Новый Иосиф

Featured Video Play Icon

Память 25 февраля/10 марта

Латинское написание:
Tharasius.

Имя в переводе с греческого:
«Волнующий».

«Итак покаяние есть питательница и сожительница любви, милосердия, молитвы, поста, воздержания, целомудрия, смиренномудрия, благости, милосердия и сопутствует всему этому. Или вернее сказать: все это покаяние. Кто пренебрегает им, тот не принадлежит к числу спасаемых, но к числу погибающих, в которых червь не умирает и огонь не угасает. — Да избавимся мы от этого и да удостоимся обетованных благ благостию и милосердием Христа Бога нашего.»

(Из проповедей свт. Тарасия Константинопольского)

» «о, непорочная Дево! о, святая Матерь! о, благословенная в женах! Ты – свобождение Адамовой клятвы, Ты – исполнение Евина долга. Ты – чистейшее приношение Авеля. Ты – непостыдная надежда Еноха. Ты – радование Еноха и преставление к будущему животу. Ты – всесветлое украшение царства и священства Мелхиседекова. Ты – покорное повиновение Авраама обетованию о деторождении. Ты – новая жертва и мысленное всесожжение Исаака. Ты – начало восхождения Иакова на лествицу. Ты – целомудрие Иосифа и низвержение древней египтяныни, т. е. синагоги иудейской. Ты – терпеливое возглавие Иова в напастях и двойное воздаяние ему имущества. Ты – богописанная книга Моисея законодателя. Ты – жезл Аарона прозябший. Ты – дщерь Давида, «рясны златыми одеянная и преиспещренная» (Пс.44:14). «Ты – одр Соломонов златотканный, шестьдесят сильных окрест его от сильных израилевых» (Песн.3:7). Ты – начало вознесения Илии на небо и уничтожение мысленной Иезавели. Ты – сугубое благословение милоти Елисея, коей он разсек потоки Иордановы и воду соленую соделал годною к употреблению. Ты – спасение Ионы в ките и покаяние ниневитян и прощение независтное.»

(Из проповедей свт. Тарасия Константинопольского)

Святитель Тарасий (греч. Ταράσιος) – cын богатых и знаменитых родителей Георгия и Евкратии, которые воспитывали его в страхе Божием и дали ему хорошее образование. Еще в молодых летах он был возведен на важную гражданскую должность, он был одним из царских советников.

Он быст­ро вы­дви­нул­ся при дво­ре им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI Пор­фи­ро­род­но­го (780–797) и его ма­те­ри, свя­той ца­ри­цы Ири­ны (797–802; па­мять 7 ав­гу­ста), и до­стиг зва­ния се­на­то­ра.

В те вре­ме­на Цер­ковь вол­но­ва­ли ико­но­бор­че­ские сму­ты. Свя­той пат­ри­арх Па­вел (780–784; па­мять 30 ав­гу­ста), не со­чув­ство­вав­ший в ду­ше ико­но­бор­че­ству, по сла­бо­сти ха­рак­те­ра не мог ре­ши­тель­но бо­роть­ся с ере­сью и по­то­му уда­лил­ся в мо­на­стырь, где при­нял схи­му.

Ко­гда к нему при­шла свя­тая ца­ри­ца Ири­на со сво­им сы­ном-им­пе­ра­то­ром, свя­ти­тель Па­вел объ­явил им, что до­стой­ным пре­ем­ни­ком его мо­жет быть толь­ко свя­той Та­ра­сий (в то вре­мя ми­ря­нин). Та­ра­сий дол­го от­ка­зы­вал­ся, не счи­тая се­бя до­стой­ным столь вы­со­ко­го са­на, но по­том под­чи­нил­ся об­ще­му же­ла­нию, с усло­ви­ем, что бу­дет со­зван Все­лен­ский Со­бор для осуж­де­ния ико­но­бор­че­ской ере­си.

Прой­дя в ко­рот­кое вре­мя все иерар­хи­че­ские сту­пе­ни, свя­той Та­ра­сий был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол в 784 го­ду. В 787 го­ду под пред­се­да­тель­ством свя­ти­те­ля – пат­ри­ар­ха Та­ра­сия в г. Ни­кее со­сто­ял­ся VII Все­лен­ский Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло 367 епи­ско­пов. На Со­бо­ре бы­ло утвер­жде­но по­чи­та­ние свя­тых икон. Те из епи­ско­пов, ко­то­рые при­нес­ли по­ка­я­ние в ико­но­бор­че­стве, бы­ли вновь при­ня­ты Цер­ко­вью.

Однако могущественная оппозиционная партия, имевшая сторонников среди войск и столичного населения, долго тормозила дело, так что Собор созван был в Никее только в 787 году (Второй Никейский). На Соборе иконопочитание было восстановлено и богословски обосновано.

Подобный светильнику, поставленному на подсвечник Церкви1(ср.: Мф 5, 15; Лк 8, 16; 11, 33), св. Тарасий осиял ее све­том своих добродетелей: постом, долгими ночными бдения­ми, посвященными молитве и размышлениям над словом Божиим, делами евангельского милосердия.

Тарасий

Подражая Господу, он считал себя слугой всех и каждого, и не переносил, чтобы кто-либо оказывал ему хоть малейшее услужение.

Он одевал­ся очень просто и был смиренен во всех поступках. Так, про­поведуя собственным примером, Тарасий боролся с неслыханной роскошью, которой предавался в то время клир.

Милостыню архиепископ раздавал с таким рвением, что получил прозвище Новый Иосиф. По его повелению строи­лись приюты и странноприимные дома, бедные делили с ним его скромные трапезы, нуждавшимся выплачивалось месячное содержание, учет которому велся в специальных папи­русных регистрах.

Зимой он сам, облачившись в священни­ческие одежды, раздавал бедным обильную пищу.

Подавая пример добродетельной жизни, он подвигнул многих учеников отказаться от мира и создал для них боль­шой монастырь на левом берегу Босфора, при впадении его в Черное море. Оттуда вышли многие епископы, например, св. Михаил Синадский и св. Феофилакт Никомидийский — столпы возрождавшегося Православия.

Преставился мирно, в 806 году, правив Церковию 22 года и 4 месяца. «Бяше по всему телу и подобию подобен св. Григорию Богослову, но не бяше сей вельми сед».

Сочинения Тарасия (6 писем, гомилия и полемика против иконоборцев). Речь его при избрании в патриархи сохранилась. Труды святителя Тарасия включены в 98-й том Patrologia Graeca.

Тропарь святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому, глас 4

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя, / яви тя стаду твоему, / яже вещей истина, / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая. / Отче Тарасие, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак святителю Тарасию, глас 3

Православными догматы Церковь уяснив, / и Христову, блаженне, честную икону почитати / и покланятися всех научив, / обличил еси иконоборцев безбожное веление. / Сего ради вопием ти: // о отче, радуйся, мудре Тарасие.

Молитва вторая святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Тарасие, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x