Святой Максимилиан Тебесский

Память 12 (н.ст.) марта, но упоминается и 26 августа.
Святой мученик Максимилиан Тебесский (или Тевесский) (лат. Maximilian; 274—295, Тевест, Римская империя) — раннехристианский святой мученик, пострадавший при императоре Диоклетиане за открытое исповедание христианства и отказ от службы в армии.
Тевест
Максимилиан родился в 274 году в провинции Нумидия Римской империи в городе Тевест (в настоящее время Тебесса, Алжир, Северная Африка). В то время большинство римских солдат были добровольцами, но сыновья ветеранов были обязаны отбывать воинскую повинность. Поскольку его отец, Фабиус Виктор, был солдатом римской армии, Максимилиан тоже был обязан поступить на военную службу в возрасте 21 года.
Многообещающий рекрут
Согласно житию, в 295 году, во время царствования императора Диоклетиана, в Тевесте проходило очередное заседание комиссии по приему рекрутов на военную службу в императорских войсках. Комиссия состояла из следующих должностных лиц: проконсула Нумидии Кассиуса Диона, прокурора казны податей, императорского чиновника по сбору податей, который в комиссии участвовал как заведующий особым налогом с освобождающихся от воинской повинности (так называемой «податью калек»).
Житие Святого Максимилиана недвусмысленно показывает, что он был казнён за отказ от военной службы, которую считал несовместимой с христианской заповедью любить своих врагов, а не убивать их.
«Мой сын знает, во что он верит. Он не передумает»
Проконсул увидел, что из мальчика получится отличный рекрут, и попросил измерить его. Он был 178 см. Когда он спросил имя мальчика, тот ответил: «Зачем тебе знать мое имя? Я не могу служить в армии, потому что я христианин». Несмотря на это, его приказали обмерить и вручить печать с указанием воинского звания. Он ответил: «Я не хочу этого делать, я не могу стать солдатом». Когда ему сказали, что он должен либо отбыть военную службу, либо умереть, он сказал: «Вы можете отрубить мне голову, но я не стану солдатом для этого мира, потому что я солдат для Бога».
Проконсул Дион обратился к отцу Максимилиана и сказал: «Ты должен повлиять на своего сына». Фабий Виктор стал христианином, как и его сын, и поддерживал позицию Максимилиана против военной службы. Он ответил: «Мой сын знает, во что он верит. Он не передумает».
Тогда Дион обратился к Максимилиану и настоял: «Согласись отбыть воинскую повинность и получить военную печать». В ответ святой сказал:
«Я не возьму его, этого знака вашей временной власти, и если мне дадут его, я разломаю его, потому что он не имеет никакой цены. Я — христианин, и мне непозволительно носить на шее свинцовый знак, после того как я уже ношу спасительный знак моего Господа Иисуса Христа, Сына Бога Живого. Ты не ведаешь Его, пострадавшего ради нашего спасения, так как Бог отдал Его на страдание за наши грехи. Мы служим Ему, следуем за Ним, Царем жизни, подателем благодати».
Угрозы
Затем Дион пригрозил ему жестокой смертью, если он не позволит себя зачислить в армию, и попросил его пожалеть свою молодость, поскольку служба в армии подобает молодому человеку. Но Максимилиан ответил: «Мое служение Господу, я не могу служить миру». Дион указал: «Есть и другие солдаты, христиане, служащие в охране наших правителей Диоклетиана и Максимиана». Максимилиан ответил: «Это их дело, не мое. Я тоже христианин, но я не могу поступать неправильно». Дион продолжил: «Что не так с теми, кто служит в армии?» Максимилиан ответил: «Ты прекрасно знаешь, что они делают».
«Если ты не примешь военную службу, ты немедленно присоединишься к своему Христу», — пригрозил Дион.
«Это мое самое большое желание,» ответил Максимилиан. «Пошлите меня скорее, ибо в этом моя слава». Он добавил: «Я не собираюсь умирать. Когда я покину этот мир, моя душа будет жить со Христом, моим Господом». «Поскольку ты отказался нести военную службу, я приговариваю тебя к смертной казни за неуважение к армии», — заявил Дион. Он зачитал приговор суда: «Максимилиан вероломно отказался принять военную присягу. Он должен быть обезглавлен». Почти сразу молодого человека доставили в суд и отрубили ему голову.
Перед казнью он увещевал своих товарищей крепко держаться веры и просил отца отдать палачу его новую одежду.
Благочестивая женщина по имени Помпеана забрала тело Максимилиана и она отвезла его в Карфаген и похоронила возле гробницы святого Киприана. Фабий Виктор отправился домой, радуясь, что его сын не уступил, а предпочел смерть бесчестию своего Господа. Сам он вскоре умер.
День памяти Максимилиана — 12 марта, но упоминается и 26 августа. Его имя появляется в Martyrologium Romanum. История его страданий достоверна, но издание Martyrologium Romanum 1962 года неправильно относит его мученическую смерть в Рим.
В 1680 году был найден акт его страдания и в 1689 году опубликован бенедиктинским ученым монахом Теодором Руинартом в Оксфорде под наименованием «Акт св. Максимилиана».
Мученичество Максимилиана является примером выражения раннехристианских взглядов о несовместимости христианского учения и военной службы, высказанных Оригеном, Тертуллианом, Лактанцием и другими богословами.
Максимилиан — ранний пример христианина, отказывающегося от военной службы по соображениям совести, и его можно сравнить со святыми солдатами, такими как святой Марин или Юлиан Ветеран.
(Yury Georg Martysheuski, ред. N.E.W.O.D.)