свт. Афанасия Великого или Кирилла Александрийского – а отцов, комментировавших псалмы, было великое множество – ты станешь исследователем псалмов, но ты не станешь литургистом. Ты не станешь служителем псалмов. Ты не станешь псалмопевцем!
Я специально подчеркиваю разницу между комментированием псалмов и их толкованием с одной стороны и хвалением псалмами, прославлением и служением ими с другой стороны. Первое ведёт к интеллектуальному пониманию, в то время как второе – к дарам Духа.
Псалмы и Отцы Церкви
Псалмы открывают нам поразительную картину величия и могущества Божьего, и одновременно рассказывают о Его любви, сострадании и нежной заботе. Соборное участие Церкви в хвалениях Псалтири приводит множество отдельных участников такого хваления к единению в мыслях и чувствах. Мы становимся единым телом, и открывается наше предназначение: быть едиными с Богом. Язык некоторых псалмов восходит до самых изысканных описаний Бога.
Ты только взгляни! Рассказывая о Боге, псалмопевец словно взбирается всё выше и выше, пока не достигнет наивысшей точки, и вот: будучи записанным, этот псалом служит источником радости для всех будущих поколений. Ты молишься им и потом приходишь ко мне со словами: “Авва, послушай, что я узнал о Боге!” Я говорю: “Да, конечно, расскажи!” Ты делишься своим открытием, и я отвечаю: “Удивительно! Я читал то же самое у Афанасия Великого! Представляешь? Он тоже об этом пишет!” И ты смотришь на меня в глубоком изумлении и трепете.
Кстати, святитель Афанасий был глубоко увлечен псалмами, и то же самое можно сказать обо всех Отцах Церкви. Среди них нет ни одного, кто не считал бы Псалтирь совершенно особенной книгой, свидетельствующей об отношениях, которые связывают их со Христом. Отцы обильно цитировали из псалмов. С сожалением скажу, что этот интерес к псалмам сегодня заметно снизился. Вы только подумайте! Отцы так невероятно высоко ценили псалмы, потому что научились этому у своих предшественников, которые научились этому у апостолов, которые в свою очередь научились этому у Самого Христа. Когда Христос пожелал призвать свидетеля о Себе, Он процитировал строки из Псалма: “Сказал Господь Господу моему…” Ах, как прекрасны Твои пути, Господи, и как верно и точно Ты раскрыл Себя в этих словах!
Конечно, Афанасий Великий жил в IV веке, а мы с вами живём в XX. Но если вы глубоко “вживётесь” в псалмы, то по духу вы почувствуете себя гораздо ближе к Афанасию и станете лучше понимать его. Может быть, ты даже придёшь ко мне и скажешь: “Aвва, мне кажется, что я почти стал богословом”. И я отвечу, что это вполне естественно для человека, живущего в Церкви в общении с Богом. Ведь кто такой богослов? Это человек, который видит Бога – я имею в виду, что он видит Его духовно. Богослов – это тот, кто взращивает свои отношения с Богом. Но сегодня всё перевернулось с ног на голову.
Знаете, что делают богословы сегодня? Богослов – это тот, кто пишет богословские книжки. При этом он вполне может вести распутную жизнь. “Неужели это возможно?” – спросите вы. Да, это возможно. В ХХ веке всё возможно. Но в первые века богословие было особым служением и жизнью в Боге. Богослов разрабатывал свое богословие, как плод всей его собственной жизни.
Ты можешь сказать: “Авва, из твоих слов я понял кое-что очень важное. Сегодня церковь разделена, потому что у неё нет единого видения Бога”. Я отвечу: “Именно так! Ты попал в яблочко!” Если бы наши сердца жили единым представлением о Боге, мы были бы едиными в духе, во взглядах и в мыслях. Теперь ты видишь источник этого единения, о котором мы так искренне тоскуем? Очевидно, его источник в Боге.
Если ты усердно предстоишь в своих молитвах пред Богом, и я делаю то же самое, наши сердца открываются друг другу – даже с богословской точки зрения – и Бог становится мостом между нами. Наши мысли, наши чувства, наши поступки, наши цели – всё, что только возможно, становится единым, соединяется узами любви.
Теперь понимаешь? В монашеской общине псалмы являются первым средством для устроения единства между нами. По моему опыту, когда монах пренебрегает псалмами, чахнут его отношения с Богом и с братьями, да и сам он становится ленивым к исполнению духовных правил и ощущает глубокий внутренний разлад. Он приходит и жалуется, что не чувствует взаимопонимания с общиной. Он говорит, что другие монахи не любят его, хотя я точно знаю, что это не так. Просто их сердца открыты для него, а его – наглухо закрыто.
Поэтому великая тайна, соединяющая нас на земле – это та же тайна, которая будет соединять нас на небе: Сам Бог. Псалмы позволяют нам ощутить это единство, которое однажды мы познаем на небесах.
(Подготовил С. Сарвадий, ред. N.E.W.O.D.)
Хлудовская псалтирь
Рукопись получила название по фамилии собирателя — Алексея Ивановича Хлудова.
Хлудов Алексей Иванович, 1818-1882 — московский купец, собиратель древнерусских рукописей и книг. В.Н. Лазарев датирует её приблизительно 787-815 гг. Кондаков предположил, что она была создана в Студийском монастыре. Из сохранившихся на страницах рукописи записей известно, что она находилась некоторое время на Афоне, в Лавре Святого Афанасия, а потом на о. Халки.
Киевская Псалтирь
Киевская Псалтирь — одна из лучших русских рукописных книг, написанная в 1397 году. «Киевской» она названа потому, что была написана в Киеве, хотя ее писец протодиакон Спиридоний и заказчик епископ Михаил приехали в Киев из Москвы, а в Киеве проживали полтора года, будучи в свите митрополита Московского Киприана (1390–1406). Она украшена изящными миниатюрами, восходящими к утраченному греческому оригиналу XI века. Таким образом, Киевская Псалтирь представляет интерес для изучения не только русской, но и византийской художественной культуры.
Скачать можно по ссылке: (торрент)
Bay Psalm Book
Массачусетская книга псалмов (Bay Psalm Book), изданная в 1640 году. Побила мировой рекорд стоимости одной книги на торгах аукционного дома Sotheby’s в Нью-Йорке. Псалтырь продан анонимному покупателю за 14 млн 165 тыс. долларов, сообщается на сайте аукционного дома.
Эта книга является самой старой из тех, которые когда-либо были написаны и отпечатаны на территории современных США, а также одной из самых редких.
Псалмы представляют собой метрические переводы на английский язык. Перевод их не совершенен и местами далек от поэзии. Ни один из текстов сейчас уже не используется. Однако некоторые мелодии из книги, по которым следует петь псалмы, дошли до наших дней (например, напев 100-го псалма). Тем не менее, издание книги, осуществленное всего через 20 лет после того, как отцы-пилигримы основали Плимутскую колонию, представляет собой серьёзное достижение. Книга выдержала несколько переизданий, и продолжала использоваться более ста лет.
Первые поселенцы Колонии Массачусетского залива привезли с собой несколько псалтирей: Эйнсвортскую псалтирь (1612), составленную Генри Эйнсвортом для пуританских «сепаратистов» в Голландии, Рейвенскрофтскую псалтирь (1621) и Псалтирь Стернхолда и Хопкинса (1562; несколько изданий). Колонисты, недовольные этими псалтирями, желали иметь перевод более близкий к оригиналу. Для этого были наняты «тридцать благочестивых и ученых священников» («thirty pious and learned Ministers»). Поэтому, иногда эту книгу называют «Псалтирью переселенцев».
Псалтирь Босуорта
Происходит, возможно, из церкви Христа в Кентерберри. Её часто связывают с именем Дунстана (Архиепископ Кентерберрийский, был знатного происхождения, воспитывался при монастыре в Гластонбери, где позже был монахом и настоятелем. Позже стал архиепископом Кентерберийским (959-88)). Псалтырь содержит в себе все основные тексты, необходимые для отправления ежедневной бенедиктинской службы. В местах разделения псалмов она украшена роскошными инициалами и подцвеченными строками, написанными заглавными буквами.
Псалтирь Босуорта состоит из 137 листов (274 страниц) из плотного пергамента, и собрана в листы, связанные крепкими дубовыми досками. Первые два листа, размером чуть меньше и чуть тоньше пергамента, имеют дату несколько позже, чем остальная часть.
Большой размер книги, регулярность почерка, спокойные цвета, выбранные для больших инициалов, и степенная красота проявляется в художественной работе этой книги, и можно предположить, что Псалтирь была подготовлена для особых целей, или, возможно, для использования некоторыми вельможами.
Псалтирь Ратленда. 1260 г.
Картинки, которые вы видите — «маргиналии» — рисунки и орнаменты, украшающие поля средневековой иллюстрированной рукописи, а подчас даже надпись на них, которая могла совершенно не соответствовать общей концепции оформления книги.
Например — «Апокалипсис» с роскошно выполненными сценами конца света, а на полях надпись переписчика: «как болят пальцы от холода» или «когда я наконец закончу эту главу». Широко известны маргиналы в Остромировом Евангелии.
В средневековой историографии отметки на полях рукописей могли использоваться вместо ссылок.
Первым стал использовать их ещё в эпоху Каролингов архиепископ Реймский Гинкмар.
Псалтирь Ратленда (изображения выше6Чебурашка из Псалтири Ратленда – панотий. По версии Плиния Старшего панотии жили в Скифии.) — известная английская рукописная книга середины XIII века.
Псалтирь, сарумский устав (Сарум – латинское наименование Солсбери), изготовлена в Англии, возможно в Лондоне. Около 1260 года. Латинский язык. Британская библиотека / The British Library, Add MS 62925. Psalter, Use of Sarum (‘The Rutland Psalter’). Date c 1260. Language Latin. Parchment codex. Dimensions: 285 x 205 mm (text space: 185 x 135 mm). Foliation: ff. 190. Origin: England.