«Бог у меня в душе» А.. как вы определили?
«Правило веры нашей начинается знанием, проходит чрез чувство и завершается жизнью, овладевая через это всеми силами существа нашего и укореняясь в основах его».
(Свт. Феофан Затворник)
В последнее время так часто встречаешь людей, которые говорят: «У меня Бог в душе», что уже можно сложить их обобщенный словесный портрет.
Чаще всего это люди, которые не принадлежат ни к какой конкретной вере или религии.
По большому счету они холодны и равнодушны в религиозном плане. Обилие разных религиозных течений не пробуждает в них желание разобраться, какая же вера истина.
Напротив, такое разнообразие вызывает у них скуку и отторжение. Если религий так много, значит – или они все ложные, или – напротив! — они все правильные, поэтому и не стоит в них заморачиваться.
Все религии говорят об одном и том же, так что не стоит тратить время на то, чтобы в них разбираться предметно.
По большому счету это люди равнодушные к истине. Она их не интересует. «Бог в душе», а что снаружи, это неважно.
Во-вторых, если эти люди относят себя к христианству, то это практически всегда люди не церковные, они или равнодушны к церковным богослужениям или, что даже чаще, настроены к ним враждебно.
Обо и понятно, раз Бог в душе, то зачем ходить в какие-то храмы? Бог, дескать, не во внешних действиях и сооружениях. Он живет в глубине души.
То, что такая позиция легко оправдывает элементарную лень – редко замечается.
А ведь и в самом деле – как удобно! «Бог в душе» – и дело с концом. Никуда ходить не надо. Какие храмы, какие богослужения, да еще и на ногах, да еще и по нескольку часов!.. Нет – это для глупцов и фанатиков.
Далее, такие люди, практически всегда самодовольны и эгоистичны. Первый признак эгоиста – он самовлюблен и самодостаточен.
В самом деле, если Бог находится где-то снаружи – это источник тревоги и беспокойства. А вот если Он живет в тебе самом, то – все, никаких проблем. Как говорится: «все свое ношу с собой».
Ну и наконец – это люди в духовном плане практически всегда неглубокие. Они никогда не пытались заглянуть в глубину своей души. Загнать туда «Бога» они могут, а самим заглянуть в свою душу – не удосужились.
Им кажется, что там «все в порядке». В самом деле – 👼 там же «Бог живет», как там может быть что-то не так.
И невдомек им, что Иисус Христос еще две тысячи лет описал их словесный портрет. Он заглянул в их души вместо них и точно указал, что там находится.
Увы – ничего хорошего, а уж тем более «Бога» Он там не обнаружил.
««Бог в душе» … А как ты смог пригласить Его туда? Высшее Существо, Всесовершенный Дух? Да к тому же Личный Дух, то есть Личность, имеющую Свои личные свойства, или, как говорят о людях, характер. Как ты определил, что Он там? Ты ведь совсем не знаком с Ним. Скорее всего, то, что ты ощущаешь в душе и о чем говоришь – это бог твоей души. То, что ты сам назвал богом. Твое персональное божество, по законам которого ты и стараешься жить. Вообще-то, и законы эти – твои собственные законы. И получается, что у всех людей они разные. И если на уровне третьего класса они разные у двоечника и отличника, то что же дальше?»
(Протоиерей Сергей Николаев)
Давайте присмотримся к этому словесному портрету – посмотрим, что вместо Бога, находится в глубине человеческой души:
«Ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства; кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство»1(Мк. 7. 21-22).
Судите сами – есть ли здесь, среди всех этих «прелестей», место Богу?
Как видим, Иисус Христос гораздо точнее описал портрет людей. Причем, в обобщенном виде, но он в первую очередь касается тех, кто дерзает говорить о себе: «У меня Бог в душе».
«Человек, высоко о себе мнящий, находится во мгле гордости и не имеет ни духовного здоровья, ни зрения, потому и не может разглядеть дарования, которые имеют другие люди. Как могут прийти высокие мысли от Бога, если он занят высокими мыслями о себе? Если Христос чуть-чуть повернёт у нас в голове хоть один винтик, так мы тут же станем нести чепуху. Какое уж тут высокое о себе мнение?
Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, такой человек безумец Нужно плавно спуститься на землю, чтобы найти самого себя, а иначе так и будешь парить в облаках и тратить бензин попусту!»(Прп. Паисий Святогорец)
«У бога-в-душе какие задачи? Охранять от неприятностей. Удачу приносить. Ну, еще в виде совести напоминать о том, как можно и как нельзя поступать – но напоминать не слишком настойчиво, потому что мы все равно по-своему сделаем. А смысл этих напоминаний в том, что мы должны, во-первых, правильно вести себя в социуме, чтобы проблем не заработать, а во-вторых, ощущать себя добропорядочными людьми, не теряя чувства собственного достоинства.
Кроме принесения удачи нам, желательно, чтобы бог-в-душе наказывал тех, кого мы считаем плохими людьми. Но это в принципе не обязательно, если они нас не слишком достают.
Есть у бога-в-душе еще одна побочная функция: делать нашим покойным родственникам землю пухом и вообще чтобы им там было хорошо, независимо от того, верили ли во что-нибудь они сами. Но эта функция не слишком важная, поскольку «а кто знает, что там вообще есть», «никто оттуда не возвращался» (замечу кстати, что говорящие так отрицают Воскресение Христово, даже не задумываясь об этом) и так далее.»
(Протоиерей Димитрий Струев)
Парадокс: те, кто так не говорят, кто сознают свое недостоинство и церковными таинствами смывают хотя бы часть этой грязи, никогда так не скажут. Чем больше они очищают свою грязь, тем более грязными себя ощущают.
А вот те, кто никогда и пальцем не пошевелил, чтобы смахнуть хотя бы паутину со смрадных углов своей души – те считают себя «хорошими» и, несмотря на то, что их души напоминают собой загаженные придорожные сортиры, дерзают помещать туда Бога.
И при этом чувствуют себя правыми и самодовольными.
Увы, увы – человеческое самообольщение безгранично! С таким же успехом можно ощущать себя английской королевой или наследным принцем.
Впрочем, многие люди с «Богом в душе» подсознательно – увы! – таковыми себя и считают. И с этим, видимо, уже ничего не поделаешь.
(А. Дедушка, прот. С. Николаев, ред. N.E.W.O.D.)