Как остаться христианином в современном мире?

Как остаться христианином в современном мире?

Трезвение есть духовое художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божией помощию совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел; дарует тому, кто его так проходит, верное познание Бога непостижимого, сколько сие возможно для нас, и сокровенное разрешение сокровенных Божественных тайн; и есть творительница всякой заповеди Ветхого и Нового Завета и всякого блага будущего века подательница.

(Прп. Исихий Иерусалимский)

…Проводящему внимательную жизнь не должно смотреть ни на что пристально и не слушать ничего с особенным тщанием, но видеть, как бы не видя, и слышать мимоходно, чтобы память и сила внимания были всегда свободными, чуждыми впечатлений мира…

(Свт. Игнатий Брянчанинов)

Кто ежечасно следит за своей душой, у того сердце возвеселяется откровениями. Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри себя самого, тот зрит в себе зарю Духа.

(Прп. Исаак Сирин Ниневийский)

Они живут, большей частью, вне себя, и в этом-то, конечно, и заключается коренная причина всех печальных неурядиц и нестроений в нашей заграничной жизни, как церковной, так и политической и общественной, не говоря уже о нравственном разложении, какое нередко приходится видеть в жизни семейной и в жизни личной.

(…) «Совсем никого и ни за что не осуждать», – такого настроения в современном христианском обществе только и хотят добиться слуги грядущего Антихриста, для того чтобы им легко и просторно было действовать, подготовляя в мире обстановку, благоприятную для скорейшего воцарения их «Властелина».

(Архп. Аверкий (Таушев)

Трезвение – это центральное понятие в православной аскетике. Метод или достигаемое посредством его состояние контроля над деятельностью ума и сердца.
Уже преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Арсений Великий имели
эту добродетель в основе своей аскетической практики. Примечательно, что изначальное название Добротолюбия преподобного Никодима Святогорца звучит, как
«Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется.

(Иер. А. Дяконов. Добродетель трезвения по учению Православной Церкви)

 

«Христианин», это не просто понятие, обозначающее нашу принадлежность к вере во Христа. Это гораздо глубже. Как говорил митрополит Антоний (Блум): «Христианин – это ученик и друг Христов». Замечательное определение!

Иными словами, христиане – это искренние последователи жизни и учения Христа. Причем, живого и настоящего! В Нём истина и вся правда жизни. С Него и следует брать пример. Проще говоря, поступай так, как бы на твоем месте поступил Спаситель.
Настоящих христиан на самом деле мало. Даже среди постоянных прихожан найти подлинного христианина очень сложно. Почти мы все христиане «с натяжкой».

А как же оставаться христианином в современном мире с его соблазнами и горечью? Или проще: как можно остаться просто подлинным человеком и не потерять свое человеческое лицо? Сегодня и это уже становится подвигом. Не то, чтобы быть подлинным христианином.

Две крайности: «адвайта» и «кругом враги»

Не судите, да не судимы будете

(Матф. 7,1)

Страшное время для человека наступает тогда, когда он начинает заниматься поиском врагов вокруг себя или «в адвайте» всех прощает. И сегодня это как никогда становится актуальным.

Как это кажется привлекательным в нео христианском кривотолковании: «Я не буду мешать тебе грешить, а ты за это мне не мешай грешить». Если мы никогда никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло и легко сможем сами быть увлечены на путь зла. 

А как же св. Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и саддукеев, говорил им: «Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего века?»1Матф., 3,7

Так же:

«Дома Отца Моего не делайте домом торговли»2(Иоан. 2, 14–17)

«…род лукавый и прелюбодейный!»3(Матф. 12, 39)

«выгнал всех продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей и говорил им: написано «Дом Мой Дом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников»4(Матф. 21, 12–13; Марк. 11, 15–17; Лук. 19, 45–46)

«О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды!»5(Деян. 13, 6–12)

«убивали пророков»«сделались предателями и убийцами»6(Деян. 7, 51–52).

Запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение злых его поступков само по себе, а злое чувство в душе по отношению к ближнему со стороны человека, который сам так же грешит или даже еще больше, не думая о своем собственном исправлении.

Запрещается не объективное «суждение» о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды.

Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире.

Вторая крайность. Часто посещая храм, со временем, не замечая внутри себя духовной опасности, рассеиваемся7Трезвение — духовное бодрствование — понимаемое во всей совокупности своих аскетических приемов и средств, обеспечивает приобретение и сохранение «чистоты сердца». В этом важность подвига «трезвения». Хранение сердца – главный подвиг аскета. Подвиг внимания, «трезвения» в аскетической письменности называется как «подвиг и труд ума», «собрание себя в одно место», «самособрание», «собрание внутрь», «внутреннее делание», «сердцевое делание», «сокровенное делание», «духовное делание» [Зарин] до того, что все почему-то становятся в чем-то перед нами виноваты. Не так верят, не так разговаривают, не так себя ведут и опять же, бесконечное количество «не так».
Неприязнь (читай «ненависть») и делает нас «нелюдьми», а не просто «нехристианами». А когда мы свою неприязнь еще и облекаем в одежду теологии, и пытаемся ее оправдать высотой библейского стиха мы становимся на очень опасный путь.

Среди православных ходила такая цитата Иоанна Златоуста: «…Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом…». Как же она буквально «воспламеняла» глаза! Сегодня можно сказать, даже не «воспламеняла», а позволяла выпустить из себя глубоко живущий порок ненависти наружу, и не только выпустить, но еще его и оправдать.

Конечно же, здесь мы явно имеем просто вырванный из контекста отрывок. Но как же он тогда нравился. А сколько таких цитат можно надергать из Священного Писания!

Очень важно сегодня не затеряться в мире, не потерять хотя бы человеческое лицо. Ненависть – плохое качество однозначно. Оно затмевает образ Божий в людях, превращая их зверей. Сегодня именно его в себе и необходимо преодолевать.

Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями.

(Патриарх сербский Павел)

Оставайтесь людьми, а там и до христианства не далеко останется!

(По материалам прот. А. Лопушанского, иер. А. Дьяконова)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x