Дар свободы
«Эта притча может быть наиболее известна и потому мы напомним лишь некоторые мысли, которая она в нас вызывала. Притча отмечает постепенность внедрения пороков. Им противостоит добро, виденное человеком в своей жизни, и если бы не это препятствие, то порок внедрялся бы в человека и в общество с быстротой брошенного камня и изуродовал бы его и окружающих. Блудный сын не погиб, «в себе пришел». Поводом к раскаянию послужил голод. Это — драма повторяющаяся всегда и в наши времена. Голод и нужда — это повод к покаянию, первый толчок; добрые воспоминания — указывают путь покаяния. Блудный сын едва ли бы покаялся, если бы не вспомнил добро, которое он прежде видел. Это надо помнить всегда и надо помогать друг другу, чтобы у людей были воспоминания добра; помогать и внутренне и внешне.
Путь покаяния и возвращения к добру — путь далёкий. Его можно пройти лишь с искренним чувством. Но помните, что идущего видит издалека его Отец, и возвращающийся «мил ему был.»
Слова блудного сына, обращённые к Отцу, — это обстановка спасения: порочное само приговаривает себя к наказанию, само осуждает себя и наказание признает заслуженным и справедливым. Неужели, скажут, он не понимал, что это было бы жестоко со стороны Отца — взять сына в число наемников. Нет, он не считал Отца жестоким, но наказание почитал справедливым и заслуженным — таково всегда всецелое покаяние и в ответ на него Отец одевает его в первую, или прежнюю, одежду.
Покаяние есть надёжное и прочное условие возрождения. В покаянии есть горечь, но есть и элемент радости, ибо за покаянием стучится в сердце и надежда. Но покаяние наступает постепенно и путь возвращения не близкий. Редко сразу прекращаются пороки. У отступивших от Бога есть голод духовный, но есть и грубость души, и избалованность сердца.
Страдания и голод, говорим, есть первое средство к возрождению. Но и помимо них могут наступить покаяние и умиление: вспомните Закхея, который, не нуждою гонимый, с такою искренностью и силой отдался покаянию и умилению, что стяжал спасение себе и дому своему.«
(м. Антоний (Храповицкий))
«Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет…, проси, грешник, щедрот у Господа.»
(Прп. Ефрем Сирин)
«Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души».
(Свт. Иоанн Златоуст)
Когда мы слышим трогательную притчу о блудном сыне, у многих возникает мысль: почему отец блудного сына, добрый и мудрый, согласился отпустить своего юного, неопытного сына на сторону далекую и чужую. Разве любвеобильный отец не знал, что его сын молодой без отеческого руководства может пойти по скользкому нравственному пути?
Как это и случилось: блудный сын растратил свое имущество на дела распутства и стал совершенно нищим. Кажется, лучше было бы, если бы отец не дал сыну никакого имущества и удержал его, даже насильно, при себе, тогда сын остался бы все время при отце — сытый, довольный, покойный…
Однако любящий и мудрый отец все же отпустил своего сына на страну чужую — молодого, неопытного — одного. Почему он это сделал? Потому, что не хотел лишить сына своего великого Божественного дара — свободы воли.
Господь Бог, хотя и знает, что мы грешим и согрешаем не менее блудного сына, однако не удерживает нас насильно в наших поступках. Люди грешат, богохульствуют, делают вызов Богу, а Господь только смотрит на это: Он не останавливает кощунников, ожидая, что сами они когда-нибудь одумаются в своих злых делах и обратятся к Богу с покаянными слезами.
Конечно, Господь мог бы явить всегда Свою силу над маленьким и несчастным человеком, восставшим против Всемогущего Бога. Но Он не хочет нарушать у грешника свободы, Им же Самим дарованной людям. А неразумные кощунники, видя, что Бог не наказывает их, делают вывод, что Бога нет.
«Для того чтобы поверить, понять, открыть для себя что-то новое требуется желание и готовность к этому. Ригидные установки и убеждения, свойственные многим людям, служат препятствием на этом пути. Если я уверен, что горные лыжи — это опасно или что я никогда не научусь на них кататься, то вряд ли когда-нибудь поеду в отпуск на горнолыжный курорт. И примеры сотен тысяч людей, ежегодно отправляющихся туда, не заставят меня это сделать. Если я убежден, что пророк из Назарета не приходит (ср. Ин 1:46), то даже если Он начнет ходить по воде и исцелять направо и налево, я останусь при своем мнении.
(Священник Е. Мурзин)
Чудеса не только не смогли убедить противников Христа в Его Божественности, но, напротив, стали основным аргументом, чтобы от Него избавиться.»
Заблудший сын не погряз окончательно в грехах, а смог возвратиться. Он осознал всю опасность свою и поспешил к отцу своему с чистосердечным покаянием.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней1самое унизительное для истого Иудея занятие, ибо закон иудейский гнушался свиньей, как животным нечистым. Так грешник, когда привязывается к какому-нибудь предмету, через который удовлетворяет свою греховную страсть, доводит себя нередко до самого унизительного состояния. Даже рожков никто не давал ему — это плоды одного дерева, растущего в Сирии и Малой Азии, которыми питают свиней. Этим указывается на крайне бедственное состояние грешника. Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/pritcha-o-bludnom-syne-tolkovanie-propovedi-ikony/#i-3; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему2(Лк. 15, 14-20).
Почему блудный сын все же раскаялся, а не погиб окончательно, как погибли нравственно и физически люди при Ное, а также жители Содома и Гоморры?
Один славный святитель Церкви нашей Русской объясняет это тем, что младший блудный сын хорошо наставлен был своим отцом в истинах веры и нравственности. Мудрый и добрый отец знал, что рано или поздно сын его захочет свободной жизни. Зная, что свободы лишить его нельзя, он воспитывает своего сына, пока он еще под его руководством, в святой вере и добродетельной жизни.
И доброе семя, посеянное любящим отцом в душе сына, не пропало даром, но в самый критический момент, на краю духовной смерти, принесло плод в виде раскаяния.
Господь невидимыми путями направляет всех грешников к Себе, ибо Господу дороги и самые тяжкие преступники. Одних людей Бог направляет на путь спасения через увещевания Своих пастырей, других — неожиданными болезнями, иных — семейными скорбями, остальных — имиже весть судьбами. Но все сие делает Господь так, чтобы не нарушить свободной воли человека.
У людей есть всегда свободный выбор: они могут или пойти на путь добрый, или на путь злой. Не лучше ли пользоваться великим даром свободы не во зло, не для удовлетворения своих греховных стремлений, а во благо, для делания добрых дел, как и говорит апостол: к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти3(Гал. 5, 13).
Господь Бог ждет от нас свободного, добровольного исполнения Его заповедей.
«…сейчас Бог может за две минуты потрясти весь мир и заставить его измениться — так, чтобы все стали верующими и даже “суперверующими”. Как? А вот как: если Он переключит тумблер на “землетрясение” и станет потихонечку поворачивать регулятор усилителя: сначала на “5 баллов Рихтера”, потом — на “6”, потом — на “7”… На “восьми” многоэтажки начнут качаться, как пьяные, и биться одна о другую. На “десятке” все скажут: “Согрешили! Умоляем Тебя, спаси нас!” А может быть, люди даже дадут обет уйти в монахи — все до одного! Но лишь только землетрясение закончится, а люди, хотя и будут еще немного покачиваться — уже смогут удерживаться на ногах, опять побегут в бары и на дискотеки! Потому что в таком обращении людей к Богу не будет настоящего покаяния, они произнесут слова покаяния поверхностно, чтобы спастись от зла.»
(Прп. Паисий Святогорец)
Покажем лучше Ему свою искреннюю преданность и от всей души нашей будем творить все, что угодно Его святой воле. Ибо только то добро, которое творится нами добровольно, искренно, — имеет нравственную цену и угодно Богу, как говорит тот же апостол: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог4(2 Кор. 9, 6—7).
(Священномученик Онуфрий (Гагалюк)
Искусство на основе притчи о блудном сыне
Притча о блудном сыне является одной из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Сюжет ее обычно включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.