«Гимн любви» в трудах святых Апостолов

«Гимн любви» в трудах святых Апостолов

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

(Первое послание к Коринфянам 13:4-8)

«Сказать человеку: „Я тебя люблю“ — то же самое, что сказать ему: „Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь…“»

(Митр. Антоний Сурожский)

Апостол Павел

Первоверховный Павел пишет гимн Любви.

Знаменитый Павлов «гимн любви» предваряется разъяснением того, что каждый отдельно взятый человек есть часть целого со своими дарованиями, которые это целое восполняют. Не могут быть все апостолами, пророками, каждый из этих даров есть деталь, из коих составляется целое — Тело Христово. Но эти дарования, во многом не требующие особых навыков их приобретения, просто даны. Ими можно пользоваться, их развивать, но они данность той части, которой является каждый отдельный человек. Однако есть нужда у любого человека, отмечает Павел, непрестанно развивать тот дар, который свойствен каждому и в котором каждый же осознает себя не оторванным от всего членом, а увидев, осознает себя в полноте состоящим.

И этот дар есть любовь. В этом даре, превосходящем все прочие дары, каждый обладает и тем, чего у него нет, потому что, делясь своим, получает то, чем сам не обладает.

О том, как следует понимать Павловы слова об обретении дара и пользовании им, о том, как оно сейчас, как правило, понимается, несколько слов. Любовь, по мнению Павла, есть «путь превосходнейший», то есть превосходящий все прочие человеческие таланты, навыки. Слово это  любовь  в разных языках имеет множество значений.

Мы разберем лишь значения на нашем русском языке. Любовь нынче многими людьми понимается, да тем на самом деле и является большей частью по смыслу, как пылание чувств. Или иными словами — повышенный градус чувственного восприятия предмета своего внимания. Поскольку чувства не есть нечто единое целое, связанное воедино, а дискретны и различимы, то каждому из них и назначается своя любовь.

Чувствовать голод или половое напряжение, эмоционально возбуждаться от произведения искусства, да и многое другое  все это называется вместе и по раздельности чувствами. Сильное же воспаление чувств с желанием их скорейшего удовлетворения или просто удержания на повышенном тонусе обычно считают и называют любовью.

Любить макароны с сыром, любить танцевать вальс, любить Катеньку или Машеньку, любить живопись Левитана или стихи Есенина, всему этому находится одно слово  любовь. То есть это то, что нравится, предпочитается. Люблю лохматых кошечек, например, особое предпочтение оказываю лохматым. Чувства по отношению к ним приходят в особый восторг и умиление, каждый раз при виде лохматых настроение заметно поднимается.

В греческом языке, на котором и писалось Евангелие, такого объединительного, выражающего симпатии и предпочтения слова нет. Там есть «эрос»  комплекс чувств, связанных с инстинктом размножения, есть «филио»  повышенное внимание, интерес обычно к неодушевленным предметам, как чувственное, так и интеллектуальное. Наконец, «агапе»  скорее, братолюбие, дружелюбие, доходящее до самоотверженности, то есть интерес к нужде ближнего, равный или в экстренных случаях превышающий интерес к себе.

Это не «виды любви», как у нас в богословских сочинениях растолковывают. Это по-русски у любви есть «виды», а там  нет, все это вообще о разном.

Апостол Петр

Раскаяние апостола Петра
Ап. Петр. Раскаяние

А вот более непохожих  по характеру и темпераменту, чем апостолы Петр и Павел среди первых проповедников христианства трудно найти.

Апостол Петр появляется на страницах Евангелия вслед за своим братом Андреем, первым учеником, которого выбирает Христос. В момент призвания Симон — взрослый, состоявшийся семейный человек, имеющий в руках надежное ремесло рыбака.

Основательность характера делает его, пожалуй, самым уважаемым членом апостольской общины. Его и только его Христос называет «по имени – отчеству»  — Симон сын Ионы, явно выделяя его из ряда других учеников.

Простота Петра не лишает его духовной проницательности.

Именно он угадывает в Иисусе из Назарета Мессию, пришествие которого было предсказано пророками.

Известный всем эпизод предательства Христа раскрывает еще одну важную черту характера Петра – предельную искренность и природную пылкость. Внимательный читатель Писания не может не заметить ☝ что не один-то Петр клятвенно обещал душу положить за своего Учителя.

Как отмечает евангелист Матфей: «подобное говорили и все ученики»1(Мф. 26,35). Но все они что? Разбежались из Гефсиманского сада. И только Петр предпринял попытку защитить Христа, ударив в душевном порыве мечом одного из слуг первосвященника2(Ин.18,10). История троекратного отречения Петра, о которой охотно рассказывают все четыре евангелиста, делается широко известной из-за глубокого и искреннего раскаяния апостола, который искренне и смело говорит о своем малодушии.

Апостол Петр в двух посланиях предлагает такой рецепт настоящей любви, в которой нет места ссорам и обидам:

Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.3(1Пет.4:8)

Любовь, по мысли апостола Петра, — это не способ получить удовольствие от другого человека, не механизм для его использования, а возможность для прощения обид, помощи ближнему и преодолению конфликтов.

При этом, апостольское понимание любви совсем не похоже на скучные нравоучения о том, «как важно быть хорошим». Любовь это цель, а не средство для эгоистического достижения чего-либо.

 Αγάπη4Ага́пэ, ага́пе, иногда также ага́пи (др.-греч. ἀγάπη) — одно из четырёх древнегреческих слов (другие: э́рос, фили́я, сторге́), переводимых на русский язык как «любовь».

Как мы выше говорили, «агапе» — это любовь (если пользоваться этим общим словом, имея в виду его «подвид»), как «во мне нужда», прямо противоположная сегодняшнему обычному пониманию любви как «моей нужды». Нужды возбудить, привести в умиление и удовлетворить свои чувства. Себя то есть удовлетворить.

Эстетически, физически, душевно, духовно — да как угодно. Потому Павел и называет братолюбие «путем превосходнейшим», ибо этот путь устраняет нужду каждого, не требует каких-то особых даров и природно естественен.

Не требует даже особого каждый раз воспылания чувств к «предмету любви», можно и умом понимать, да даже и правильнее, что тут надо принять участие. Глаза вроде не на затылке, позволяют видеть, оценить, проанализировать любую ситуацию. Чувства, скорее, даже мешать будут, сегодня они есть, завтра они уже улетучились, «неохота» стало их даже и заводить. Тем более что в отличии от «лохматых кошечек» умиляться тут особо и нечему.

Любви не надо «достигать», ее требуется просто осуществлять, «ревновать» о ней, усердствовать в ее исполнении. Она есть, собственно, мотив всех разумных действий.

Поэтому, если какие-либо деяния человек осуществляет без любви, то толку от этого нет, потому что нет главного целеполагания во всем этом «переставлении гор» и прочей духовной физкультуре. Все это пользование даром для собственного удовлетворения, утверждения.

Но не для той цели, к которой человек призван.

(И. Бекшаев, Е. Зайцева, ред. N.E.W.O.D.)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x