Пелагия Антиохийская. «Самоубийство благочестия»

Пелагия Антиохийская. «Самоубийство благочестия»

Преподобная Пелагия Антиохийская. День памяти 8/21 октября.

У нас недавно зашел разговор о допустимости «самоубийства благочестия». Я сделаю перепост старого своего скетча.

(Священник Сергий)
 

Часть первая и самая главная. Самоубийство.

Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в Римской империи в 283-284 годах от Рождества Христова. Она отличалась красотой, но с юных лет решила сберечь её, сохранив девство ради Господа. Правитель города, узнав, что Пелагия – христианка, послал своих воинов схватить девушку. Пребывая в уверенности, что они посягнут и на её невинность, и на её веру, святая сбросилась с высоты своего дома…

Примеры

В житиях можно найти несколько примеров, когда христиане кончали свою жизнь самоубийством (или пытались) и были прославлены среди святых с акцентуацией на суициде как на подвиге благочестия, а не ошибке.

Преп. Иоанникий Великий, обуреваемый пламенем блудных помыслов, решился лучше умереть, чем дать простор нечистым мыслям и осквернить свое чистое тело. Чтобы не дать свою чистоту помыслам, он бросился на съедение огромному змию, обитавшему в одном ущелье. Правда, тот его не почему-то съел.

Самоубийство как метод борьбы с помыслами? Оригинально! Но житие приводит подобное поведение, не ставя под вопрос его правомочность.

Мне с подросткового возраста помнится еще какое-то житие, в котором один император приказал всем христианам какого-то города или принести жертвы богам, или самим прийти и бросится в печь добровольно – дескать, и вам хорошо, и мне, что некоторые и сделали: бросились в печь.

Или вот святая мученица Домнина: с целью сохранения своих дочерей от поругания со стороны пьяной солдатни, чтобы дети ее предстали Христу девами, воспользовалась подходящим случаем и бросилась вместе с ними в реку. Христос бы по-другому их не принял бы, наверное.

Или вот Евпраксия, Византийская царевна и жена сына рязанского князя Фёдора Юрьевича – ее тоже часто приводят в качестве примера: она перед угрозой насилия не только себя убила, но и своего сына. Правда, у меня есть подозрение, что она никакая не святая, так как ее имя отсутствует в Общем месяцеслове, в «Верном месяцеслове всех русских святых», в соборе Рязанских святых, и даже неизвестно, была ли она когда-нибудь канонизирована. И так же существует большое сомнение, что Евпраксия была Византийской царевной, поскольку тогда не было Византийской империи, а была Никейская, а у императора Федора Ласкариса не было дочери-порфирогениты с именем Евпраксия, а те, что были, не были замужем за русскими князьями…

Старообрядцы в оправдание своих самоубийств, как мы знаем, тоже приводили жития святых…

А что же учит Церковь на эту тему?

А знаете, ведь разнонаправленно-то учит! 🤔

1.

Св. Иоанн Златоуст ставит в пример таких мучениц. Он так воспевает подвиг Пелагии: «…Христос, уловив смерть, которая была страшна для нашего естества и пугала весь род наш, и рассеяв весь этот страх, отдал её в забаву даже девам. Посему и блаженная Пелагия устремилась на неё с такой радостью, что не дожидалась и рук палачей, не вошла и в судилище, но преизбытком собственной ревности предупредила их жестокость. Она была готова и к мучениям, и к пыткам, и ко всякого рода наказаниям, но боялась, чтобы не потерять венца девства». В других местах, говоря о святости девства, Златоуст приводит таких мучениц в пример: они, дескать, предпочли смерть лишению невинности. Цена последней больше чем у жизни.

2.

Св. Августин был другого мнения. Он прямо говорит о том, что жертва насилия ни в чем не виновата, а если вины ее нет, то значит, как она могла утратить невинность? И в самом деле: невинность – это же не физиология. «Итак, верные Христовы, пусть ваша жизнь не будет вам в тягость, если ваша непорочность подверглась поруганию врагов. Если совесть ваша чиста, вы имеете великое и истинное утешение в том, что у вас не было соизволения на грех тех, которым было дозволено согрешить над вами…

Если желания грешить у вас не было, в таком случае вам была ниспослана божественная помощь, чтобы вы не утратили божественной благодати; но вы подверглись человеческому поруганию, чтобы не любили человеческой славы. Утешьтесь, малодушные, и тем и другим: в одном испытанные, от другого очищенные; в том оправданные, в этом исправленные». Жертв насилия Августин призывает не думать, что они лишились чистоты, но призывает их научиться «смирению» — т.е., постараться, чтобы случившееся с ними зло, которое, возможно, до Страшного суда окажется безнаказанным, обратилось им во благо: послужило тому, что они станут еще чище и достойнее.

«Бог никогда не дозволил бы случиться этому с Его святыми, если бы святость, которую Он сообщил им и которую Он любит в них, могла погибать подобным образом».

3.

Св. мученица Лукия так отвечает угрожающему ей насилием Пасхазию:

«Без произволения духа никогда не может быть осквернено тело… И насильственное лишение девства Он только попускает, как попускает искушения, разбой, язычество. Поэтому, если ты и прикажешь надругаться надо мной, то этим только увеличишь награду за мою чистоту».

4.

Тело может насильно оказаться во власти какого-нибудь негодяя, но душа – никогда! Подобного мнения держался и блж. Иероним:

«Представь себе, – пишет он, – что во время гонения какая-либо девица подверглась насилию. С точки зрения Евангелия таковая считается девой, потому что не согрешила своей волей».

Разумеется, мы не можем так радикально противопоставлять несвободу тела свободе души, поскольку в реальности, как правило, изнасилование (впрочем, как и любое изнуряющее страдание) предполагает глубочайшие душевные травмы – иногда более опасные, чем приобретенный физический вред.

Но мне, все же, видится правильной позиция св. Августина. Последствия сексуального насилия сущностно ничем не отличаются от прочих страданий, болезней, несчастий, поношений и бед, которые могут иметь свои причины в других видах насилия, не связанных с сексуальной неприкосновенностью личности – это все то, что христианину нужно понести достойно.

При отсутствии возможности избежать.

Жертва насилия часто теряет какое бы то ни было желание жить, но потенциальной жертве самоубийства есть смысл задать вопрос: а как бы ее близкие хотели бы, чтобы она поступила? Хотят ли они ее смерти? Сделает ли ее смерть жизнь любящих ее людей легче, а сотворенное зло насильником – меньше?

Однако, поскольку нежелание жить дальше часто имеет иррациональную природу, то не следует делать большие ставки на рациональные контраргументы.

Мне кажется, что здесь больше может помочь вера. Вообще, смысл жизни, если понимать под ним что-то несводимое к выживанию и репродукции — это нечто из области веры, пусть и не всегда христианской…

Нужно довериться Господу.

Если есть Бог и вечная жизнь, то есть и смысл жить, несмотря ни на что. Или есть возможность найти этот смысл или даже создать его с нуля… Смысл, наверное, не всегда заключается в достижении цели поиска смысла, иногда смысл имеется и в самом процессе поиска. Прям как у самурая, у которого нет цели, но есть только путь…

Жить «несмотря ни на что» – хоть временами и смотреть-то не на что…

📿

📎 P.S.

Современная церковная практика отношения к суицидам выделяет отдельно только случаи невменяемости самоубийцы. «Самоубийства чести» отдельно не оговариваются и не выделяются.

(Священник С. Лепин, ред. N.E.W.O.D.)
Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x