Псалом, который подскажет выход

Псалом, который подскажет выход

Псалом 10

10.1 На ГОСПОДА уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?

10.2. Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

10.3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?

10.4 ГОСПОДЬ во святом храме Своем, ГОСПОДЬ, — престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих.

10.5 ГОСПОДЬ испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

10.6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши;

10.7 ибо ГОСПОДЬ праведен, любит правду; лицо Его видит праведника.

Имя Господне

Написание слова «Господь» заглавными буквами здесь не случайно. Таким образом указано, что в оригинале используется заветное имя Бога יהוה, (предположительно читается как «Ягве»), с которым Он открылся Моисею. Псалмы в оригинале используют разные имена Бога в разных контекстах.

Это важно: если мы обращаемся к Богу как «Господу», то акцент главным образом стоит на том, что Он Господин, Повелитель. Если же мы обращаемся к Богу как к יהוה, то предполагаются такие ассоциации: «человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный»1(Исх. 34:6). А также верный Своему Завету, поскольку это имя Бога непосредственно связанно с Его вступлением в завет с Моисеем.

Много материала по теме богословия имени содержится в экзегетических беседах Златоуста на отдельные книги Библии. Златоуст считает святым и страшным всякое имя Божие, однако из всех ветхозаветных имен Божиих выделяет имя «Сущий» как святое и страшное по преимуществу. В новозаветном контексте это имя равно имени Христа, обладающему столь же чудотворным действием, что и имя «Сущий».

Согласно Златоусту, имя Божие «свято и страшно», его боятся бесы, оно совершает чудеса. Тем не менее, Златоуст подчеркивает, что существо Божие еще более свято, страшно и непостижимо, чем имя Божие: 

„Свято и страшно имя Его“2(Пс. 110:9), т.е. вполне достойно удивления. Если же таково имя Его, то не тем ли более существо Его? А как имя Его свято и страшно? Его страшатся бесы, боятся болезни; этим именем апостолы исправили всю вселенную; его употребив вместо оружия, Давид поразил иноплеменника, им совершено множество великих дел; им мы совершаем священные таинства. Таким образом представляя, сколько чудес совершает имя Его и сколько благодеяний, как оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах, превосходящих обыкновенный порядок вещей и превышающих человеческое разумение, он говорит: „Свято и страшно имя Его“. Если же оно свято, то для прославления его нужны уста святые и чистые3Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 110, гл. 7 (Цит. по: Творения. Т. 5. СПб., 1899. С. 309).

<…> Апостолы были посланы для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы наконец уверовали. Во что же уверовали? Во имя Его4(Ин. 1:12). Мы не должны исследовать сущность Его, но веровать во имя Его, так как оно творило чудеса. „Во имя Иисуса Христа, — говорит Петр, — встань и ходи“5(Деян. 3:6). Оно и само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом6Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 1, 3 (Творения. Т. 9. СПб., 1903. С. 492—493).

Сложности содержания

Одна из сложностей этого псалма заключается в прямой речи, которая вводится в первом стихе. Согласно Синодальному переводу, она тут же и заканчивается. Однако значительное количество других переводов предполагают, что прямая речь заканчивается третьим стихом. Автор настоящей статьи придерживается именно последнего варианта.

Следующая сложность связанна с «горой вашей». Значительная часть переводов, внося некоторые изменения в текст оригинала с опорой на перевод Септуагинты, предложили вариант, который всем хорошо известен из церковнославянского перевода: «улетай на гору как птица». В древнееврейском оригинале здесь отсутствует «как», и поэтому буквально последнюю часть стиха можно перевести следующим образом: «Улетай на гору вашу, птица». Как же согласовать и понять эту часть стиха?

Важно отметить, что в псалмах мы иногда встречаем переход от множественного числа к единственному и обратно, речь при этом идет об одной и той же группе людей. Например, в седьмом псалме: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих (множественное число) и избавь меня; да не исторгнет он (единственное, хотя речь идет о предыдущей группе людей), подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего»7(Пс. 7:2–3).

Дальше в этом псалме мы встречаем подобную ситуацию: «Пусть враг (единственное число) преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою и славу мою повергнет в прах. Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов (множественное число) моих»8(Пс. 7:6-7). Предположительно такой переход свидетельствует о конкретизации, о выделении одного из группы.

Важно задать еще один вопрос: кто обращается с такими словами к псалмопевцу? Некоторые исследователи предположили, что речь идет о друзьях псалмопевца. Но автору настоящей статьи более убедительным предоставляет взгляд, что такой «совет» ему дали грешники, его враги. Такое предположение следует из того, что слова носят характер скорее насмешки и издевательства, чем дельного совета. Сравнивая с псалмопевца с птицей, «советчики» тотчас говорят ему, что улетать бессмысленно, поскольку «нечестивые уже натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем». Они хотят показать псалмопевцу всю отчаянность и обреченность его положения: оставаться нет смысла, поскольку основания уже разрушены9Слово «основы» является образным для обозначения установленных обычаев, законов и образа жизни на земле. Это относится к основам общества, к вещам, на которых строится. Таким образом, разрушенные основы является указанием на анархию, которая воцарилась вследствие преуспеяния нечестивых. См.: Ross, Allen P. Commentary on the Psalms. Volume 1. Grand Rapids, 2011. Р. 340, улетать также нет смысла, потому что охотники уже натянули лук и выслеживают ее.

Выяснив это, вернемся к «горе вашей». Предположительно, псалмопевец был с группой единомышленников, и нечестивцы с издевкой советуют им убегать в «ваши горы», то есть в места, где живут праведники. А поскольку сам псалмопевец был лидером этой группы, то они и выделяют его, называя «птицей» и тем самым указывая на то, что даже и он обречен, не говоря уж о его друзьях. «Ваши» в данном случае указывает на противостояние между праведниками и нечестивыми — противостояние, которое составляет доминирующую тему данного псалма.

Выход

Выход псалмопевца из ситуации прост по своему содержанию, но труден в исполнении: «На Господа уповаю». Изложив издевки нечестивцев, псалмопевец рассказывает, как ему удается не только противостоять, но даже побеждать в этих отчаянных условиях. Его внимание предельно сконцентрировано на Боге, он готов уловить малейшие Его движения. А поскольку «Господь по-прежнему во святом храме Своем», то псалмопевец не только пренебрегает издевками нечестивых, но даже и предрекает им суд.

Мы по своему опыту знаем, как не легко всецело уповать на Бога. Когда складываются непредвиденные обстоятельства, когда трудности словно преследуют нас, мы часто начинаем искать выход не только в Боге. Духовная же зрелость псалмопевца впечатляет. Под угрозой смерти, окруженный процветающими нечестивцами, он не ищет спасения, а смело исповедует, что Господь по-прежнему сидит на престоле и поэтому и он не собирается покидать своего места.

Обращаясь к оригиналу, мы можем увидеть подсказку, как ему удалось стоять на такой высоте. Все упоминания Господа в данном псалме носят эмфатический (особо выразительный) характер. Иными словами, акцент не на псалмопевце, и даже не на его надежде, а именно на Господе. И важно даже не то, где именно Господь находится (в храме, на престоле), а то, что именно Господь на престоле.

Концентрация на Боге — «человеколюбивом и милосердном, долготерпеливом и многомилостивом» — помогла псалмопевцу победить. Важен и последний акцент псалмопевца на том, что Господь праведен. Принимая таким образом, что Бог на его стороне, псалмопевец снова и снова утверждал свою надежду на Господа.

Проходя Великий пост день за днем, понимаем, что сейчас очень подходящее время больше размышлять о Нем, Его характере и Его личности, чтобы, совершенствуясь в любви к Нему, мы смогли проходить трудности без колебаний, доверяя и искренне предаваясь Господу

(С. Парахин, м. Иларион Алфеев «Священная Тайна Церкви»)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x