Наше не простое молитвенное правило

Наше не простое молитвенное правило

Кто-то с Творцом говорит утром, вечером и в каждый удобный момент. Кто-то ради исполнения правила читает утренние и вечерние молитвы, но не молится. Кто-то предпочитает опираться в этом разговоре не на молитвы, написанные отцами Церкви, а говорить своими словами. А кто-то и вовсе не находит времени на молитву. Что такое молитвенное правило, как нужно его исполнять и что делать, если все время лень? 

– Батюшка, сегодняшняя тема – молитвенное правило. Это то, без чего наша христианская жизнь в принципе невозможна. Но для нас это, наверное, самый большой камень преткновения. Думаю, что на исповеди Вы часто слышите, что, к сожалению, правило не всегда исполняют. Давайте начнем с момента, когда человек становится неофитом. Есть две крайности: либо он начинает молиться безостановочно и расшибает лбом пол, либо делает это спустя рукава. Как найти баланс?

– У нас есть уже выработанное молитвенное правило, которое печатается в молитвослове: утренние и вечерние молитвы. Из моего опыта, люди, которые расшибают голову о молитвенное правило, это обычно люди восторженные.

Через какое-то время у них происходит большой кризис и им совсем не хочется молиться.

Я знаю историю, когда одна поэтически настроенная девушка «перемолилась» и ее духовник, иеромонах, кстати говоря, вообще запретил ей молиться, чтобы как-то разрешить этот кризис. Сейчас она сама монахиня, так что для нее все хорошо закончилось.

Но чаще проблема в лени. Обычно люди начинают с малого. Есть правило Серафима Саровского: три раза «Отче Наш», три раза «Богородице Дево, радуйся» и один раз «Символ веры». Это самое начало, когда человек совсем не молился.

– Правило Серафима Саровского предполагает, что, помимо утренних и вечерних молитв, ты в течение дня молишься Иисусовой молитвой в кратком или полноценном виде.

– Вообще в правиле Серафима Саровского указано, что до обеда нужно читать молитву «Отче наш», а после обеда «Богородице Дево, радуйся». Я обычно советую «Отче наш» читать перед едой, чтобы человек просто начал говорить с Богом. И советую делать это неформально. Не тараторить для галочки, так человек не научится никогда, даже если будет много вычитывать. Надо, чтобы ты чувствовал, что ты говоришь Богу, что это не просто правило, а разговор с Богом.

– Это высшая степень – научиться именно говорить с Богом.

– Да. Когда человек это будет именно так воспринимать, у него получится настоящая молитва. Ты со смирением, что также очень важно, стоишь перед Богом и произносишь молитву. Когда идет вычитывание молитвы, первого и второго нет.

Либо человек остается на этом уровне, по-настоящему не молится, но успокаивается. Это такой вариант фарисейства, когда мы делаем формальные вещи и успокаиваемся. Либо человек перестает молиться, потому что ему становится скучно и он не понимает, зачем он этим занимается. В итоге он решает совсем бросить это занятие.

Или молится в случае, если какая-то скорбь появится на горизонте, и тогда он вспомнит о молитве и опять к ней вернется. Скорбь вводит человека в состояние, когда он хочет от Бога помощи, предстает перед Ним и имеет при этом состояние смирения. Но можно не ждать скорби.

– К сожалению, часто мы приходим к Богу не для того, чтобы поблагодарить Его, а чтобы попросить Его о помощи. В скорби молитва совсем другая, она искренняя, воодушевленная.

– На самом деле скорбь и боль сердечная должны быть все время, и не обязательно тогда, когда что-то тяжелое случается в жизни. У нас всегда есть грехи, которые нас мучают. Нужно молиться как раз об этих грехах. Может быть, это не так экстремально, как скорбь, когда все внутри жжет, но грехи мучают всегда, и для этого требуется внимательность к своей жизни. Нужно задавать себе вопрос: отчего мне плохо и на душе теряется мир, происходит смятение, печаль?

Часто люди не очень духовно продвинутые, чтобы это состояние ушло, смотрят какой-то фильм, стараются немного развеяться. А еще в интернете и в смартфоне сейчас есть все что угодно, и можно уйти в это с головой.

– В этом случае, может быть, имеет смысл выключать телефон, когда ты становишься на молитвенное правило? У многих молитвословы в смартфонах. Или лучше приобрести бумажный молитвослов?

– Это без разницы. Можно в смартфоне, можно бумажный молитвослов. Конечно, если смартфон отвлекает, то лучше бумажная версия. Но в принципе и там, и там текст. Разве что напряжения для глаз от смартфона больше.

Но если человек привык рассеиваться, привык избавляться от своего психологического напряжения путем рассеивания внимания: посмотреть в телефон, посмотреть фильмы, в таком случае он молиться не научится.

Надо, когда тебе плохо, когда у тебя на душе скребут кошки, ты расстроен, обижен, пребываешь в унынии, обращаться к Богу. Не надо «кормить» это уныние, а нужно пойти к Богу. Ты берешь молитвослов, вечерние молитвы, которые у тебя есть, и начинаешь их читать от всего сердца, чтобы с первой мысли задать вопрос: чем я, Господи, согрешил, раз мне так плохо?

Если тебя несправедливо обидели, то первая мысль о том, кто виноват. Я сделал что-то хорошее, а меня не поняли. Но всё не так. Если ты обиделся, то ты впал в грех обиды, даже если тебя несправедливо обидели. Крепкую руку человека ты можешь пожать с силой и не навредить, а если у тебя рука больная, то достаточно слегка надавить на нее и ты будешь кричать от боли. Так и душа, если она больная, она болит от каждого прикосновения. Ты понимаешь, что можешь расстаться с этими грехами только с помощью Господа, и с этой мыслью ты идешь и молишься.

Если вечерней молитвы тебе не хватило, то можно добавить Покаянный канон, который читается ко Причастию, читать кафизмы. Это займет не так много времени. Это лишние 20 минут, чтобы решить свои внутренние проблемы. Если человек все свои проблемы решает с Богом, то эта молитва будет работать.

Бог хочет тебе это дать, но ты должен захотеть это взять. А это желание возникает, когда ты понимаешь, что проблемы от греха и идешь к Богу их решать во все случаи жизни. Если постоянно отвлекаться на житейские заботы и интересы, то ничего не получится. Уделить 15–20 минут молитве в своем дне на самом деле не так сложно.

– Молясь, заставляя себя, я приучаюсь к молитвенному правилу и его исполнению. Пусть иногда я читаю его автоматически, но я приучаю себя. Или, быть может, я лучше потрачу пять минут, но искреннее почитаю две–три молитвы?

– Правильнее себя понуждать. Понуждение бывает всегда. Проще выпить, посмотреть кино, расслабиться и ничего не делать. Без понуждения мы никак не обойдемся. Но оно не заключается в том, чтобы вычитывать нужное количество страниц.

Нужно заставить свою душу работать.

Чтобы это осуществить, нужно время. Люди, которые идут по принципу «прочитать «Отче наш», но от всего сердца», бросают это занятие, потому что их молитва перестает со временем быть такой сердечной.

Но если ты осознаешь, что все твои проблемы решаются на молитве, этого понуждения будет меньше, потому что у тебя будет желание помолиться. Это делание можно сравнить с непростой работой, которая требует серьезных усилий, но зато за нее заплатят денег больше, чем ты рассчитываешь. Тогда человек начинает «рыть землю» изо всех сил.

Как человек молится, так он и живет. Жизнь с постоянной молитвой будет другой.

– Вы упомянули, что если есть желание, то можно добавить к вечернему правилу еще какие-то молитвы. А как Вы относитесь к сокращению правила и употреблению его по своим потребностям? Например, какая-то молитва не легла на сердце, хотя ее составили глубокоуважаемые отцы Церкви. Могу ли я ее на что-то другое заменить? Может быть, мой ум будет в этот момент острее работать, если я прочитаю то, что мне хочется почитать, вместо положенного? Или с правилами не спорят?

– Можно, конечно. И святые отцы говорят, что можно менять правило. Но у нас всегда есть желание сделать полегче. Это надо учитывать, ведь из-за этого можно зайти совсем не туда, куда надо.

– Например, шестая молитва Симеона Нового Богослова ко Причащению никак у меня не идет. Что же делать?

– Это самая тяжелая и длинная молитва, у меня это тоже «экватор». А может быть, она самая полезная. Когда она затрагивает какие-то струны души, грешный человек начинает сопротивляться. Как мы можем судить, что эта молитва не ложится на сердце? Это же тяжелейшая борьба, в этот момент мы боремся с самими собой, с нашими грехами.

Наверное, нет ничего тяжелее в жизни, чем бороться с самим собой. Ты великий полководец, если ты победил самого себя. Не нужно думать, что если тяжело, то этого делать не нужно.

– Основная мысль, что мы слишком много позволяем себе лениться. А домашнее молитвенное правило – это обязанность, на которую мы слишком много обращаем внимания, вместо того чтобы просто помолиться.

– Многие не понимают, что такое молитвенное правило. Между тем в нем заключается Богообщение. Это общение может закончится Боговидением. Мы должны осознать, насколько это необходимо. Твои дети, твой муж, твоя жена – это все зависит от того, как ты помолишься. Важно помнить, что мы общаемся с Богом, а не просто вычитываем текст. Для нас это может быть наподобие аутотренинга, психологический момент. Нужно в молитве почувствовать Бога, почувствовать, что Он есть и Он нам отвечает.

– Некоторые говорят, что общаются с Господом своими словами. Как Вы к этому относитесь?

– В высшей степени положительно. Но я всегда в таком случае рекомендую молиться своими словами минут двадцать, примерно столько, сколько уходит у нас на правило.

Обычно это плохо получается. Всегда есть вероятность, что своими словами намолишься вообще не о том, если ты не обладаешь необходимыми духовными знаниями, духовными состояниями. Когда ты так молишься, у тебя могут иссякнуть слова и ты начнешь их подбирать, и это будет уже не молитва, а поэтическое творчество.

Молитвы, которые отцы Церкви придумывали для себя, нужны для того, чтобы бы мы могли взять дух, который заключен в их молитвах, и им воспользоваться. Утреннее и вечернее правило люди читают по-разному, примерно 20–25 минут. Не будет человек своими словами так долго молиться, а духовный опыт отцов может тебя поддержать, и тебе будет на что опереться. Можно начать бередить свою душу, пытаться сделать так, чтобы она обратилась к Богу, дать ей направляющие «пинки».

– Есть люди, которые много лет в Церкви. Они знают наизусть молитвенное правило, но у них уже ничего не трепещет в сердце.

– Значит, они просто не молятся, потеряли молитву.

– Как ее восстановить?

– Вспомни свои грехи перед молитвой, свои проблемы. Осознай, что тебя, например, не слушается ребенок, с женой напряжение или с мужем. И сейчас ты можешь начать все это исправлять.

Допустим, ты набедокурил, запустил отношения в семье, с работой не складывается, или выпиваешь, или не можешь выйти из интернета. Осознай, что ты можешь встать на путь исправления с помощью молитвы. Перестань вычитывать правила, а начни молиться, общаться с Богом. Ты говоришь с Богом о своих проблемах, а не о чужих. Просто ты потерял связь молитвы со своей жизни. Молитва получилась отдельно, а жизнь отдельно. Чтобы это исправить, нужно их заново соединить.

– Могу ли я заменить стандартное молитвенное правило, прописанное в молитвослове, на чтение, например, Псалтири?

– Можно заменить на чтение Псалтыри.

Обычно люди церковные просят молитву, которая будет «очень сильной». А я советую всегда читать «Отче наш» от всего сердца, и все будет хорошо.

Главное не забывать, что ты общаешься с Богом.

Когда человек понимает, что он стоит перед Богом и молится о своих проблемах, то форма молитвы не так важна. Главное, что должно быть покаяние перед Господом. Покаяние – это изменение греха к добродетели, которое может сделать Бог. Как только человек почувствует это и, раз помолившись, у него, например, обида пройдет, потому что грех отпустит его, его душа запомнит, что молитва работает, что после нее ты острее чувствуешь жизнь.

– Когда мы обращаемся к Богу с душевным криком, что-то хотим сказать и услышать от Него, наверное, тогда молитва и бывает правильной?

– Да, так и должно быть.

– Очень часто, когда другим отцам задают вопрос о молитвенном правиле, они отвечают, что нужно советоваться с духовником. А насколько молитвенное правило вообще должно быть обсуждаемо со священником? Или ты сам вправе решать, как тебе разговаривать с Господом?

– Это очень личная вещь, человек говорит с Богом напрямую, и священник тут не посредник.

Но если вдруг возникают проблемы, то хорошо бы посоветоваться со священником, потому что судить самого себя практически невозможно. Ты можешь сделать ошибку и даже не осознать ее.

Чтобы ее увидеть, нужен взгляд со стороны. Если все хорошо идет, то и ладно, а если есть проблемы, то посоветуйся с духовником. Не все батюшки так прозорливы, чтобы сразу узнать человека.

Чтобы человека узнать, нужно пуд соли съесть. Когда ты знаешь человека годами, то можешь что-то ему посоветовать. Молитвенное правило – это серьезная вещь, которая сильно зависит от человека.

– Если молитва – это разговор с Богом, то отпадает вопрос о том, можно ли молиться, слушая аудио в машине или в метро. Тогда это уже получается не разговор, а просто выслушивание правила?

– Нет, напротив, можно и Псалтирь слушать в метро в наушниках. Нужно, чтобы сердце участвовало в молитве. А через глаза или через уши поступает информация, не так важно.

– Мой духовник благословил на чтение молитвы в метро, но не рекомендовал там совершать правило ко Причастию. По его словам, это должна быть сосредоточенная и наиболее глубокая молитва. Вы согласны с такой позицией?

– Я бы сказал, что так должно быть с любой молитвой. Но бывает ситуация, когда ты просто не прочитаешь правило, люди часто задерживаются на работе. Некоторые люди только в дороге могут читать правило, и это не воспрещается. У некоторых даже лучше получается сосредоточиться в транспорте, чем дома. И, конечно, лучше молиться как-то, чем не молиться совсем. Главное, чтобы сердце участвовало в молитве.

– Есть такой вариант, когда совсем нет сил, то ты не дочитываешь, не исполняешь все молитвенное правило, но хотя бы со вниманием молишься 10 минут, а не 25 минут без внимания?

– Да, конечно. Бывает, что люди спешат на работу, не успевают помолиться и постоянно смотрят на часы, чтобы не опоздать. В этом случае можно поставить будильник и молиться столько, сколько позволяет время.

Я в таком случае советую лучше горячо помолиться, но недолго, чем спешить и опаздывать. И вечером тоже можно молиться, сколько есть сил. Иногда начинаешь старательно молиться от всего сердца и потом даже до конца можешь дойти с таким настроем. Также у всех бывает плохое самочувствие, усталость. Но все равно что-то попробуй делать, хотя бы начни читать.

– Царствие Небесное нудится1(Мф. 11: 12). И молитва тоже нудится, как я понимаю?

– У меня есть один знакомый риелтор, у него была очень нервная работа, и он пытался читать Псалтирь.

И он признавался мне, что когда читает кафизмы, он таким образом отдыхает. Так что у всех всё по-разному. Другой прихожанин мне говорил, что лучше всего молится, когда устал, а когда молится отдохнувший, то становится более рассеянным.

– Получается, что человек может использовать любые способы и варианты, чтобы молитва была разговором с Богом? Ты можешь делать это утром, вечером, в транспорте – твоя главная задача – научиться говорить с Ним?

– Когда человек хочет молиться Богу, то Бог ему в этом помогает. Если мы чего-то хотим, то мы находим время для этого. То же самое касается молитвы. А Бог, если мы захотим, и время найдет, и все устроит так, как нужно.

(Протоиерей А. Никольский)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x