Великий Пост. Часть 1. Сущность и значение

Великий Пост. Часть 1. Сущность и значение

«Заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?». и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его».

(Втор. 30:11-14)

«… заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода».

(Мк. 4:19)

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом».

(Мф. 17:21)

«Когда вы постились… Для Меня ли постились?»

(Зах. 7:5)

Сущность и значение поста в Православной Церкви

Пост – аскетическая практика, состоящая в воздержании тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души от злых помыслов, дел и слов, время сугубого покаяния и трезвения.

Одна из главных целей поста состоит в борьбе со страстью чревоугодия, которая лежит в основе 5‑ти из 8‑ми основных страстей, поэтому борьбе с ней и уделяется такое большое внимание.

Пост является также проверенным средством выявления наших страстей, и стяжания добродетелей, в первую очередь добродетели воздержания.

Само понятие пост знают многие, но истинный пост — не каждый. Под «постом» можно услышать: диета, график, похудение, вера.

Что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, а на самом деле не любит и тяготится внутри себя? Можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения на столе, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Мы прекрасно понимаем, что это не будет настоящим постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены.

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом «духовным». Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор.

Вообщем, конечно, хорошо, но разве из этого следует, что в обычное время христианин может себе все это позволить?

Очевидно, что мы с вами должны всегда «трезвиться» и быть внимательным, охраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если кто-то не в силах удержать себя, то, скорее всего, так будет и во время поста. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост – это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням.

Если по старческой немощи или по нездоровью кто-то не может отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного – словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…

«Посты грамотно готовили весь организм к смене времени года: Великий пост готовил его к лету, к переходу на новые продукты. Успенский пост – переход к осени, Рождественский – к зиме».

(Научный сотрудник Института питания РАМН, М.М. Гуревич (1990))

«Согласно последним исследованиям Национальной академии питания США и, в частности, Аризонского центра питания и пищевой аллергии под руководством профессора Уильяма Джонсона, единственной рациональной системой питания на сегодняшний день признано именно система перемежающегося приема мясной и вегетарианской пищи, поскольку таким образом и пищеварительная, и иммунная системы человеческого организма получают естественную тренировку и комплексное оздоровительное воздействие. Но, в таком случае, можем ли мы назвать какую-нибудь иную более совершенную систему такого питания, чем постовые предписания Православной Церкви, вырабатывавшиеся в течение тысячелетий по Божественному откровению и апробированные миллионами христиан во все времена по всей земле?

Согласно данным первого русского аллерголога В.П. Силича (1868 год) заболевание рецидивирующей крапивницей и атопическим дерматитом – казуистика; бронхиальная астма – 2–3 случая на 100 000 населения; полиноз – 2–4 случая на 100 000 населения, экссудативно-катаральный диатез – казуистика у детей. В настоящее время только лишь в Минске насчитывается около 50 000 случаев бронхиальной астмы.

По наблюдениям, из 200 моих пациентов, страдающих бронхиальной астмой всех форм, только 15 являются православными христианами. И у всех них во время постов наблюдается уменьшение количества приступов, нет четко очерченных приступов.»

(А. В. Осипова, врач-аллерголог)

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но уж точно надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 6 степеней физического поста:

Существует 6 степеней поста, согласно Уставу (приводятся в порядке возрастания строгости поста):

1. Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице – масленице).

2. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба (и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино).

3. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища – «варение» (т.е. прошедшая тепловую обработку – вареная, печеная и т.п.) с растительным маслом и вино.

4. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла.

5. Сухоядение. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная», т.е сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты (в Типиконе предлагаются, например: изюм, маслины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.

6. Полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».

В первые дни Великого поста рекомендуется увеличить порции и количество приемов пищи, что позволит не испытывать чувство голода. Кроме того, необходимо тщательно следить за питьевым режимом.

Менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу.

Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста, просто надо понимать, и наша душа точно чувствует это: кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда, ведь что толку, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка?

Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста. Пророк Исайя, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей, когда-то сказал:

«Почему мы постимся, а Ты не видишь?”.

(Ис. 58:3)

В настоящее время – время ослабления и падения веры – нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями. В каждом отдельном случае важно благословение духовника или совет священника. Просто всегда важно помнить, что для христианина тело — это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас.

Пост также выступает свидетельством духовной природы человека — в отличие от животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек — это не более чем «усовершенствованное животное». Религиозный пост — простейший способ показать, что это не так.

«В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания – пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов – через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу…

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение.

Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами«.

(о. Александр Ельчанинов)

«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста».

(Прп. Варсонофий Великий)

(А. Зайцев, С. Худиев, из трудов Н. Е. Пестова)

(Продолжение следует)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x