Преподобный Никодим Святогорец.

Преподобный Никодим Святогорец.

СВЯТЫЕ ДНЯ. Среда, 27 июля (14 июля ст. ст.)

Житие.

Преподобный Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился в 1748-м году на греческом острове Наксос. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.

Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года после его поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи «Добротолюбие», найденной им в 1777-м году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца.

Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. В 1783-м году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии.

Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание – редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел ко Господу.

По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Труды

«Три месяца эта чудесная книга лежала у меня дома. Я взяла ее в библиотеке еще в конце 2016 года. Слышала, что сие творение очень душеполезное. Взяла, открыла, а там дореволюционный шрифт. Книга напечатана на основе издания 1912 года. Везде твёрдые знаки и прочее. Скажу честно, читать сложновато. Это меня и оттолкнуло. И я убрала эту книгу куда подальше, намереваясь в ближайшем будущем отнести ее в библиотеку. Однако не тут-то было.

Я заболела и искала, чтобы это почитать. Почему-то решила снова открыть «Невидимую брань». В этот раз книга меня потрясла. Я сначала открыла главу о благодарении. Как же глубоко и при этом доходчиво старец Никодим Святогорец всё объясняет. Я делала выписки для себя, очень много. Хотелось всё вместить и всё запомнить.

Да, книга непростая, залпом её читать не будешь. Надо думать, внимать, запоминать. Но явно ощущается ее действие. Каждое слово проникает в душу. Более того, в книге много ценных советов, применимых в нашей жизни. А ведь этому творению более 100 лет, друзья. И она бесценна. Я даже рада, что приболела. Иначе бы так и не открыла для себя эту кладезь мудрости. Слава Богу за всё!

В книге 296 страниц. Она разделена на две части и множество глав. Я пока читаю ее избирательно. Собираюсь купить себе такую же, но всё-таки в нашем обычном тексте, не дореволюционном.»

(Iasolnce)

Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников.

Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань», переведенная на русский язык великим богословом-аскетом епископом Феофаном Затворником.

Замечателен труд подвижника «Учение об исповеди», заканчивающийся проникновенным «Словом о покаянии». Интересна книга преподобного «Благонравие христиан», изданная в Венеции в 1803-м году. Велики заслуги святого и в области издания богослужебных книг. В 1796-м году он опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием «Венец Приснодевы».

Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции «Пидалиона» –  греческой «Кормчей книги», содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов.

Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды, как «Новый избор житий святых» и изданная уже после его кончины книга «Новый Синаксарь» в 3-х томах. Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык «Толкования Посланий святого апостола Павла» Архиепископа Болгарского Феофилакта. Сам святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий.

Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений. Им составлены (принятые в Русской Церкви) канон в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы», а также «Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим», «Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников», «Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха».

Wayfarer

Wayfarer

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial