Что почитать Великим постом

Что почитать Великим постом

Великий пост — время иной, насыщенной, глубинной жизни. Это не только время отказа от пищи животного происхождения, но особенный период в жизни верующего человека, когда он старается сбросить с себя все недостойное, устаревшее, обновиться, стать другим, более легким и светлым. Недаром в песнопениях пост называется «весной» (периодом возрождения, цветения) и «временем веселым».

«Пост является изумительным временем. Столетиями мысль о посте темнела. Призыв святых отцов, подвижников, духовников к тому, чтобы в течение поста совершать действительный подвиг, отречься от всего грешного, отвернуться от всего, что чуждо Богу, от всего, что было причиной и воплощения Христова, и Его крестной смерти, — этот призыв затмил нечто основное в посте. Английское слово, обозначающее пост — Lent (то же самое и по-немецки, и по-голландски) значит «весна». Это не значит — заморозки, это не значит, что время темное, мучительное настало. Пост — это время расцвета. Если бы только мы могли это помнить!»

(м. Антоний Сурожский)

Зато об этом расцвете и преображении очень хорошо помнили русские классики. Русская литература своими корнями имеет христианские основы, вся отечественная средневековая словесность была житийной или богослужебной. Многие русские писатели хорошо знали и глубоко чувствовали христианские традиции, это отразилось и в их творчестве.

Для вас, дорогие читатели, мы подобрали лучшие произведения о Великом посте — чтобы вы могли проникнуться духом этого особенного благодатного времени.

А. П. Чехов, «Студент»

Студент духовной академии Иван Великопольский по дороге домой встречает своих знакомых и рассказывает им про об отречении апостола Петра, женщины понимают, что эта история им близка и плачут от сострадания. Вот такой незатейливый сюжет в духе Чехова. Но прочитать рассказ нужно обязательно: он довольно емко и точно говорит о многих простых и вместе с тем важных и мудрых вещах. Это история о том, как сочувствие преображает людей, о том, что такое настоящее счастье (оно неразрывно с благом других людей), и, конечно, о событиях Страстной седмицы, последней недели перед Пасхой.

И. А. Бунин, «Чистый понедельник»

Известный бунинский рассказ о поиске своего места в мире. Главная героиня — настоящая загадка как для ее возлюбленного, так и, наверное, для самой себя. Читатель до конца не может понять ее сложную противоречивую натуру, и финал скорее ставит в тупик, чем проливает свет на ее загадочный образ. Удивительно порой может сочетаться в душе пламенная вера и разгульный образ жизни! В конце концов в героине побеждает именно голос совести, голос истинного призвания.

И. С. Шмелев, главы из романа «Лето Господне»

Непростая задача — взрослому человеку писать о простой детской вере! Но писатель мастерски справляется с этим. Для главного героя романа, маленького мальчика, Великий пост — особенное время, когда вокруг все становится святым.

Шмелев известен своими прекрасными описаниями бытового уклада, пронизанного православными традициями. В своем романе подробно описывает все: от постного стола до впечатлений, мыслей мальчика от великопостных служб. Для маленького героя важно все, для него даже мелочи быта одинаково священны, во всем он находит свою красоту и радость.

В. А. Никифов-Волгин, главы из романа «Дорожный посох»

Никифов-Волгин также берется за изображение детской веры, но акценты у него немного иные. Сам писатель окончил церковно-приходское училище, до 1932 года был псаломщиком в Спасо-Преображенском соборе г. Нарвы. Он прекрасно разбирается в богослужении, любит его и даже в своих детских рассказах большую роль уделяет песнопениям. Вот, как, например, переданы впечатления героя от литургии Великой субботы:

«Это было до того неожиданно и дивно, что я захотел сейчас же побежать домой и обо всем этом диве рассказать матери… Как ни старался сдерживать восторга своего, ничего поделать с собою не мог.
— Надо рассказать матери… сейчас же!
Прибежал запыхавшись домой, и на пороге крикнул:
— В церкви все белое! Сняли черное, и кругом — одно белое… и вообще Пасха!
Еще что-то хотел добавить, но не вышло, и опять побежал в церковь. Там уж пели особую Херувимскую песню, которая звучала у меня в ушах до наступления сумерек…»

Ф. М. Достоевский, главы из романа «Братья Карамазовы»

Хотя произведение напрямую и не относится к теме Великого поста, интересно было бы прочесть роман целиком или выборочно (главы «Легенда о Великом инквизиторе», «Поучения старца Зосимы»), потому что они поднимают важные проблемы. «Легенда о Великом инквизиторе» ставит вопрос о свободе воли человека, о том, может ли человек добровольно отвергнуть искушения и пойти за Христом или ему легче и привычнее, чтобы им управляли. «Поучения старца Зосимы» — это удивительный текст, полный мудрости и любви. Для меня он стал огромной поддержкой в трудных ситуациях.

Напоследок — коротенький юмористический рассказ о том, как поститься не нужно. Наш мудрый народ не зря учит: «Постись духом, а не только брюхом». Рассказ Писахова — прекрасный антипример! Многое становится ясным уже из названия. Похожий рассказ есть и у А. П. Чехова — «Накануне поста», но, в отличие от купчихи, герои чеховской истории только готовятся к посту: «Есть никому не хочется, у всех желудки переполнены, но есть все-таки нужно». Почитайте, улыбнитесь, порция доброго юмора никому не повредит и в великопостные дни!

С. Писахов, «Как купчиха постничала»

Чаепитие дворянки
Маковский, Константин Егорович. За чаем 1914 г.

Уж такая ли благочестивая, уж такой ли правильной жизни была купчиха, что одно умиленье! Вот как в масленицу сядет купчиха с утра блины есть. И ест, и ест блины — и со сметаной, с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой. И так это благочестиво ест, что даже страшно.

Поест, поест, вздохнет и снова ест. А как пост настал, ну, тут купчиха постничать стала. Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чаю-то нельзя, потому пост. В посту не ели ни молочного, ни мясного, а кто строго постился, тот и рыбного не ел. А купчиха постилась изо всех сил: она и чаю не пила, и сахару ни колотого, ни пиленого не ела, ела сахар особенный — постной, вроде конфет.

Дак благочестивая кипяточку с медом выпила пять чашек да с постным сахаром пять, с малиновым соком пять чашек да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, нет, с соком. И заедала черными сухариками. Пока кипяточек пила, и завтрак поспел. Съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких, рыжичков, тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым. Взамен чаю стала сбитень пить паточный. Время не стоит, оно к полудню пришло. Обедать пора. Обед постной-постной! На перво жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка.

На второе грузди жарены, брюква печена, солоники — сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других каш разных с вареньем и три киселя: кисель квасной, кисель гороховый, кисель малиновый. Заела все вареной черникой с изюмом. От маковников отказалась:- Нет-нет, маковников исть не стану, хочу, чтобы во весь пост и росинки маковой во рту не было! После обеда постница кипяточку с клюквой и с яблочной пастилой попила.

А время идет и идет. За послеобеденным кипяточном с клюквой, с пастилой тут и поужнала. Вздохнула купчиха, да ничего не поделать — постничать надо! Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела. Ежели неблагочестивому человеку, то такого поста не выдержать — лопнет. А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухимии ягодками.

Трудится — постничает! Вот и ужну подали. Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек, лещика фунтов на девять. Легла купчиха спать, глянула в угол, а там лещ. Глянула в другой, а там лещ! Глянула к двери — и там лещ! Из-под кровати лещи, кругом лещи. И хвостами помахивают. Со страху купчиха закричала. Прибежала кухарка, дала пирога с горохом — полегчало купчихе.

Пришел доктор — просмотрел, прослушал и сказал: — Первый раз вижу, что до белой горячки объелась. Дело понятно, доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают.

(Автор истории: Cтепан Писахов)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x