Добродетель трезвения. Часть ІІ.

Добродетель трезвения. Часть ІІ.

(Часть І)

Путем обращения к святоотеческой литературе в статье показано содержание понятия «трезвение» как состояния сознания и христианской добродетели, усилия. Трезвость позволяет человеку различать и оценивать духовные составляющие, способствующие или препятствующие реализации смысла жизни.

Молитва — спутница трезвения

Борьбу с помыслом можно вести при том условии, если человек имеет бодрый и трезвенный ум. Это нужно для того, чтобы он мог вести внутреннюю брань тем методом, который называется трезвением. Неразлучной спутницей трезвения является молитва. «Трезвение неразлучно с непрестанной молитвой: оно рождается от нее и рождает ее…»1Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 5. – М., 1998. – С. 264.. Такое мнение характерно для аскетической практики. Вот что по этому счету говорит прп. Исихий: «Трезвение и молитва Иисусова взаимно входят в состав друг друга, – крайнее внимание в состав непрестанной молитвы, а молитва в состав крайнего в уме трезвения и внимания»2Исихий Иерусалимский, преп. Отцы церкви о трезвении и молитве… С. 194..

Начать нужно с того, что в душе человека есть определенные силы. Обычно их выделяют три: раздражительную, пожелательную и мысленную. Они в свою очередь находятся в некотором порядке: над всем главенствует ум (не путать с рассудком), в котором в свою очередь сосредоточена духовная сущность человека. Это является центром духовной жизни человека. Он изначально расположен в сердце.

Рассудок отвечает за логические построения, связь с материальным миром и он сосредоточен в головном мозге. Ум же (или разум) человека – это орган прежде всего созерцательный и он должен находиться в сердце, соединен с ним. И именно ум по преимуществу нахо дится в богообщении и постижении духовного мира.

В своем здоровом состоянии ум находится в сердце. Но с момента грехопадения он оставляет свое законное место и сливается с рассудком, который в свою очередь, получая информацию из вне проецирует ее на разум, с которой (информацией) он вынужден уже как-то справляться. Это состояние теперь стало для нас естественным, но не так было при творении человека.

Задача человека…

… в его религиозном опыте вернуться в естественное состояние. Правильная аскетическая практика должна вести к соединению ума и сердца. Именно в таком состоянии возможно богообщение: «соединение ума и сердца в молитве – первый необходимый шаг к преодолению первородного греха»3Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. – М.: Essex, ТСЛ, 2009. – С. 203.. Здесь человек должен обладать определенным навыком умно-сердечной молитвы, который в свою очередь невозможен вне христианского внутрицерковного образа жизни. Человеку требуются глубокое воцерковление, смирение, аскеза, хранение чистой совести в соблюдении Божиих Заповедей.

Этот метод направлен прежде всего на то, чтобы очистить тот источник, из которого исходят «помышления злые» (Мф. 15, 19). Только после того как ум установится в сердце, прекращаются «парения и мечтания». Находясь в сердце, ум стоит на страже помыслов и не дает им далее развиваться по вышеуказанным стадиям. Ум в таком состоянии не обращает внимания на посторонние мысли, но весь внимает словам молитвы. Внимание человека не может оставаться праздным и потому его нужно отворачивать от предмета греховного и направлять к предметам божественным, для чего и служит молитва.

Но это возможно лишь в том случае, когда ум сходит в сердце. Как же этого достичь? Об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Заглавие к слову об этом звучит так: «Молящийся ум взыскует соединения с сердцем»4Игнатий (Брянчанинов), святитель Указ. соч. С. 223.. В этом слове он говорит о том, как настоящая молитва достигает своей цели. Вначале нужно укротить свой язык, т.е. избавиться от многоговорения, устранить взгляд от лишних предметов, также слух не должен внимать ничему внешнему.

Но молитва, даже при начальных исходных условиях, так и остается пустым парением, пока ум остается без благодатной силы содействия Бога. Иными словами для правильной молитвы необходимо уму освободиться от земных пристрастий, что невозможно без содействия благодати Всесвятого Духа.

Также невозможно уму соединиться, сойти в сердце прежде очищения его покаянием. И только лишь осеняемый Духом ум нисходит в сердце. Откуда и приносится по-настоящему угодная Богу молитва.

С чего начать?

Для начала человек должен установить свое внимание на уровне верхней части сердца5«Сердце, или сердечное место, «словесная сила,» или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца, подобно тому, как ум присутствует в головном мозгу» (Игнатий (Брянчанинов), святитель Указ. соч. С. 228).. И оттуда должен внимательно наблюдать за помыслами, которые в свою очередь происходят из нижней части сердца.

Начинать нужно с устной молитвы. Но со временем ум начинает прислушиваться к словам.

При соблюдении всех вышеуказанных условий непременно приходят в действие воля, ум и чувства, что и является противлением дурному помыслу. Однако сам по себе метод не имеет ценности без благодатной помощи, которая, будучи призываема из глубины сердца, и поражает все плохие мысли. Как и все остальные средства, будь то Таинства, пост, молитва, бдение, общественное богослужение, метод трезвения является средством для очищения сердца, а чистое сердце – престол Божий. Очищая свое сердце с содействием Бога, он дает возможность Богу обитать в его сердце. Как говорит псалмопевец: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» (Пс. 129,2).

Толкуя этот стих, блаж. Феодорит Кирский замечает:

Изнутри, из самаго сердца возсылаю моление. Ибо Божественное писание обвиняет тех, которые молятся только устами; и в одном месте Пророк Иеремия говорит Богу всяческих: «близь еси Ты уст их, далече же от утроб их» (Иер. 12,2); и сам Бог устами Пророка Исаии обвиняет Иудеев, говоря: «людие сии устнами почитают Мя, сердцем же далече отстоят от Мене» (Ис. 29, 13). А теперь молящиеся возсылают из глубины сердца».

(Феодорит Кирский, блаженный. Толкование Священного Писания // Электронный ресурс.)

Кроме этой методики есть еще весьма действенный, по мнению отцов, метод – это память о своей смерти. Прп. Филофей Синайский подчеркивает особое значение этой добродетели в деле трезвения. Он говорит, что она является причиной смирения, слез, премудрых помышлений, «как она… радостнопечальна… Ее жаждал я иметь всегда сожительницею себе»6Филофей Синайский, преп. Творения // Отцы церкви о трезвении и молитве… С. 222.. Непрестанная память о смерти для верующего человека служит поводом не к сетованию, а к радости.

Сосложение

На следующей стадии, которая называется сосложением или согласием, ум человека уже не столь независим, а в некоторой степени уже втянут в преступление. Однако процесс еще вполне обратим, до тех пор пока помысел еще не укоренился в сердце. Используя тот же метод, необходимо оторвать свое внимание от помысла. Тем не менее, в этом случае человек уже не остается вполне невиновным, а уже нуждается в покаянии.

Пленение

На заключительной стадии, которая именуется пленением, исторгнуть помысел уже не представляется возможным, потому как он полностью овладевает человеком и сродняется с ним. Он принимает его как свой собственный. И исполнение его является лишь вопросом времени. А по новозаветному закону человек судим уже за то, что смотрит с вожделением (Мф. 5, 28).

Из этого видно, что для борьбы с помыслом метод трезвения и молитвы есть «краткий путь к стяжанию добродетелей для начинающих»7Никита Стифат, преподобный. Добротолюбие. Троице-Сергиева Лавра, 1992. – Т.5. С. 88..

Используя этот метод, человек получает власть над силами души, по преимуществу над раздражительной его частью, и учится отталкивать всякий образ страсти.

(иерей А. Дьяконов. Омская Духовная Семинария. Продолжение следует)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x