Архангел Гавриил. Обещание обновления мира.
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим1(Лк. 1:26–35)«.
«И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле…2(Дан. 8:15–18).
И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною…3(Дан. 9:20–22)«
Из этого описания следует, что ангел Гавриил имеет человекообразный вид, но при этом способен прилетать, а значит, надо полагать, имеет крылья. Именно на данном образе основана иконография архангела Гавриила в православной традиции. В Евангелии нигде не упоминается о том, что у него есть крылья.
Явление Гавриила Деве Марии происходит в Галилее — области, которая граничит с озером Киннерет (Геннисаретское, или Галилейское озеро). Во времена пророка Исаии эта земля была населена преимущественно язычниками4(Ис. 9:1–2), однако к I веку нашей эры Галилея была заселена по преимуществу евреями; язычники в пропорциональном отношении составляли лишь незначительную часть от общего числа жителей области[1]. Назарет, находившийся на некотором расстоянии от Галилейского озера, был небольшим городком: в нем в то время проживало, как полагают, не более пятисот человек[2].
В рассказе о Благовещении Мария дважды названа «Девой» (παρθένος). Вся Ее беседа с ангелом строится вокруг темы бессеменного зачатия. Слова Гавриила «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» указывают на особое действие Святого Духа, которое позволит Марии зачать Младенца без участия мужа. К теме девства Марии и действия Святого Духа мы вернемся, когда будем обсуждать повествования о рождении Иисуса в Евангелиях от Луки и от Матфея.
Здесь же попробуем ответить на вопрос: из какого источника Евангелист Лука мог почерпнуть сведения о событиях, описанных в начальных главах его Евангелия, в частности, о Благовещении? Ответ напрашивается сам собой: о беседе с ангелом ученикам Иисуса могла сообщить много лет спустя Сама Дева Мария. Такая гипотеза не кажется неправдоподобной, если учесть, что после воскресения Иисуса апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса»5(Деян. 1:12). Потрясенные смертью Иисуса и еще находясь под впечатлением от Его воскресения, они могли расспрашивать Марию о Его рождении и ранних годах жизни. Какие-то из этих рассказов впоследствии (а может быть, прямо в момент произнесения) были записаны.
Благовещение
Слово, возвещенное Ангелом Деве, перевернуло ход истории. Обратило вспять логику вещей, видоизменило суть миробытия. Человек отличается от животного мира и от мира природы осознанным знанием о своей смерти. Вестником этого знания является язык. Человеческое слово — Ангел Смерти, который объединяет в этом знании всех людей.
Архангел Гавриил возвестил Марии зачатие Спасителя мира Духом Святым. Изгоняя смерть из миробытия, Благовестие Ангела и человеческий ответ Девы, ее согласие на благовестие Ангела, преображают слово в… место присутствия Жизни. Слово становится знамением, топосом силы, инструментом спасения. Словом Церкви — когда Слово Писания знаменуется над водой, елеем, хлебом и вином, человеком — совершаются таинства. Они — знаки упразднения смерти и несут в себе жизнь, даруют жизнь с избытком6(Ин. 10:10).
Все мы не просто причастны этому миру, но мы плоть от плоти нашей планеты. Но мир живет своей жизнью, мир идет своим путем. У него свои глаза, свои чувства, свой разум, свои инстинкты свой возраст. Мир постарел, он состарился. Он плохо слышит, почти не видит. Он мыслит устало.
Из инстинктов у него остался только инстинкт самосохранения. Одинокий и изолированный, мир пробует выжить, сохраниться пусть даже ценой превращения себя самого в чистое изолированное биологическое существование. Без окружающей среды, без родных и близких, без себя самого.
Как и всякое подлинное историческое событие в истории спасения, Благовещение должно раскрываться в истории мира. Если этого не происходит, мир начинает стремительно стареть и умирать. Он начинает разрушаться. Терпит поражение от катастроф и болезней. Слово благовещение означает «весть». Оно является синонимом провозвестия. После Воскресения Господа Иисуса, провозвестие, то есть благовещение, вверено Церкви. И исполняется в той мере, в какой Церковь как единое целое и как общество верных продолжает благовествовать Благовещение. «Что в теле душа — то в мире христиане», — сказано в одном из первых христианских текстов, «Послании к Диогнету».
Церковь — это мы. Как ангелы Господа Иисуса, вестники Предвечного Совета. Провозвестники, из уст каждого из которых призвано исходит благовещение о спасении, весть о том, что у мира есть Господь, и Господь пришел в это мир. Мир будет спасен и обновлен.
Из него, немощного, Господь сделает сильного, старому — вернет юность. Терпящего разрушение сделает процветающим. Благая весть о мире — это благовещение о том, что Господь имеет вернуться. Мир имеет стать новым миром. Вселенная — обрести бессмертие. Сделаться новой, юной, красивой. Стать таинством. «Радуйся, благодатная, Господь с Тобой». В Пресвятой Деве Марии эти слова стали будущим Вселенной.
(Иер. А. Соколовски)